Существуют и другие
подходы к рассмотрению проблемы
регуляции эмоциональных состояний
и эмоционального стресса.
Это деление всех
стратегий выхода из напряженной
ситуации на три группы: изменить
или ликвидировать проблему; уменьшить
ее интенсивность за счет смещения
своей точки зрения на нее;
облегчить ее воздействие с
помощью включения ряда способов.
Ключевую роль в
управлении своим состоянием
играет осознание жизненных целей
и соотнесение с ними конкретных
ценностей. Чем быстрее человек
определит свои жизненные ценности
и цели, тем у него больше
шансов избежать негативных последствий
внезапно возникшего чрезмерного
эмоционального напряжения, поскольку
человек, сделавший главный жизненный
выбор, в значительной мере
определил все дальнейшие решения
и тем самым избавил себя
от колебаний и страхов. Попадая
в трудную ситуацию, он соотносит
ее значение со своими главными
жизненными ориентирами. Своевременность
подобного взвешивания нормализует
его состояние. При этом критическая
ситуация рассматривается на
фоне общей перспективы, например
всей жизни человека, в результате
чего значимость этой ситуации
может резко снизиться. Известно
много примеров, когда с людьми
происходили несчастные случаи,
от которых можно было оправиться
в течение нескольких часов.
Но реакция на них была столь
неадекватна, столь несоотносима
с личной шкалой ценностей,
что развивались значительные
жизненные кризисы. Поэтому неблагоприятные
последствия возникают часто
не из-за самих случаев, а
из-за реакции на них.
Таким образом, одним
из основных способов избегания
чрезмерного эмоционального напряжения
является гармоничное развитие
личности человека, формирование
у него самостоятельной мировоззренческой
позиции. Причем это развитие
начинается с первых дней жизни
человека, а его успех в значительной
степени зависит от того, насколько
умело строят воспитательный
процесс родители ребенка, а
затем и педагоги в школе,
насколько государство заботится
о воспитании подрастающего поколения,
и от много другого.
Следующий способ регуляции
эмоциональных состояний заключается
в правильном выборе момента
для принятия решения или реализации
своего плана. Как известно, экстремальная
ситуация приводит к сужению сознания,
что ведет к нарушению ориентировки в
окружающем. Тревога, волнение меняют
стратегию поведения. Пораженный смятением
человек стремится избежать малейшего
риска, боится идти в том направлении,
которое грозит заблуждениями и ошибками,
поэтому каждую новую информацию он стремится
связать с аналогичной, уже известной
ему. В этой ситуации человек очень часто
совершает ошибки, принимая неправильное
решение. Поэтому необходимо учиться правильно
выбирать момент для реализации своих
планов в сложной, эмоционально напряженной
ситуации.
Еще один способ
снизить эмоциональное напряжение
заключается в ослаблении мотивации.
Например, отказаться на время
от достижения поставленной цели
или снизить эмоциональную напряженность
через произвольное перенесение
внимания, концентрируя его не
на значимости результата выполняемой
деятельности, а на анализе технических
деталей задачи или тактических
приемах.
Можно выделить еще
один способ борьбы с эмоциональными
стрессами и эмоциональной напряженностью.
Этот способ заключается в
заранее подготовленных стратегиях
отступления. Наличие запасного
варианта поведения в той или
иной ситуации снижает излишнее
возбуждение и делает более
вероятным успех решения задачи
на генеральном направлении. Не
подготовив альтернативного решения,
человек необоснованно пессимистично
оценивает ситуацию, которая может
возникнуть в случае провала
основного варианта. Имея запасной
вариант действий, в случае провала
первого человеку проще смириться
с неудачей и сохранить при
этом оптимистическое расположение
духа. Следовательно, запасные стратегии
уменьшают страх перед неблагоприятным
развитием событий и тем самым
способствуют созданию оптимального
фона для решения задачи
Кроме перечисленных
способов выхода из стрессовой
ситуации следует иметь в виду,
что бессмысленно бороться против
того, что является уже свершившимся
фактом. При некоторых обстоятельствах,
когда продолжение усилий превращается
и безрезультатные попытки «прошибить
стену лбом», человеку полезно временно
отказаться от усилий по немедленному
достижению цели, осознать реальную ситуацию
и свое поражение. Тогда он сможет сберечь
силы для новой попытки при более благоприятной
обстановке. Кроме этого, в случае поражения
не вредно произвести общую переоценку
ситуации по типу «не очень-то и хотелось».
