Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 12:22, курсовая работа
Стратегический менеджмент - это концепция, не так давно появившаяся в практике менеджмента. В первую очередь стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций, но в настоящее время, когда малые предприятия играют столь существенную роль, их потребности в стратегическом менеджменте уже нельзя игнорировать. Малый бизнес играет очень важную роль в обеспечении процветания экономики, в создании рабочих мест, развитии технологических инноваций. Поэтому причинам трудно переоценить значение стратегического менеджмента для сектора малого бизнеса. Изучению и анализу этой области стратегического менеджмента лишь в недавнее время стали уделять должное внимание.
Введение…………………………………………………………………………………………. 3
Глава I Концепции стратегического менеджмента в современных условиях
Концепция стратегического менеджмента…………………………………………………….. 3
Эволюция теорий стратегического менеджмента……………………………………………... 4
Преимущества и ограничения стратегического менеджмента в условиях малых и средних предприятий……………………………………………………………………………………...6
Процесс стратегического менеджмента на малых и средних предприятиях……………………………………………………………………………………..8
Динамическая модель стратегического менеджмента для малых и средних предприятий……………………………………………………………………………………...9
Глава II Стратегический менеджмент малых и средних предприятий
2.1 Процесс разработки стратегии на малых и средних предприятиях…….……………….12
2.2 Стратегическое планирование и разработка бизнес-плана……………………………...15
2.3 Реализация стратегии на малых и средних предприятиях……………………………….20
2.4 Стратегический контроль на малых предприятиях………………………………………30
Глава III Стратегические проблемы малых предприятий
3.1 Игнорирование стратегического менеджмента руководителями……………………….33
3.2 Управление стратегическими переменами……………………………………………….34
3.3 Подходы к управлению стратегическими переменами………………………………….36
3.4 МСП в процессе глобализации……………………………………………………………38
Глава IV Введение. ООО «УралИтнвестТрейд»……………………………………………..40
1. Стратегия организации ООО «УралИнвестТрейд»...……………………………………...44
2. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий…………………………….49
Список использованной литературы………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I Концепции стратегического менеджмента в современных условиях
Концепция стратегического
менеджмента…………………………………………………
Эволюция теорий стратегического
менеджмента……………………………………………..
Преимущества и ограничения
стратегического менеджмента в условиях
малых и средних предприятий…………………………………………………
Процесс стратегического
менеджмента на малых и средних
предприятиях………………………………………………
Динамическая модель
стратегического менеджмента для малых
и средних предприятий…………………………………………………
Глава II Стратегический менеджмент малых и средних предприятий
2.1 Процесс разработки стратегии на малых и средних предприятиях…….……………….12
2.2 Стратегическое планирование и разработка бизнес-плана……………………………...15
2.3 Реализация стратегии
на малых и средних
2.4 Стратегический
контроль на малых
Глава III Стратегические проблемы малых предприятий
3.1 Игнорирование стратегического менеджмента руководителями……………………….33
3.2 Управление стратегическими
переменами……………………………………………….
3.3 Подходы к управлению
стратегическими переменами…………
3.4 МСП в процессе
глобализации………………………………………………
Глава IV Введение. ООО
«УралИтнвестТрейд»………………………………
1. Стратегия организации
ООО «УралИнвестТрейд»...………………
2. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий…………………………….49
Список использованной
литературы……………………………………………………
Введение
Стратегический менеджмент - это концепция, не так давно появившаяся в практике менеджмента. В первую очередь стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций, но в настоящее время, когда малые предприятия играют столь существенную роль, их потребности в стратегическом менеджменте уже нельзя игнорировать. Малый бизнес играет очень важную роль в обеспечении процветания экономики, в создании рабочих мест, развитии технологических инноваций. Поэтому причинам трудно переоценить значение стратегического менеджмента для сектора малого бизнеса. Изучению и анализу этой области стратегического менеджмента лишь в недавнее время стали уделять должное внимание.
