Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:52, реферат
Формирование коммуникационных сетей и создание условий для успешного функционирования коммуникаций в организации составляют одну из важнейших задач управления. Не случайно немецкие ученые В. Зигерт и Л. Ланг отмечают: “Хлеб людей организации -- информация и коммуникации. Если нарушаются информационные потоки внутри предприятия и связи с внешним миром, само существование этого предприятия под угрозой.
Коммуникации в организации, их виды, значение 1.Роль коммуникации в управлении организацией 3
2. Типология коммуникаций в организации. Каналы коммуникации. 4
Коммуникационный процесс.
1.Элементы и основные этапы. 7
2. Обратная связь и помехи. 10
Список литературы 12
Рис. 1. Простая модель процесса обмена информацией.
Хотя весь процесс коммуникаций часто завершается за несколько секунд, что затрудняет выделение его этапов, мы проанализируем эти этапы, чтобы показать, какие проблемы могут возникать в разных точках. Этот анализ подобен внимательному разглядыванию каждого кадра короткого эпизода на кинопленке.
ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕИ. Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. Многие попытки обмена информацией обрываются на этом первом этапе, поскольку отправитель не затрачивает достаточного времени на обдумывание идеи
Важно помнить, что идея еще не трансформирована в слова или не приобрела другой такой формы, в которой она послужит обмену информации. Отправитель решил только, какую именно концепцию он хочет сделать предметом обмена информацией. Чтобы осуществить обмен эффективно, он должен принять в расчет множество факторов.
Руководители,
неудовлетворительно обменивающиеся
информацией, могут действовать неудачно,
поскольку по отношению к ним именно так
действует высшее руководство. Дело в
том, что руководители высшего звена часто
служат ролевой моделью для поведения
подчиненных. Если наши руководители склонны
к принуждению или не откровенны в обмене
информацией с нами, мы вполне можем повести
себя подобным образом, обмениваясь информацией
со своими подчиненными. Однако вы находитесь
в ином положении, чем ваше начальство.
Поэтому вовсе необязательно действовать
в том же стиле, даже если этот стиль эффективен.
Что в действительности необходимо, так
это осознать -- какие идеи предназначены
к передаче до того, как вы отправляете
сообщение, и уверенность в адекватности
и уместности ваших идей с учетом конкретной
ситуации и цели.
КОДИРОВАНИЕ И ВЫБОР КАНАЛА. Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав для этого слова, интонации и жесты (язык тела). Такое кодирование превращает идею в сообщение.
Отправитель должен также выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования. К некоторым общеизвестным каналам относятся передача речи и письменных материалов, а также электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции. Если канал непригоден для физического воплощения символов, передача невозможна. Картина иногда достойна тысячи слов, но не при передаче сообщения по телефону. Подобным образом может быть неосуществимым одновременный разговор со всеми работниками сразу. Можно разослать памятные записки, предваряющие собрания небольших групп, для обеспечения понимания сообщения и приобщения к проблеме.
Если канал не слишком соответствует идее, зародившейся на первом этапе, обмен информацией будет менее эффективен.
Выбор средства сообщения не должен ограничиваться единственным каналом. Часто желательно использовать два или большее число средств коммуникаций в сочетании. Процесс усложняется, поскольку отправителю приходится устанавливать последовательность использования этих средств и определять временные интервалы в последовательности передачи информации. Тем не менее, одновременное использование средств обмена устной и письменной информацией обычно эффективнее, чем, скажем, только обмен письменной информацией. Ориентация на оба канала заставляет тщательнее готовиться и письменно регистрировать параметры ситуации. Однако никоим образом каждый информационный обмен не должен быть письменным. В этом случае потоки бумаг становятся неуправляемыми.
Второй
этап станет более понятным, если представить
его себе как операцию упаковки. Многие
действительно хорошие продукты не находят
сбыта, пока не обретут такой упаковки,
которую потребитель сочтет понятной
и привлекательной одновременно. Подобным
образом, многие люди с прекрасными идеями
не в состоянии упаковать их с помощью
символов и вложить в каналы, значимые
и притягательные для получателя. Когда
такое происходит, идея, будь она даже
распрекрасной, зачастую не находит «сбыта».
