Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 13:02, контрольная работа
Слово конфликт происходит от латинского глагола, который в переводе на русский означает «противостоять, противоборствовать». Как и у многих понятий, в теории управления, у конфликта имеется множество определений. В психологии под конфликтом понимают «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия». В связи с этим можно дать определение конфликту как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе, которой лежать различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками из разрешения на фоне проявления эмоций.
Содержание
1. Природа конфликтов, структура конфликта, причины
конфликтов, классификация конфликтов…………………………….….3
2. Стратегии поведения, карта конфликта………………………………...7
3. Пример конфликтов в организации…………………………………….12
4. Выводы и предложения по разрешению конфликтных ситуаций
в организации……………………………………………………………14
5. Список использованной литературы…………………………………..17
Содержание
конфликтов,
классификация конфликтов………………
в
организации…………………………………………………
1.Природа конфликтов, структура конфликта, причины конфликтов, классификация конфликтов.
Слово конфликт происходит от латинского глагола, который в переводе на русский означает «противостоять, противоборствовать». Как и у многих понятий, в теории управления, у конфликта имеется множество определений. В психологии под конфликтом понимают «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия». В связи с этим можно дать определение конфликту как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе, которой лежать различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками из разрешения на фоне проявления эмоций.
Но как показывают наблюдения, 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены ("способствующие конфликту").
Конфликтогенами называются слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту.
Слово "могущие" является здесь ключевым. То, что он не всегда приводит к конфликту, уменьшает нашу бдительность по отношению к нему. Суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами и это происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и потому не так строго следим за своими словами и действиями.
На конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.
Закономерность
Игнорирование закономерности эскалации конфликтогенов - это прямая дорога к конфликту. И если помнить об этом, то конфликтов будет меньше, особенно тех, в которых не заинтересован ни один из его участников. Ибо первый конфликтоген может быть (а чаще всего и бывает) непреднамеренным, результатом стечения обстоятельств.
Конфликты, несмотря на свою специфику и разнообразие, развиваются по определенной схеме ( рис. 1 ) и имеют в целом общие стадии развития :
Рис 1. Схема развития конфликта
Существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликты могут быть:
Перечислить
все причины возникновения
Конфликты
различают и по их значению для
организации, а также способу
их разрешения. Различают конструктивные
и деструктивные конфликты. Для
конструктивных конфликтов характерны
разногласия, которые затрагивают
принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности
организации и ее членов и разрешение
которых выводит организацию
на новый более высокий и
Кроме
того, каждый конфликт имеет также
более или менее четко
Вторым элементом конфликта выступают цели , субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.
Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.
И наконец, в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.
Руководителю-практику важно помнить, что пока присутствуют все перечисленные элементы структуры конфликта (кроме повода), то он неустраним. Попытка прекратить конфликтную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию, расширению его за счет привлечения новых лиц, групп или организаций. Следовательно, необходимо устранить хотя бы один из существующих элементов структуры конфликта.
2. Стратегии поведения, карта конфликта.
Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации.
Специалистами
разработано немало рекомендаций, касающихся
различных аспектов поведения людей
в конфликтных ситуациях, выбора
соответствующих стратегий
Рассмотрим, прежде всего, поведение человека в конфликтной ситуации с точки зрения его соответствия психологическим стандартам. Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:
Для руководителя также полезно знать, какие черты характера, особенности поведения человека характерны для конфликтной личности.
Существуют
пять основных стилей поведения при
конфликте: приспособление, компромисс,
сотрудничество, игнорирование, соперничество
или конкуренция. Стиль поведения
в конкретной конфликтной ситуации,
по мнению психологов, определяется той
мерой, в которой человек хочет
удовлетворить собственные
Стиль конкуренции, этот стиль наиболее характерен для поведения в конфликтной ситуации. Около 70% людей ведут себя в конфликте таким образом, чтобы одержать однозначную победу, удовлетворить в первую очередь собственные интересы. Из этого проистекает желание надавить на партнера, навязать свои интересы, игнорируя мнение партнера. Этот стиль приемлем для человека обладающего властью, сильной волей, достаточным авторитетом. Его можно использовать лишь, делая большую ставку на разрешение спора в свою пользу, поскольку очень важен исход конфликта.
. Его можно использовать, если:
Однако
следует иметь в виду, что это
не тот стиль, который можно использовать
в близких личных отношениях, так
как кроме чувства отчуждения
он ничего больше не сможет вызвать. Его
также нецелесообразно
Стиль сотрудничества. Сотрудничество – самый трудный, но и самый эффективный стиль при разрешении конфликтных ситуаций. Преимущество заключается в том, что находится наиболее приемлемое решение для всех сторон, и таким образом оппоненты становятся партнерами. Сотрудничество означает поиск путей для вовлечения всех участников в процесс разрешения конфликтов и стремление к удовлетворению всех нужд.
Проникновение
вглубь разногласий устанавливает,
какая потребность стоит за желаниями
каждой из сторон, позволяет выяснить,
чем и как они могут
Данный стиль наиболее плодотворен, так как обе стороны конфликта охотнее идут на исполнение принятого решения, так как видят в этом выгоду и получают моральное удовлетворение от участия в решении вопроса.
Однако при этом стиле требуется умение слушать партнера и сдерживать свои негативные эмоции, отсутствие этих факторов делает стиль неэффективным.
Данный стиль может использоваться во всех сторонах жизни, наиболее же эффективен в личных и партнерских отношениях, единственно приемлем в отношениях «ребенок-взрослый».
Стиль компромисса. Суть данного стиля во взаимных уступках, на которые идут стороны, чтобы урегулировать конфликт. Этот стиль наиболее эффективен, когда обе стороны желают одного и того же, но знают, что одновременные желания невыполнимы. Стиль компромисса требует определенного навыка ведения переговоров, чтобы каждый участник их чего-то добился. Одним из недостатков стиля является возможность сторон сильно завысить свои требования, чтобы потом «проявить великодушие» и уступить раньше другой стороны. Следует учитывать и то, что, если компромисс достигнут без тщательного анализа других вариантов решения конфликта, то он может быть не самым лучшим исходом конфликтной ситуации.
Данный стиль используется: