Конфликтность на примере ООО ТП «Нижегородец»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 00:44, курсовая работа

Описание

Конфликт — сложное социальное и многоуровневое явление, феномен, которого избежать нельзя, но который можно предупредить и ликвидировать. Целью данной работы является изучение возникновения, развития и разрешения конфликта при помощи системного подхода и анализа на примере ООО ТП «Нижегородец».

Содержание

Введение

1 Теоретические основы конфликтности в системе исследования управления

1.1 Понятие конфликтов в организации, причины возникновения и их типы

1.2 Методы исследования и варианты решения конфликтов

2. Анализ конфликтной ситуации на примере ООО ТП «Нижегородец»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО ТП «Нижегородец»

2.2 Исследование развития конфликта в организации на примере ООО ТП «Нижегородец»

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 212.50 Кб (Скачать документ)

4. Используются также различные тесты, ретроспективный анализ конфликтов, изучение документов, эксперимент.

Перейдем к исследованию межгрупповых конфликтов. Не все методы, применяемые для диагностики межличностных конфликтов, могут быть применены в исследовании межгрупповых конфликтов. Частично применяется наблюдение и ретроспективный анализ. Более оправдано применение качественных методов и математическое моделирование.

К качественным методам относятся:

– анализ представляет собой изучение не всего конфликта целиком, а его составных частей. Можно анализировать функции конфликта, его динамику, структурные элементы. Проводя исследование функций, анализируют их конструктивность и деструктивность, какое влияние оказывает конфликт на участников и на окружающую среду. Анализ динамики конфликтов производится по ее этапам и периодам. Изучая структурные элементы, анализируют оппонентов, их мотивы, интересы, тактики, стратегии и т.п.;

– синтез заключается в соединении составных частей и их свойств, изучаемых с помощью анализа, в единое целое, определяется их роль и место в конфликте, оценивается их проявление как единого целого;

– индукция представляет собой обобщенный вывод из результатов исследования отдельных событий, фактов, фрагментов, делается заключение об общих закономерностях функционирования конфликтов;

– дедукция – это частный вывод из общего положения. Но в данном случае частное будет выступать в новом качестве, оно будет иметь не первоначальный вид, а обогатится новыми конкретными знаниями;

– исторический метод. Изучает конфликт в его временных границах, позволяет выявить в каких условиях и при каких обстоятельствах произошло возникновение конфликта, оценивает роль личностей и социальных групп в его развитии, провести анализ завершения подобных конфликтов;

– логический метод неотделим от исторического метода. С помощью логических средств и способов описания и объяснения конфликтов исторические факты систематизируются, обобщаются и на их основе делаются выводы;

– обобщение заключается в следующем: анализу подвергаются свойства, связи и отношения конфликта, которые характерны для целой группы однородных конфликтов. При проведении анализа важно выделение единичного, свойственного только этой конфликтной ситуации, и общего, свойственного целой группе конфликтов;

– сравнение представляет собой составление составных частей конфликта и нахождение сходств или различий их проявления в других конфликтах. С помощью сравнения выявляются различия в параметрах конфликта, что способствует эффективному управлению процессом.

Экспериментальная диагностика межгрупповых конфликтов трудоемкий и сложный процесс, поэтому все чаще прибегают к математическому моделированию.

Применение вычислительной техники позволяет провести анализ и сделать прогноз развития событий в реальном времени, смоделировать различные варианты развития конфликта с возможными вариантами исхода.

Мы уже знаем, что конфликты могут приносить положительные и отрицательные результаты. Но их лучше распознать заранее и предупредить, не дать развиться. Этого можно добиться с помощью прогнозирования и профилактики конфликтов.

Методологическими принципами управления конфликтами являются принцип компетентности и принцип сотрудничества и компромисса.

Вмешиваться в процесс развития конфликтной ситуации должны только компетентные люди, которые прошли качественную теоретическую подготовку или имеют богатый жизненный опыт. Необходимо также собрать как можно больше содержательной, разносторонней информации о конкретной конфликтной ситуации. Чем больше будет собрано информации, тем полнее будут знания о конкретном конфликте, тем эффективнее будут меры его предотвращения. Если этого не сделать, то можно нанести вред, вместо пользы, ухудшить существующую ситуацию.

