Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 23:53, контрольная работа
В организациях принимается большое количество самых разнообразных решений, различающихся между собой по содержанию, срокам действия и разработки, направленности и масштабам воздействия, уровню принятия, информационной безопасности и т.д. Их классификация позволяет выделить классы или виды решений, требующих различного подхода к организации процесса управления и методам принятия решений, а также неодинаковых по затратам времени и других ресурсов.
Решения, принимаемые субъектом, который одновременно выступает и как объект. Сюда относятся решения, принимаемые на началах общественного самоуправления. В настоящее время этот процесс интенсивно развивается, особенно в связи с акционированием и общим повышением роли производственного коллектива.
Введение…………………………………………………………………….3
Классификация решений по субъектно-объектному признаку……...4
2. Классификация решений по степени определенности ситуации…….4
3. Классификация решений по форме…………………………………….6
4. Классификация решений по характеру целей и длительности действий…………………………………………………………………………...6
5. Классификация решений по их месту и функциям в процессе управления………………………………………………………………………...7
6. Классификация решений по алгоритму………………………………..9
7. Классификация решений по основаниям……………………………..10
8. Классификация решений по содержанию задачи принятия решений и степени охвата объекта управления……………………………………………11
9. Классификация решений по организации……………………………12
10. Классификация решений по причинам……………………………...13
11. Классификация решений по повторяемости выполнения………….13
12. Классификация решений по масштабам воздействия……………...14
13. Классификация решений по прогнозируемым результатам……….14
14. Классификация решений по характеру разработки и реализации...15
15. Классификация решений по методам переработки информации…16
16. Классификация решений по направлению воздействия и по глубине воздействия………………………………………………………………………16
17. Классификация решений по ограничениям на ресурсы……………17
Заключение………………………………………………………………..18
Литература………………………………………………………………...18
Содержание
Введение…………………………………………………………
2. Классификация решений
по степени определенности
3. Классификация решений по форме…………………………………….6
4. Классификация решений
по характеру целей и длительности действий…………………………………………………………
5. Классификация решений
по их месту и функциям в
процессе управления……………………………
6. Классификация решений по алгоритму………………………………..9
7. Классификация решений по основаниям……………………………..10
8. Классификация решений
по содержанию задачи принятия
решений и степени охвата
9. Классификация решений по организации……………………………12
10. Классификация решений по причинам……………………………...13
11. Классификация решений по повторяемости выполнения………….13
12. Классификация решений
по масштабам воздействия…………….
13. Классификация решений
по прогнозируемым результатам…
14. Классификация решений по характеру разработки и реализации...15
15. Классификация решений по методам переработки информации…16
16. Классификация решений
по направлению воздействия и
по глубине воздействия……………………
17. Классификация решений
по ограничениям на ресурсы…………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Управленческие решения (УР) всегда связаны с изменениями в организации или производстве, их инициатором обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений. Под управленческим решением понимают и разработку определенного варианта действия, и процесс деятельности, и акт выбор, и результат выбора, т.е. конечный результат. Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов, а именно этапы разработки, принятия и реализации решений.
В зависимости от сферы разработки и реализации управленческого решения могут использоваться разные формы.
Формы разработки: указ, закон, приказ, распоряжение, указание, акт, протокол, инструкция, договор, соглашение, план, контракт, модель.
Формы реализации: предписание, убеждение, разъяснение, принуждение, наставление, сообщение, деловая беседа, личный пример, обучение, совет, деловые игры (тренинг), совещания, заседания, отчет, деловое слово.
В организациях принимается большое количество самых разнообразных решений, различающихся между собой по содержанию, срокам действия и разработки, направленности и масштабам воздействия, уровню принятия, информационной безопасности и т.д. Их классификация позволяет выделить классы или виды решений, требующих различного подхода к организации процесса управления и методам принятия решений, а также неодинаковых по затратам времени и других ресурсов.
Критерии классификации управленческих решений – это основания, с помощью которых делят управленческие решения на классы или виды.
Исходя из написанного, целью настоящей контрольной работы будет рассмотрение классификации управленческих решений.
1. Классификация решений по субъектно-объектному признаку
Ведущее место среди субъектов управленческих решений занимает государство.
Решения, принимаемые государством, охватывают все общество в целом, все его сферы и регулируют поведение всех без исключения классов, социальных слоев, групп и отдельных граждан.
Законы выступают в качестве высшей формы права, обладают наивысшей силой и регулируют наиболее важные общественные отношения.
Акты верховных и
местных выборных органов – основа
для правотворческой
Акты органов государственного
управления – это акты, принимаемые
ими в процессе исполнительно-
Решения, принимаемые субъектом, который одновременно выступает и как объект. Сюда относятся решения, принимаемые на началах общественного самоуправления. В настоящее время этот процесс интенсивно развивается, особенно в связи с акционированием и общим повышением роли производственного коллектива.
2. Классификация
решений по степени
Определенность. Решение принимается в условиях определенности, когда руководитель в точности знает результат каждого их альтернативных вариантов выбора. Примером определенного решения является то, что руководитель, по меньшей мере на ближайшую перспективу, точно может установить, какими будут затраты на производство определенного изделия, поскольку арендная плата, стоимость материалов и рабочей силы известны или могу быть рассчитаны с высокой точностью.
Неопределенность. Решения принимаются в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Неопределенность характерна для некоторых решений, которые приходится принимать в быстро меняющихся обстоятельствах. Сталкиваясь с неопределенностью, руководитель может использовать две основные возможности. Во-первых, попытаться получить дополнительную информацию и еще раз проанализировать проблему. Руководитель сочетает эту дополнительную информацию и анализ с накопленным опытом, способностью к суждению или интуицией, чтобы придать ряду результатов субъективную или предполагаемую вероятность. Вторая возможность – действовать или интуицией и сделать предположение о вероятности событий. Это необходимо, когда не хватает времени на сбор дополнительной информации или затраты на нее чересчур высоки.
