Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение структуры и функционирования коммуникаций организаций её содержание и основные понятия, проанализировать коммуникационную структуру организации Мурманской области на примере теплоэнергитического предприятия «ТЭКОС».
Задачи курсовой работы изучить:
- сущность коммуникационного процесса;
- организационные коммуникации организаций;
- коммуникационная структура ГОУТП «тЭКОС».
введение ____________________________________________________
3
глава 1. Сущность коммуникационного процесса ______
5
1.1. Элементы процесса коммуникации. _____________________________
5
1.2. Виды коммуникаций. _________________________________________
7
1.3. Модели и функции коммуникации. ______________________________
8
Глава 2. Организационные коммуникации организа-
ций _______________________________________________________________
11
2.1. Функционирование коммуникационной структуры. ________________
11
2.2. Модели коммуникации. _______________________________________
17
2.3. Типы коммуникаций. _________________________________________
19
2.4. Организационные факторы, влияющие на коммуникации. __________
24
Глава 3. коммуникационная структура управления гоутп «т………» _______________________________________________
28
3.1. Характеристика структуры управления организации. _______________
28
3.2. Коммуникационные связи в организации. ________________________
30
3.3. Способы повышения эффективности коммуникационной системы. __
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _________________________________________________
35
библиографический СПИСОК
Внутренняя оперативная
Внешняя оперативная коммуникация - эта коммуникация связана с достижением организацией своих целей или межорганизационной деятельностью. Она осуществляется между организацией и образованиями, которые существуют вне ее. Она также относится к взаимоотношениям с правительственными, государственными, региональными органами и общественностью. Поскольку успех каждой организации зависит от ее внешней среды, этот тип коммуникации важен для продолжения деятельности организации.13
Не вся связь в организации
основывается на получаемых заданиях.
Личностная коммуникация определяется
как случайный обмен
Следует особо отметить важность восприятия как определяющего момента в эффективности коммуникации. Руководитель должен знать, что:
- информация, не находящаяся в области опыта получателя (руководителя, подчиненного, работника одного уровня), будет восприниматься медленнее, чем знакомая информация;
- в незнакомой ситуации работник почти автоматически выбирает ту часть своего прошлого опыта, которая связана с этой ситуацией и может быть использована для ее оценки;
- коммуникации воспринимаются и оцениваются в свете опыта работника;
- даже наиболее объективная информация включает субъективные представления;
- несоответствие кодирования и расшифровки информации вытекает из различий в опыте ее источника и получателя;
- один только язык не может решить проблему несоответствия кодирования и расшифровки информации.
- Возможные препятствия на пути коммуникаций представлены на рис. 5. Известны многочисленные руководства и правила, направленные на обеспечение эффективного восприятия управленческой информации в процессе коммуникаций. Основной упор в них делается на то, чтобы снять все помехи и барьеры, относящиеся к поведению лиц, получающих деловую информацию. Ниже приводятся некоторые рекомендации, используемые в практике деятельности организаций разных типов и обращенные к руководителю, к которому поступает информация от подчиненных.
Исходная информация | |||||||
▼ | |||||||
Получатель слышит то, что хочет услышать |
|||||||
Отправитель и получатель имеют разные индивидуальные особенности |
|||||||
Отправитель и получатель имеют разное восприятие |
|||||||
Слова имеют разный смысл |
|||||||
Шум |
|||||||
▼ |
▼ |
▼ | |||||
ИНФОРМАЦИЯ ИСКАЖЕНА |
Рис. 5. Препятствия на пути коммуникации.
Как уже отмечалось, особенно важно, чтобы в процессе коммуникаций была обеспечена обратная связь. В организации обратная связь может осуществляться различными путями. При непосредственном общении руководитель может использовать прямую обратную связь, в других случаях ему приходится полагаться больше на косвенные методы обратной связи. Например, снижение эффективности производства, увеличение количества прогулов и текучести кадров или плохая координация между подразделениями могут указывать на ухудшение коммуникаций.
Существуют различные виды сетей коммуникаций. Некоторые виды зависят от конкретного фактора, например от качества и объема информации. На рис. 6 представлены четыре типа коммуникационных сетей. Экспериментальные данные показали, что в целом различия между видами сетей следующие. Сеть коммуникаций в виде круга является активной, без лидера, неорганизованной, неустойчивой. Сеть в виде колеса представляет собой другую крайность: она менее активна, имеет определенного лидера, хорошо и устойчиво организована, более упорядочена. Следует упомянуть и о многоканальной сети, представляющей собой тоже колесо, но со связью между подчиненными.
Очевидным становится то, что структура сети коммуникаций влияет на точность и недвусмысленность посланий, на функционирование группы, на чувство удовлетворенности ее членов. Она является важным компонентом в типах взаимодействия внутри организаций, в способности группы направлять общие усилия на выполнение определенных задач. С этих позиций структура в виде колеса считается наиболее простой для организации. В отдельных группах она оказывается эффективной, а в других - нет. В табл. 1 показана эффективность различных типов сетей.14
таблица 1
Эффективность различных типов коммуникационных сетей.
Критерий оценки |
Коммуникационные сети | ||||
«ЦЕПЬ» |
«Y» |
«Колесо» |
«Круг» |
«Многоканальная» | |
Скорость |
средняя |
средняя |
высокая |
низкая |
высокая |
Точность |
высокая |
высокая |
высокая |
низкая |
средняя |
Удовлетворенность |
средняя |
средняя |
низкая |
высокая |
высокая |
Рис. 6. Типы коммуникационных сетей:
а - круг; б - цепь; в - «Y»; г – колесо
2.4. Организационные факторы, влияющие на коммуникации.