Понижение субъективной значимости события
помогает отойти на заранее подготовленные
позиции и готовиться к следующему штурму
без лишней траты сил.
Эффективность преодоления
стресса во многом зависит
от психологической готовности
противостоять ему и от умения
управлять своими эмоциями в
сложных ситуациях.
Большое значение для
управления стрессами на личном
уровне имеет знание особенностей
собственной психики. Известно, что
в зависимости от личных особенностей,
реакция каждого человека на
стресс является весьма специфическим.
В связи с этим выделяют
шесть типов личностей, которые
по-разному реагируют на стресс:
честолюбивых тип. К этому типу
относятся люди с сильной потребностью
в достижении успеха. Они энергичны,
подвижны, агрессивны и ориентированы
на дело.
Причинами стресса
для них являются перегрузки,
большая интенсивность деятельности
и межличностных отношений, недостаточное
понимание самих себя.
Основными симптомами
стресса являются бессонница, повышенное
кровяное давление, проблемы с
сердцем, чрезмерное курение;
спокойный тип - это беззаботные
и спокойные люди, ориентированные
на прошлое, мечтательная и
неактивный. Они отличаются низкой
склонностью к стрессам. Причиной
стресса могут стать люди или
требования профессиональной деятельности,
которые нарушают размеренным
течение их жизни; добросовестный
тип. К данному типу относят
людей мелочных, любознательных, педантичных,
догматических, стабильных, консервативных
и обязательных. Они верят авторитетом
и подчиняются традициям. Для
них причинами стресса являются люди,
которые нарушают их планы и стереотипы
поведения. Они имеют средний степень
склонности к стрессам, но очень чувствительны
к изменениям их привычной жизнедеятельности;
тип, который не отстаивает - это люди,
которые не могут постоять за себя и отстоять
свои права. Они угождают другим избегают
межличностных конфликтов, боятся проблемных
отношений друг с другом. Внутреннее напряжение,
возникающее на почве межличностных отношений,
является частой причиной стрессов; Жизнелюбивые
тип. Люди, принадлежащие к этому типу,
сильные, энергичные, Жизнелюбивые, импульсивные,
раскованные. Для них характерным является
частая смена интересов.
Причинами стресса
является рутинная работа и
чрезмерное внутреннее напряжение;
тревожный тип отличается высокой
склонностью к стрессу. Люди
этого типа проявляют беспокойство
по поводу возможных неудач, имеют
низкую самооценку. Причинами стресса
для них являются ответственная
работа и резкие изменения
в жизни.
По мнению психологов,
преодоления кризисных ситуаций
возможно при условии соблюдения
принципов, на базе которых
можно сформировать систему стратегий
восстановления психической равновесия.
К таким принципам относятся:
принцип удовлетворения;
принцип реальности;
принцип ценности;
принцип творчества.
Принцип удовлетворения
предусматривает осуществление
психологической защиты на основе
выявления максимальной степени
эмоционального благополучия, возможного
в условиях неблагоприятной ситуации.
Механизм реализации этой высокой
степени благосостояния заключается
в когнитивной и эмоциональной
инфантильности человека.
Принцип реальности
нацеливает на трезвый подход
к миру, в котором движение
к какой-либо цели рассматривается
не как прямолинейный процесс
подъема на все новые и новые ступеньки,
а предполагает длинные, в том числе обходные
пути и косвенные средства. Психологический
механизм реализации принципа реальности
заключается в основном в способности
к терпению.
Принцип ценности указывает
на необходимость построения
систем различных жизненных альтернатив
на одной ценностные основании,
в результате чего каждая из
альтернатив в рамках данной
системы ценностей получает свою
оценку. Этот приоритетный список
оценок и служит инструментом
рационализации той ситуации, которую
нужно преодолеть.
Принцип творчества
определяет в значительной мере
самосовершенствования человека, активное
и сознательное созидание человеком
самого себя, причем не только
в идеальном смысле, но и в
практическом воплощении в реальных
кризисных ситуациях.
Занятия по выработке
различных стратегий решения
жизненных задач повышают психологическую
устойчивость человека в условиях,
требующих напряжения духовных
сил. Главную роль при этом
играют не знания, а гибкость,
которая позволяет своевременно
изменять и тем самым нормализовать
поведение.