Сейчас многие специалисты посвящают свои исследования проблемам формирования и реализации стратегий в условиях малых предприятий. Несмотря на мощную поддержку со стороны государства, ежегодно множество малых предприятий терпят крах. И одна из главных причин, лежащих в основе провала МСП, - повсеместный недостаток навыков и компетентности в области стратегического менеджмента у руководителей МСП. Это в свою очередь обуславливает неспособность разрабатывать адекватные системы контроля и управления бизнесом.
ГЛАВА I Концепции стратегического менеджмента в современных условиях
1.1 Концепции стратегического менеджмента «Менеджмент организации» Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др., М.: ИНФРА-М, 1995, 103 стр.
«Стратегический менеджмент» Ф.Аналоуи, А.Карами, М.: «Юнити», 2005, 7 стр.
Так что же представляет собой стратегический менеджмент? Каковы его основные компоненты и отличается ли он от других видов менеджмента? Чтобы ответить на эти вопросы, следует рассмотреть различные определения стратегического менеджмента.
В стратегическом менеджменте доминирующая парадигма характеризуется двумя основными принципами: формирование стратегии и ее применением. Основной вклад в развитие этих подходов внесли такие выдающиеся ученые, как Ansoff, Andrews, Porter. В целом суть стратегического менеджмента состоит в том, как разрабатываются и реализуются стратегии. С другой стороны, формирование стратегий определяется тем, каким образом компания предпочитает определять свою стратегию и как она ее реализует посредством стратегического менеджмента. В конечном счете именно подход к формированию стратегии определяет возможный стиль менеджмента. С другой стороны, управленческий стиль и степень эффективности высшего звена руководства могут в свою очередь оказать влияние на процесс формирования стратегий в организациях. В результате на вооружение принимается конкретный подход к стратегическому менеджменту. Только после того как компания определит, каким образом она намерена формировать стратегию, можно с эффективностью следовать путем стратегического менеджмента. Разработка стратегии может быть либо формальной, либо рациональной, появляющейся или последовательно развивающейся по логически обоснованной траектории. Стратегический менеджмент призван управлять процессом разработки стратегии и тем, как и где анализируются внешняя среда деятельности организации - это предшествует выбору и реализации стратегии.
Прежде чем приступить к рассмотрению процесса стратегического менеджмента, целесообразно дать ему определение. Что же такое стратегический менеджмент? Thompson утверждает, что область, которой адресован стратегический менеджмент, - это «управленческие процессы и решения, определяющие долгосрочную структуру и характер деятельности организации». В это определение включены пять ключевых понятий: управленческий процесс, управленческие решения, временной масштаб, структура организации, ее деятельность.
Ansoff и McDonnel разграничивают
постановку задач (касающуюся
целей) и стратегию (
По мнению Johnson и Scholes, недостаточно ограничиваться утверждением, что стратегический менеджмент представляет собой процесс принятия стратегических решений, поскольку стратегический менеджмент по своей природе в корне отличается от других аспектов менеджмента. Конечно, для эффективной реализации стратегии эти задачи жизненно важны, но их нельзя отождествлять со стратегическим менеджментом. Johnson и Scholes полагают, что стратегический менеджмент не ограничивается принятием решений по основнымпроблемам, с которыми сталкивается организация, но также обеспечивает реализацию выработанной стратегии. Они выделяют три основных элемента стратегического менеджмента: стратегический анализ, Стратегический выбор и реализацию стратегии.
В противоположность
этой точке зрения Stacey определяет стратегический
менеджмент как процесс постановки
фундаментальных целей или
Goldsmith утверждает, что
новая возникающая подобласть (стратегического
менеджмента) начинает
Считается, что существо
стратегического менеджмента
Таким образом, стратегический менеджмент представляет собой набор таких управленческих решений и действий, которые определяют долгосрочное функционирование корпорации. Wheelen и Hunger утверждают, что стратегический менеджмент включает в себя «сканирование» среды деятельности (как внутренней, так и внешней), формирование стратегии (стратегическое, или долгосрочное, планирование), реализацию стратегии, ее оценку и контроль. Изучение стратегического менеджмента делает особый упор на мониторинг и оценку внешних возможностей и угроз в свете достоинств и недостатков корпорации.