Риск. К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна. Вероятность определяется как степень возможности свершения данного события и изменяется от 0 до 1. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице. В условиях определенности существует лишь одна альтернатива. Наиболее желательный способ определения вероятности – объективность. Вероятность объективна, когда ее можно определить математическими методами или путем статистического анализа накопленного опыта. Например: монета ложится «решкой» в 50% случаев. Вероятность будет определена объективно, если поступит достаточно информации для того, чтобы прогноз оказался статистически достоверным. Например, монета может лечь «орлом» вверх 10,20 и большее число раз в серии. Во многих случаях организация не располагает достаточной информацией для объективной оценки вероятности, однако, опыт подсказывает, что именно может, скорее всего, случиться с высокой достоверностью. В такой ситуации руководитель может использовать суждение о возможности свершения альтернатив с той или иной субъективной или предполагаемой вероятностью. Например, ставки на скачках, которые делаются до начала забегов. Люди располагают информацией и опытом – они знают, как выступала лошадь в других соревнованиях – но этого недостаточно для установления объективной вероятности.
3. Классификация решений по форме
Преобладающей формой являются письменные решения. Это форма решений позволяет внести тот элемент стабильности, упорядоченности и фиксирования информации, без которого немыслимо управление.
Тем не менее, важное место занимают и устные решения, которые в деятельности управленческого и производственного аппарата составляют наиболее оперативную ее часть. Подобные решения могут касаться важных вопросов и должны подкрепляться ответственностью за исполнение.
Еще одной формой решений являются решения, применяющиеся в автоматизированных системах. Это кодированные решения, которые наносятся на специальные документы, перфокарты, различные магнитные носители.
4. Классификация решений по характеру целей и длительности действий
Стратегические решения. Такие решения обычно касаются коренных проблем. Они принимаются в масштабе объекта управления и выше, рассчитаны на длительный отрезок времени, на решение перспективных задач.
Стратегические цели – это цели, предусматривающие решение масштабных проблем и относятся к компании в целом.
Стратегические решения
являются наиболее важными решениями.
Они особенно значимы для конкурентоспособно
Тактические решения. Такие решения, как правило, обеспечивают реализацию стратегических задач. По времени они не превышают одного года.
Тактические цели – это задачи, предусматривающие решение частных проблем, намечаемые менеджерами среднего звена и описывающие шаги, прохождения которых требуют стратегические сели организации.
Оперативные решения. Такие решения связаны с осуществлением текущих целей и задач. По времени они рассчитаны на период, не превышающий месяца.
Операционные цели – это задачи, предусматривающие решения текущих вопросов, намечаемые менеджерами нижнего звена и описывающие действия, необходимые для достижения тактических и стратегических целей.
5. Классификация решений по их месту и функциям в процессе управления
Оценка обстановки (внешних условий) обычно связывается с подготовкой определенного действия, но в то же время является самостоятельной задачей. Оценить обстановку только путем умозаключения на основании суждений, содержащихся в исходной информации, невозможно. Обычно нет полной гарантии правильного распознавания истинного положения дел и обстоятельств. Оценка обстановки сама по себе содержит все основные признаки подготовки и принятия решения.
Принятие решения о том, какую информацию следует считать истинной, называют информационным решением. Информационное решение предполагает преобразование информации в такую форму, которая в наибольшей степени соответствует конкретной задаче управления. Например, руководителю предприятия в течение некоторого времени поступает самая разнообразная информация о состоянии работ на различных участках. В результате обработки этой информации и сопоставления ее с более ранней руководитель вырабатывает свое представление о производственной ситуации, то есть составляет ее мысленную модель. Это и есть информационное решение.
Следующей разновидностью являются организационные решения. Организационное решение – это выбор альтернатив, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Его цель - обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Организационное решение состоит в определении структуры, распределении функций между подразделениями и должностными лицами, установлении подчиненности и схемы взаимоотношений. Особенностью организационных решений является их ориентация на сравнительно широкий диапазон ситуаций. Даже организации разового назначения могут при выполнении поставленной задачи столкнуться с разнообразными условиями. Поэтому их необходимыми качествами являются адаптивность и устойчивость к посторонним влияниям.
К наиболее сложным и ответственным
относят решения, которые называют технологическими или управленческо-технологическими
6. Классификация решений по алгоритму
Запрограммированные решения. Запрограммированные решения – это есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения. Как правили, число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. Например, инспектор больницы при составлении графика работы медсестер и санитаров может исходить из формулы, требующей определенного соотношения между числом пациентов и обслуживающего персонала. Если правилами больницы предусмотрена одна медсестра на пять пациентов, то решение принимаются автоматически – на этаже с 50 пациентами нужно иметь 10 сестер. Руководителю очень важно иметь уверенность в том, что процедура принятия решений, в самом деле, правильна и желательна. Очевидно, если запрограммированная процедура становится неверной и нежелательной, решения, принятые с ее помощью, будут неэффективными, а руководство утратит уважение своих работников и тех людей вне организации, на которых принимаемые решения сказываются. Более того, в высшей степени желательно сообщить об обоснованиях методологии принятия запрограммированных решений тем, кто этой методологией пользуется, нежели просто предложить ее для употребления. Неспособность ответить на вопросы, начинающиеся с «почему» в связи с процедурой принятия решений, зачастую порождает напряжение и обижает людей, которые должны применять эту процедуру.