ПЕРЕДАЧА.
На третьем этапе отправитель использует
канал для доставки сообщения (закодированной
идеи или совокупности идей) получателю.
Речь идет о физической передаче сообщения,
которую многие люди по ошибке и принимают
за сам процесс коммуникаций. В то же время,
как мы видели, передача является лишь
одним из важнейших этапов, через которые
необходимо пройти, чтобы донести идею
до другого лица.
ДЕКОДИРОВАНИЕ. После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование -- это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информации на этом должен завершиться.
Однако
по ряду причин, о которых речь пойдет
ниже, получатель может придать несколько
иной, чем в голове отправителя, смысл
сообщению. С точки зрения руководителя,
обмен информацией следует считать эффективным,
если получатель продемонстрировал понимание
идеи, произведя действия, которых ждал
от него отправитель.
2. Обратная связь и помехи
Прежде
чем обсуждать различные препятствия
на пути обмена информацией, вам необходимо
усвоить две важные концепции -- обратной
связи и помех.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю, который теперь играет роль получателя. Специалист по обмену информацией в бизнесе, профессор Филипп Льюис пишет:
«Обратная связь -- это опорная реакция на то, что услышано, прочитано или увидено; информация (в вербальном или невербальном оформлении) отсылается назад отправителю, свидетельствуя о мере понимания, доверия к сообщению, усвоения и согласия с сообщением. Эффективный обмен информацией должен быть двусторонне направленным: обратная связь необходима, чтобы понять, в какой мере сообщение было воспринято и понято... Руководитель не может думать, что все, сказанное или написанное им, будет в точности понято так, как он замышлял. Руководитель, опирающийся на такое ложное допущение, отсекает себя от реальности. Руководитель, который не наладит обратную связь для получателя информации, обнаружит, что эффективность его управленческих действий резко снижена. Аналогичным образом, если обратная связь с работниками заблокирована, руководитель в конце концов окажется изолированным или обманываемым».
Обратная
связь может способствовать значительному
повышению эффективности обмена управленческой
информацией. Согласно ряду исследований
двусторонний обмен информацией (при наличии
возможностей для обратной связи) по сравнению
с односторонним (обратная связь отсутствует),
хотя и протекает медленнее, тем не менее
эффективнее снимает напряжения, более
точен и повышает уверенность в правильности
интерпретации сообщений. Это подтверждено
в самых разных культурах.
Рис.
2. Процесс обмена информацией как система
с обратной связью и шумом.
информация,
накопленный опыт
ОТПРАВИТЕЛЬ
СООБЩЕНИЕ КАНАЛ
кодирует
отбирает передает сообщение
генератор идеи
декодирует отклик
КАНАЛ
передает сообщение
отбирает кодирует
ЦЕЛЬ
ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
ШУМ.
Обратная связь заметно повышает шансы
на эффективный обмен информацией, позволяя
обеим сторонам подавлять шум. На языке
теории передачи информации шумом называют
то, что искажает смысл. Источники шума,
которые могут создавать преграды на пути
обмена информацией, варьируют от языка
(в вербальном или невербальном оформлении)
до различий в восприятии, из-за которых
может изменяться смысл в процессах кодирования
и декодирования, и до различий в организационном
статусе между руководителем и подчиненным,
которые могут затруднять точную передачу
информации.
Определенные
шумы присутствуют всегда, поэтому на
каждом этапе процесса обмена информацией
происходит некоторое искажение смысла.
Обычно мы ухитряемся преодолеть шум и
передать наше сообщение. Однако высокий
уровень шума определенно приведет к заметной
утрате смысла и может полностью блокировать
попытку установления информационного
обмена. С позиций руководителя, это должно
обусловить снижение степени достижения
целей в соответствии с передаваемой информацией.
На рис.2 процесс обмена информацией представлен
как система с обратной связью и шумом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Коммуникации в организации, их виды, значение