1.2 Эволюция теорий стратегического менеджмента «Стратегический менеджмент» Ф.Аналоуи, А.Карами, М.: «Юнити», 2005, 57 стр.
«Менеджмент организации» Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др., М.: ИНФРА-М, 1995, 19 стр.
Для того чтобы понять стратегический менеджмент, полезно кратко ознакомиться с его историей и рассмотреть ключевые идеи. Стратегический менеджмент развился на основе преподавания и изучения делового администрирования (управления бизнесом). Корни преподавания стратегического менеджмента прослеживаются от бизнес-политики, или курса общего менеджмента, который к 1960-м годам стал обязательным курсом бизнес-школ, завершающим программу изучения бизнеса. Преподаватели бизнес-политики столкнулись с необходимостью систематического осмысления стратегий, применяемых компаниями, что, в конце концов, привело к самостоятельному изучению стратегического менеджмента.
С исследовательских, аналитических позиций можно выделить четыре периода эволюции теорий стратегического менеджмента (рис. 1). С теоретической точки зрения, недавно оформившиеся теории стратегического менеджмента (такие, как подход к фирме с позиций ее ресурсов) сместили фокус внимания в сторону внутренних аспектов компании, чьи характеристики представляли основное поле исследований на ранних стадиях развития стратегического менеджмента. Самые первые исследователи стратегий Andrews и Ansoff больше внимания уделяли содержанию понятия «лучшая практика ведения бизнеса», которая обеспечивает успех компании. Приверженцы этого направления в основном интересовались осмыслением внутреннего механизма развития компании, так называемого «черного ящика», и утверждали, что постоянный успех компании является функцией ее внутренних и уникальных конкурентных ресурсов.
Внешнее Экономика организации
факторы промышленности
Фокус на Организационная экономика
организационных
факторах
Внутренние Ранний этап Ресурсный подход
факторы
Ранее время Время Последнее время
Рис. 1. Эволюция теорий стратегического менеджмента
В течение следующего периода развития стратегического менеджмента и теоретически и методологически отошел от особенностей ранней стадии и переключил внимание на экономику организации отрасли. Начиная с 1970-х годов, исследования сосредоточились на экономике организации отрасли, теоретические основы которой были заложены в работах Mason (1939) и Bain (1968). В работе Hoskisson (1999) утверждается, что этот переход к новому объекту изучения с внутренних на внешние по отношению к компании факторы, а именно на структуру отрасли и сохранение конкурентных позиций в ее пределах. Экономика организации отрасли рассматривает структурные аспекты отрасли, в то время как работы по стратегическим группам сфокусированы преимущественно на группировании фирм в пределах отрасли. В современном стратегическом менеджменте весьма популярные области исследования - стратегические группы и конкурентная динамика.
На третьем этапе эволюционного развития теорий стратегического менеджмента отчетливо прослеживается возврат к фирме как объекту изучения. Возрождение интереса к внутренним характеристикам компании со всей очевидностью проявляется в том, что основной акцент делается на конкурентную динамику и граничные взаимоотношения фирмы с окружающей средой. Стратегический менеджмент значительно ближе придвинулся к фирме и прямому конкурентному соперничеству между конкурентными компаниями в рамках конкурентной внешней среды. Наконец, в последнее время популярность подхода с точки зрения ресурсов снова привлекла внимание к внутренней сфере компании. С теоретических позиций в центре ресурсного подхода находятся фундаментальные вопросы о причинах различий между компаниями и способах достижения и поддержания ими конкурентного преимущества.
1.3 Преимущества и ограничения стратегического менеджмента в условиях малых и средних предприятий «Стратегический менеджмент» Ф.Аналоуи, А.Карами, М.: «Юнити», 2005, 14 стр.
Как утверждают специалисты (Goldsmith? 1995; Bowman и Kakabadse, 1997), доктрина стратегического менеджмента содержит следующие основные элементы.
· Смотреть в будущее. Следует знать, на каких рынках вы действуете в настоящий момент и на какие хотите попасть в будущем.
· Уделять неослабевающее внимание внешним факторам - технологическим, экономическим, политическим и социальным.
Информация о работе Концепция стратегического менеджмента в ООО "УралИтнвестТрейд"