Должностное положение. Коммуникации в формальной организации связаны с положением работника. Можно утверждать, что коммуникации в целом и инициатива коммуникаций в частности имеют в основном вертикальную направленность, т. е. идут сверху вниз. Вместе с тем существуют три измерения потоков коммуникаций, которые надо учитывать: потоки информации сверху вниз, снизу вверх и горизонтальные. В большинстве организаций эти три потока существуют одновременно или в различные периоды времени.
Самый простой способ изучения коммуникаций состоит в рассмотрении приказов, инструкций и распоряжений, идущих от высших руководителей до низовых (например, мастеров) и относящихся к информации и отчетам, направляемым от низовых руководителей к высшим. Этот упрощенный взгляд на коммуникации в организациях не учитывает коммуникаций между работниками на одном уровне и между подчиненными и руководителями.
Наряду с использованием официальных каналов коммуникаций работники организации удовлетворяют свою потребность в советах и поддержке путем взаимного консультирования. Консультация между лицами на одном уровне нередко имеет важные последствия для организации; постоянное обращение друг к другу за советом увеличивает уверенность в собственных решениях. Как показывает опыт, полная зависимость от руководителей в получении информации и консультировании является ограничением и в большинстве случаев его можно избежать. По-видимому, каждый руководитель должен быть заинтересован в циркулировании потоков информации во всех трех направлениях - вверх, вниз и по горизонтали. Коммуникации (разумеется, в разном объеме) по каждому из трех направлений осуществляются одновременно.
Восприятие работниками любой коммуникации определяется многими организационными и личностными факторами. Изменение в представлениях работника может быть вызвано изменением получаемой информации или рабочего окружения. На восприятие также влияет прошлый опыт. В действующей организации приказы высшего руководителя фильтруются, а затем воспринимаются. Процесс фильтрации представлен на рис. 7.
.
. |
Рис 7. Процесс фильтрации.
Стиль управления. Коммуникации между руководителями и подчиненными являются двухканальной информационной системой, которая обеспечивает свободный поток информации как в направлении сверху вниз, так и снизу вверх. Вместе с тем руководитель в силу своего положения прямо влияет на направление и поток коммуникаций. Из-за высокой степени вероятности появления шумов при передаче послания руководитель может установить правила, в соответствии с которыми послания должны передаваться в определенном направлении и последовательности. Как показывает опыт, наиболее успешно функционируют те организации, где руководители стремятся, чтобы никто из сотрудников единолично не контролировал коммуникации, чтобы поощрялось участие всех сотрудников в потоке коммуникаций. Нельзя недооценивать также важность взаимопонимания между руководителем и подчиненными. Различия в стиле управления и используемых каналах связи отражены в табл. 2.
Потребность в коммуникациях в направлении снизу вверх и в консультировании работников возрастает, когда:
- размеры организации увеличиваются;
- услуги и продукция усложняются;
- в большей мере изменяются технологические условия и условия внешней среды;
- усиливается географическая разбросанность подразделений организации.
Разделение труда на микро- или макроуровне облегчает коммуникации между работниками в организации. Это происходит по ряду причин: работники лучше понимают свою работу; цели подразделения являются общими; расстояние между рабочими местами при разделении труда обычно сокращается. В стабильных организациях, в которых происходят лишь небольшие технологические и кадровые изменения, можно разработать систему коммуникаций благодаря рутинности передачи посланий и их содержания. В динамичной организации необходимо тщательно учитывать поток и точность коммуникаций. Здесь должна передаваться нерутинная информация (например, связанная с освоением на предприятии новой продукции с уникальными техническими характеристиками), что нередко требует изменения сети коммуникаций.
Таблица 2.
Различия в стиле управления и используемых каналах связи.
Оценки |
Либеральный стиль |
Консервативный стиль |
Общее описание коммуникации |
Неформальная многоканальная система коммуникаций |
Хорошо определенная цепь команд |
Объем и направление коммуникации |
Поощряется расширением связей по всем направлениям (вверх, вниз, по горизонтали) |
Поощряется ограничение связей, осуществляемых преимущественно сверху вниз |
Качество коммуникации |
Адекватная очень точная информация |
Требует дополнительной связи, информация иногда не точная |
Неформальные сети коммуникаций существуют практически во всех организациях, способствуя более эффективному функционированию формальной структуры передачи команд. Нередко такая форма распространения информации является весьма оперативной, а поток информации не подчиняется какому-либо определенному порядку. В то же время такая система может искажать информацию, в ней нет четкой структуры распределения ответственности и отчетности.15
Глава 3. коммуникационная структура управления гоутп «тЭКОС»
3.1. Характеристика структуры управления организации.
Структура коммуникационного управления рассмотрена на примере теплоэнергетического предприятия «ТЭКОС». Функцией предприятия является обеспечение города Мурманска и Мурманской области горячей водой, отоплением жилых и промышленных зданий, электроэнергией.
Как у большинства
теплоэнергетических
Первоначально предприятие имело традиционную линейную структуру (рис. 8), но после присоединения в 2006 году дополнительных объектов ГОУТП «ТЭКОС» значительно расширил зону обслуживания и традиционная линейная структура перешла в дивизиональную.
После преобразования структуры предприятие состоит из центрального предприятия (г. Мурманск, участки Кольского района, участки Ловозерского района) и филиалов (филиал Заполярненская горэлектросеть, Ковдорская электросеть, Кадалакшская теплосеть, Гаджиевская теплосеть)(Рис. 9).