Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 00:07, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что сотрудники организаций испытывают острую потребность в информации о происходящих в компании и вокруг нее событиях. В зависимости от того, как происходит процесс обмена информацией, зависит и социально-психологический климат в организации, а это влияет на психологический климат в организации, на результат деятельности самой компании.
Введение
1. Понятие коммуникативного поведения
1.1 Нормы коммуникативного поведения
1.2 Процесс коммуникации
1.3 Коммуникативные барьеры
2. Виды коммуникаций в организации
3. Формирование коммуникаций в организации
3.1 Проблемы структурных коммуникаций
3.2 Решение проблем структурных коммуникаций
Заключение
Литература
Содержание
Введение
1. Понятие коммуникативного
1.1 Нормы коммуникативного поведения
1.2 Процесс коммуникации
1.3 Коммуникативные барьеры
2. Виды коммуникаций в
3. Формирование коммуникаций в организации
3.1 Проблемы структурных коммуникаций
3.2 Решение проблем структурных коммуникаций
Заключение
Литература
Введение
В центре любого гуманитарного знания находится человек и все, что связано с его деятельностью. Одной из центральных составляющих человеческой деятельности является общение. Частью человеческого общения является речевая коммуникация. Ее образуют речевые акты, участвующие в процессе передачи информации и обмена деятельностью.
Помимо собственно речевых качеств, речь может быть соотнесена с такими неречевыми структурами, как мышление, сознание, язык, действительность, адресат речи, условия общения, и в зависимости от характера этого соотношения можно говорить о таких коммуникативных качествах речи, как правильность, выразительность, точность, логичность, уместность.
Соотношение речь/мышление позволяет
осмысливать такие качества речи,
как точность и логичность, помогает
понять, что стоит за словами выразительность,
образность, уместность, действенность,
позволяет осмыслить такие
Актуальность данной темы обусловлена
тем, что сотрудники организаций
испытывают острую потребность в
информации о происходящих в компании
и вокруг нее событиях. В зависимости
от того, как происходит процесс
обмена информацией, зависит и социально-
1. Понятие коммуникативного поведения
1.1 Нормы коммуникативного поведения
Коммуникативное поведение – совокупность норм и традиций общения определенной группы людей.
Коммуникативное поведение характеризуется определенными нормами, которые позволяют охарактеризовать конкретное коммуникативное поведение как нормативное или ненормативное.
Можно выделить основные нормы коммуникативного поведения:
1. Общекультурные нормы
2. Ситуативные нормы
3. Групповые нормы отражают
4. Индивидуальные нормы
1.2 Процесс коммуникации
Коммуникации занимают важнейшее место в жизни организации и оказывают огромное влияние на индивидов и групп. Обмен информацией между сотрудниками в организации приводит к достижению намеченных целей.
Коммуникации – это передача информации от одного человека к другому, один из способов доведения индивидом до других людей идей, фактов, мыслей, чувств и ценностей.
Цель коммуникации – добиться от
принимающей стороны точного
понимания отправленного
В коммуникациях всегда участвуют,
по крайней мере, два лица – отправитель
и получатель Отправитель – это
любой индивид (сотрудник), имеющий
определенные идеи, намерения, информацию
и цель коммуникации. Получатель –
индивид, воспринимающий сообщение
получателя. Сам коммуникационный процесс
сложен и представляет собой способ,
посредством которого сообщение
отправителя достигает
Чтобы обеспечить четкие и эффективные
коммуникации в организации, необходимо
знать и предотвращать
Процесс коммуникации состоит из ряда этапов, которые взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.
Коммуникативный процесс можно представить в виде схемы:
Отправитель – любой индивид, имеющий идеи, информацию, намерения и цель их передать. Отправитель формулирует смысл, передаваемый получателю.
Кодирование – перевод информации отправителя в комплекс коммуникационных символов.
Сообщение – информация, формирующаяся в результате кодирования, которую отправитель передает желаемому получателю. Сообщение выражается в вербальной и невербальной форме.
Канал коммуникации – путь, по которому передается информация. Выделяют следующие каналы: личное общение, групповые встречи, телефон, факс, докладные и служебные записки и т.п.
Получатель – индивид, которому адресовано сообщение.
Декодирование – процесс превращения
сообщения в имеющую смысл
форму. Коммуникация успешна, если получатель
воспринял смысл, заложенный в сообщение
отправителем. Результаты декодирования
зависят от навыков, установок, ожиданий,
культурного и
Обратная связь – демонстрация получателем реакции на полученное сообщение. Дает возможность отправителю установить, получено ли сообщение, насколько понятен его смысл и какую реакцию получателя оно вызвало. Когда получатель отвечает отправителю, их роли меняются, формируется обратный коммуникативный поток, устанавливается двусторонний коммуникативный процесс.
Характеристики эффективной |
ü Направленность ü Конкретность и конструктивность ü Описательный характер ü Полезность ü Своевременность ü Желание и готовность работника к восприятию ü Ясность, четкость, понятность ü Надежность, достоверность |
Направленность. Цель эффективной обратной связи – улучшение качества работы, определения уровня усвоения полученной от отправителя информации, сонастройка отправителя и получателя. Она не должна снижать самооценку работника, затрагивать его личность.
Конкретность и
Описательный характер. Эффективная обратная связь должна не оценивать деятельность работника, а объективно описывать ее и ее результаты.
Полезность. Эффективная обратная
связь предоставляет
Своевременность. Обратная связь должна предоставляться прежде, чем существующая в ней информация станет неактуальной.
Желание и готовность работников воспринимать
обратную связь – навязанная обратная
связь оказывается
Ясность, четкость, понятность. Обратная связь должна доноситься в форме, понятной получателю. Степень понимания обратной связи отправитель может отследить при визуальном контакте по невербальным проявлениям реакции получателя и в вербальной форме, при задавании уточняющих вопросов.
Надежность и достоверность характеризуют, то, насколько можно доверять обратной связи, насколько верно она отражает реальное положение дел.
1.3 Коммуникативные барьеры
Эффективности коммуникации мешают коммуникативные барьеры.
Коммуникативные барьеры – помехи, препятствия, вмешательства в процесс коммуникации на любом из ее участков, искажающие смысл сообщения.
Типы барьеров |
Примеры их проявления |
Информационно-дефицитарные |
Механический обрыв, неясность или замалчивание информации отправителем ведут к искажению, непониманию информации, домысливанию |
Фонетические |
Разные диалекты, ошибки произношения, дефекты речи и дикции приводят к непониманию информации |
Семантические |
Различие в системах знаний, в понимании смыслов и значений слов участниками общения (жаргон, сленг, шутки, цитаты, обороты речи) |
Стилистические |
Несоответствие стиля речи отправителя ситуации общения, стилю речи или психологическому состоянию получателя |
Логические |
Логика изложения отправителя либо слишком сложна и непонятна получателю, либо вообще отсутствует |
Личностные |
Психологическая несовместимость отправителя и получателя, разница репрезентативных систем, различие ценностных ориентаций, негативный опыт коммуникаций, селективное восприятие информации, неумение слушать. Также причинами плохой коммуникации могут быть стереотипы, предвзятые представления, плохие межличностные отношения между участниками, отсутствие внимания и интереса к собеседнику |
Физические |
Отвлекающие шумы, расстояние во время общения, помехи, связанные с неисправностью технических средств передачи информации |
Временные |
Дефицит времени общения, запаздывание, несвоевременность информации |
Организационные |
Многоуровневость, излишняя централизация и дифференциация, неопределенность прав и обязанностей, нарушение нормы управляемости |
Статусно-диспозиционные |
Различия в статусе |
Коммуникационные перегрузки |
Загруженность коммуникационных каналов, трудность или невозможность упорядочить информацию, находящуюся на многообразных носителях, отсев части информации до этапа декодирования |
Культурные |
Культурные различия проявляются в дистанции между участниками общения, восприятии жестов и телодвижений, манерах держаться, тоне, громкости голоса, манере говорить, приверженности своему языку во время переговоров |
2. Виды коммуникаций в организации
По субъекту и средствам коммуникации |
Межличностные коммуникации Коммуникации при помощи
технических средств и |
По форме общения |
Вербальные Невербальные |
По организационному признаку |
Вертикальные Горизонтальные Диагональные |
По каналам общения |
Формальные Неформальные |
По направленности общения |
Нисходящие Восходящие |
По субъектам и средствам коммуникаций:
межличностные коммуникации – коммуникации, осуществляемые между людьми в ситуациях «лицом к лицу» и в группах с помощью слов и несловесных средств общения;
коммуникации с помощью
По форме общения:
вербальные коммуникации – коммуникации, осуществляемые с помощью устной речи как системы кодирования. Многие сотрудники организаций проводят в состоянии различных форм вербальных коммуникаций более 50% рабочего времени;
невербальные – сообщения, посланные отправителем без использования устной речи как системы кодирования, с помощью жестов, мимики, поз, манер и т.д. Они выступают как средства коммуникации в той степени, в которой их содержание может быть интерпретировано другими. Невербальные коммуникации полезны, но их интерпретация субъективна и заранее несет в себе возможность ошибки.
По каналам общения:
формальные коммуникации – позволяют
упорядочивать и ограничивать информационные
потоки; определяются организационными
и функциональными
неформальные коммуникации – социальные взаимодействия между людьми, выражение человеческой потребности в общении; дополняют формальные коммуникации. Неформальную систему коммуникаций часто называют «виноградной лозой»; информация в ней часто распространяется с помощью слухов.
По организационному признаку:
вертикальные коммуникации - связывают все уровни управления организации в единое целое.
горизонтальные коммуникации в организации представляют собой пути и средства передачи информации отдельно на каждом иерархическом уровне организации.