Можно также заставить конфликтующие стороны отказаться от своих намерений, не допускать борьбу. Гораздо разумнее предоставить людям возможность отстаивать свои интересы, но сделать так, чтобы противоборство было неконфликтным, чтобы возникшие противоречия разрешались с помощью сотрудничества, компромисса, избегания конфронтации. Если противоречия просто блокировать, это не решит проблему, она все равно рано или поздно выльется в конфликт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ конфликтной ситуации  на примере ООО ТП «Нижегородец»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО ТП «Нижегородец»

 

Объектом исследования данной работы избранно торговое предприятие ООО «Нижегородец». Необходимо охарактеризовать структуру, назначения и цель его деятельности, сотрудников, их личностные характеристики, взаимоотношения и психологическую атмосферу организации. Проследить на примере данной организации возникновение, развитие и разрешение конфликта на системной основе, руководствуясь теоретической частью курсовой работы.

Предприятие «Нижегородец» ведет свою историю еще с середины прошлого века. В 50-е годы была образована автоколонна №45, занимавшаяся междугородними перевозками. Вскоре к междугородним перевозкам добавились и внутригородские – первыми в городе такси были автомобили «Победа». Позднее автопарк пополнился автомобилями «Волга» ГАЗ-21 и в середине 60-х предприятие было переименовано в Горьковский таксопарк №1. Десятки такси и автобусов каждый день, в любую погоду выходили на маршруты, перевозя тысячи пассажиров. Так день за днем, год за годом, работа нижегородских автотранспортников вливалась в общий ритм городской жизни, становясь его неизменной частью. Структура и бизнес-план организации разрабатывались исходя из финансовых возможностей учредителей.

И с 1992г. крупнейшее в городе автотранспортное предприятие стало носить имя «Нижегородец». Основным видом деятельности планировалась торговля автомобилями.

План деятельности и коммерческое планирование оказались удачными. На протяжении с 1992-1996гг. полученные доходы позволили учредителям частного предприятия увеличить объем продажи автомобилей, расширить штат работников, попробовать первыми, на то время в Нижнем Новгороде заключить контракт о сотрудничестве с компанией Nissan. Это был первый в Нижнем Новгороде опыт торговли иностранными автомобилями. А вскоре была налажена работа с другими представителями известных торговых марок автомобилей: Ford, Hyundai (2003г.); Chevrolet (2005г.); Land Rover и Jaguar (2006г.).

Генеральный директор ООО ТП «Нижегородец» сосредоточился исключительно на разработке экономического проектирования деятельности, занялся развитием системы управления. И, наряду со всей командой(руководителями различных отделов), подбирал персонал ( за пример выступает рекламный отдел и отдел по компьютерному обеспечению). Как человек педантичный, он подходил с завышенными требованиями к кандидатам. Подбор сотрудников осуществлялся длительное время и создавал изначально атмосферу неловкости и напряженности, страха и неуверенности в собственных силах. Также отсутствие достаточного выбора вакансий на рынке труда заставляло кандидатов соглашаться на поставленные условия.

Мастером, отвечающим за компьютерное обеспечение, стала молодая девушка, выпускница профильного ВУЗа. Ее ценностные ориентации находились на довольно высоком уровне, что импонировало директору. Поставленных целей она добивалась настойчиво и легко. Стремилась к нормальным, бесконфликтным отношениям, имея сангвинический уравновешенный характер, являясь экстравертом, без акцентуаций характера. К работе подходила творчески. В мотивах ее деятельности можно проследить главные интересы – закрепится на хорошей, достойно оплачиваемой работе для поддержания собственной семьи.

На должность секретаря утверждена ее ровесница со средним образованием. Девушка со средними ценностными ориентациями. Обладательница смешанного сангвинически-холерического темперамента. Общительный и коммуникабельный экстраверт, требующий внимания и поддержки. К работе относилась добросовестно, трудолюбиво, невзирая на природную легкомысленность.

Место рекламного агента досталось молодому человеку с техническим образованием. Выходец из состоятельной и интеллигентной семьи, он также привлек внимание высокой ценностной ориентацией и поведенческими нормами. Проявлял себя как трудолюбивый, но неторопливый и иногда неуспевающий флегматик.

По прошествии определенного времени рекламный агент приспособился к своим обязанностям и стал выполнять их быстрее и качественнее, как человек мыслительного типа. В его обязанности входило активное общение с людьми, помехой которому иногда становился интровертивный тип его личности. Но мотивация, заключавшаяся в желании начать самостоятельную жизнь, пересиливала это явление.

По мере развития организации ООО ТП «Нижегородец» изменился состав и численность его сотрудников.