Современная жизнь
любого человека связано с
большими перегрузки, возникающие
в результате формирования в
стране новых социально-трудовых
отношений в условиях становления
рыночной системы хозяйствования
и адаптации к ней работников.
Способ противостояния этим перегрузкой
известен - это превентивная подготовка
к новым условиям и новому
режиму деятельности. Для этого
надо знать саму технологию
подготовки и конкретные методы
и приемы защиты человека от
перегрузок, от критических ситуаций.
ОПИСАНИЕ И
АНАЛИЗ КОНФЛИКТА СОТРУДНИКОВ ОТДЕЛА
И ДИРЕКТОРА ФИЛИАЛА.
Конфликт произошел между
сотрудниками отдела по обеспечению
инвалидов по зрению техническими средствами
реабилитации и директором филиала.
Отношения в отделе между начальником
отдела и двумя его сотрудницами
были полностью дружелюбные, пожалуй,
даже приятельские (несмотря на то, что
раньше коллеги непосредственно друг
с другом не работали) благодаря легкости
характеров, небольшой разницы в социальном
и финансовом положении и распределении
общей работы. Сотрудники наравне с начальником
контактировали с вышестоящим руководством.
Директор филиала активно
принимала участие в работе только сформировавшегося
отдела, и поскольку дело было новым, начальник
отдела и сотрудники с благодарностью
принимали помощь и советы руководителя.
Однако нельзя было сказать, что отношения
складывались лучшим образом. Директор
была женщиной вспыльчивой, непримиримой
в спорах, категоричной в суждениях, фамильярной
по отношению в подчиненным, абсолютно
не выносила критики и не считала нужным
выносить какие-то вопросы на всеобщее
обсуждение, предпочитая решать все самой,
а до подчиненных доводить только окончательные
директивы. Не было никаких сомнений, что
ее действиями руководило желание наилучшим
образом разрешить возникшие проблемы,
потому как она взваливала на себя большую
часть работы, но мнение подчиненных по
этому поводу во внимание не принималось.
Это было преддверием конфликта.
По прошествии какого-то
времени с момента образования
отдела сотрудники окончательно освоились
с возложенными на них обязанностями,
вникли в суть исполняемых функций
и уже не нуждались в столь
пристальном внимании к их работе
со стороны руководства, с которым
обсуждались только уникальные, очень
сложные проблемы и представлялись
отчеты о проделанной работе. Директор
в силу своей занятости не могла знать
обо всех тонкостях функционирования
отдела и методах выполнения работ и быть
в курсе всех проблем. Однажды ею была
замечена ошибка новой сотрудницы из данного
отдела, очень серьезная, о которой
начальник отдела, конечно, знал и держал
ситуацию под контролем, но решил не доводить
до сведения начальства.
С этого случая отношения
резко изменились. Все свои силы
директор бросила на контроль за отделом.
Она активно вмешивалась в работу, нередко
отдавая распоряжения в обход начальника
отдела и порой полностью противоречащие
его указаниям, что ставило его в крайне
неловкое положение перед починенными
и коллегами по филиалу. Участились случаи
вызова начальника отдела «на ковер».
Посещения кабинета, в котором
находился отдел, стали практически
ритуалом. Не обладая нужными навыками
общения с клиентами, она заводила
разговор с пришедшими людьми, с
которыми работали в данный момент
сотрудники, что вызывало, во-первых,
недовольство работников из-за срыва
работы, но и порой приводило к
весьма серьезным скандалам с
посетителями, поскольку, как я уже
упоминала, человек она несдержанный,
порой грубый и фамильярный, абсолютно
не слушающий собеседника.
Доходило порой до абсурдного,
что в отсутствие кого-либо директор
перебирала документы на столах, часть
брала к себе в кабинет, часть перекладывала
с места на место, не считая нужным об этом
предупредить работников, в результате
чего те с ног сбивались, пытаясь найти
бумаги. Отрывала от процесса или вдруг
сама кидалась «помогать», чем только
сильнее запутывала окружающих и окончательно
останавливала работу. Обращение же к
ней с разъяснениями по каким-либо вопросам
превратилось в сущую пытку. Вместо конструктивной
беседы имели место только постоянные
отчитывания за нерадивость и неумение
работать, мол, «как вы могли ко мне с такими
мелочами обратиться, сами должны знать»,
и в то же время требовала докладывать
ей обо всех сложностях в отделе. Причем
часто распекание проводилось в присутствии
сотрудников других отделов и в абсолютно
неподходящей форме.