В 1997 году освободилось места секретаря, который ушла в декретный отпуск. Появилась должность менеджера. В отдел по компьютерному обеспечению были набраны новые специалисты: второй мастер, графический дизайнер и начальник отдела. При этом менеджер всей организации и начальник отдела выполняли почти тождественные обязанности и часто пересекались, проявляя недовольство при вмешательстве в их деятельность и процесс принятия решений.

Психологическая среда, устоявшаяся на протяжении прошлых нескольких лет, начала ломаться и усложнятся.

На смену прежнему секретарю пришла молодая девушка с техническим средним образованием, без опыта работы. Ее моральные ценности и запросы были очень высоки, как и проявление поведенческих норм. Но, требования к ней, как и другим членам организации, у руководителя отдела возрастали по мере расширения предприятия, с увеличением его роста. Менеджер пытался нейтрализовать это воздействие, рационально распределяя обязанности в рекламном отделе. Однако новый секретарь, обладая меланхолическим характером, слабым типом нервной системы, интровертивным, медлительным типом, с трудом справлялась с обязанностями. Но природная старательность и мотивации (финансовая поддержка одинокой матери), стимулировали преодоление этих преград.

Менеджер – женщина средних лет, с несколькими высшими образованиями, значительным опытом работы и навыками сразу принялась устанавливать нарушенный контакт между руководителем и сотрудниками рекламного отдела: секретарем и рекламным агентом. Дополнительно она разрабатывала стратегию сотрудничества с руководителем компьютерного отдела и его членами: двумя мастерами и графическим дизайнером. Это давало свои результаты, так как менеджер обладал флегматическим складом характера, высокой эмоциональной устойчивостью, высокими моральными нормами, настойчивость, уравновешенностью. Ее потребности и интересы, помимо личных, финансовых, включали карьерную мотивацию, профессиональные интересы, необходимость самореализации.

Второй мастер молодой человек с высшим профильным образованием. Застенчивый, тихий, с высокими этическим ценностями, флегматическим характером, нервной устойчивостью, художественный, интровертивным, тревожным типом, умело справлялся с обязанностями, но не сразу входил в контакт с окружающими. Наиболее удачно его отношения складывались с менеджером рекламного отдела и секретарем.

Графический дизайнер – женщина среднего возраста с художественным образованием. Высокими моральными ценностями, повышенной религиозностью и завышенными требованьями к окружающим. Руководитель отдела имел опасения по этому поводу изначально, но, принимая во внимание большой опыт работы данного сотрудника в сфере дизайна и компьютерных технологий, все же предоставил данную вакансию.

Характер графического дизайнера по внешним признакам флегматический, с некоторыми холерическими уклонами. Временами проявляются эмоциональная нестабильность, педантичность и застревание на определенных идеях, как акцентуация характера.

Вакансию начальника компьютерного отдела заняла молодая девушка с высшим профильным образованием. Руководитель настоял на приеме на должность именно этого претендента. Отличаясь флегматическим характером, средними ценностными ориентациями, но высоким кругом интересов начальник отдела быстро освоилась с обязанностями и установила контакт с коллегами. Но гипертимность (активность, жажда деятельности) оказывали не только положительные последствия. Результатом стали напряженные отношения между ней и менеджером, а также между ней и ее подчиненными из компьютерного отдела, которые не справлялись с темпами работы, намеченными в ее планах и проектах. 

Второй рекламный агент – девушка с техническим образованием. Ее моральные ориентация оказались при наблюдении средними, мотивации совпадали с интересами первого рекламного агента – начать независимою жизнь (что на практике он и удовлетворил). Холерический характер, при сочетании с эмоциональной неустойчивостью и нестабильными поведенческими нормами привели к длительному вхождению второго рекламного агента в коллектив. Но также способствовало хорошим профессиональным успехам, вследствие коммуникабельности, эмоциональной подвижности и гибкости личности.

Водители, равно, как и технический работник, также мало влияют на взаимоотношения в коллективе.

Если проследить развитие ООО ТП «Нижегородец», а в частности, рекламного и компьютерного отделов от момента его возникновения и до дня исследования, то мы можем заметить явные изменения не только в составе, структуре, целях, результатах дельности, но и в атмосфере, психологической среде организации, перемене умозрений, тенденций и настроений, динамике взаимных контактов.

Информация о работе Конфликтность на примере ООО ТП «Нижегородец»