Конфликты в организации как фактор снижения производительночти труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:00, курсовая работа

Описание

Объект исследования данной работы это конфликты в организации.
Предмет исследования влияние конфликтов на снижение производительности труда.
Цель исследования: определить влияние конфликтов в организации на производительность труда и найти пути их преодоления.
Если руководители фирм не будут разрешать конфликты в коллективе, то эффективность деятельности организации будет снижаться.

Работа состоит из  1 файл

полная.doc

— 176.50 Кб (Скачать документ)

    Введение 
 

    Актуальность  темы данной работы совершенно не оспорима в условиях современного общества. Еще  социальные исследования 2-ой четверти ХХ века в России были посвящены конфликтам, возникающие на предприятии и в любой сфере труда, так как нигде не проявляют себя конфликты так как в бизнесе. Конфликты повышают нервозность людей, отвлекают внимание от выполнения непосредственных профессиональных обязанностей и так далее. Таким образом, они снижают производительность труда рабочих, что совершенно не предсказуемо в условиях современной конкуренции.

    Проблема влияния конфликтов в организации должна решаться руководителями, так как их главной задачей было и остается создание и поддержание благоприятных условий труда и эффективная организация деятельности сотрудников. Менеджеры обязаны быть сведущи в методах разрешения конфликтов для обеспечения лучшего климата в коллективе. Руководители не всегда могут разрешить конфликты и создать благоприятный психологический климат.

    Объект  исследования данной работы это конфликты в организации.

    Предмет исследования влияние конфликтов на снижение производительности труда.

    Цель  исследования: определить влияние конфликтов в организации на производительность труда и найти пути их преодоления.

    Если руководители фирм не будут разрешать конфликты в коллективе, то эффективность деятельности организации будет снижаться.

    Задачи исследования:

    1) Раскрыть понятие конфликта.

    2) Рассмотреть типы и виды конфликтов.

    3) Определить формы и способы  разрешения конфликтов.

    4) Определить влияние конфликтов в организации, как фактора снижения производительности труда.

    5) Исследовать влияние конфликтов  организации, как фактора снижения производительности труда в фирме.

    Результаты исследования могут помочь руководителям в разрешении конфликтов в организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    1. Сущность конфликта

    1. Понятие конфликта
 

    Конфликты являются вечным спутником нашей  жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов.

    Слово "конфликт" – переводе с латинского означает "столкновение". В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой  динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям. Таким образом, конфликты в самом общем виде могут квалифицироваться как конструктивные – с позитивным знаком и деструктивные – с негативным знаком.

    Существует  достаточное количество определений понятия «конфликт».

    В психологии конфликт определяется как  «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями»1

    Конфликт  – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей. В этом определении акцент сделан на предмет столкновения в виде противоположных целей, интересов, а вопрос методов воздействия остается неизвестным.

    Конфликт - это отсутствие согласия между  двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Каждая сторона делает все, чтобы была принята её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.2

    Конфликт  – поведение лица, группы или  организации, которое препятствует или ограничивает другого участника в достижении его целей.3

    Конфликт  - противоречие, возникающее между  людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствие согласия между двумя или более сторонами.4

    Под конфликтом принято понимать активные взаимонаправленные действия каждой из конфликтующих сторон для реализации своих 
целей (достижение власти, приобретение материальных ресурсов и т. д.), окрашенные сильными эмоциональными переживаниями. По 
статистике, 75 - 80% межличностных конфликтов возникает по причине материальной неудовлетворенности отдельных сотрудников, 
хотя внешне это может проявляться как несовпадение характеров или личных взглядов. В психологии пока не сложилось общепринятого понимания сущности конфликта. Одни авторы трактуют его как столкновение, противодействие, противоречие. Другие понимают конфликт как вид общения, ситуационную несовместимость, ситуацию 
ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия. Среди сущностных черт конфликта выделяют: наличие противоречия между 
субъектами, их противодействие, негативные эмоции по отношению друг к другу.

    Несколько позднее было предложено такое представление  конфликта в виде формулы:

    Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент,

    Где: Конфликтная ситуация – это противоречивая позиция сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использованию различных средств для их достижения, несовпадение интересов и желаний.5

    Инцидент  – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

    Из  формулы наглядно видно, что конфликтная  ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого.

    Вторая  формула конфликта:

    Конфликтная ситуация + Конфликтная  ситуация + ... = Конфликт

    Сумма двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту. При этом конфликтные  ситуации являются независимыми, не вытекающими одна из другой.

    Данная  формула дополняет первую (здесь  каждая из конфликтных ситуаций своим проявлением играет роль инцидента для другой). Разрешить конфликт по этой формуле – значит устранить каждую из конфликтных ситуаций.

    Во  многих конфликтах можно обнаружить не одну конфликтную ситуацию или найти несколько вариантов ее формулировки.

    Именно  по этой причине ключевую роль в  разрешении конфликта играет умение правильно определить и сформулировать конфликтную ситуацию.

    Важно помнить, что конфликтная ситуация – это диагноз болезни, имя  которой "конфликт". Только правильный диагноз дает надежду на исцеление.

    Основными компонентами конфликта являются: объект конфликта, субъекты конфликта (участники) конфликта, конфликтная ситуация и инцидент.

    Объект  конфликта представляет собой конкретные причины, движущие силы конфликта. Точное знание объекта позволяет прогнозировать поведение участников конфликта. Объект конфликта как социальное явление вызывает определенную конфликтную ситуации, которая возникает в результате безуспешного решения спорного вопроса противоборствующими сторонами определенной проблемы.

    Субъекты  конфликта – это отдельные лица или группы людей. Как частный случай субъектами конфликта могут выступать организации (фирмы). Наличие объекта и участников конфликта создает конфликтную ситуацию. Участники конфликта связаны определенными межличностными отношениями, претендуют на единоличное манипулирование объектом.6

    Для того чтобы понять сущность конфликта, а затем и эффективно разрешить его, необходимо в первую очередь установить причины конфликта. Так как зная причины возникновения того или иного феномена, легче предпринять какие-то конкретные шаги по блокированию их (причин) действия, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект.

    Выделяют 3 группы причин, вызывающих конфликты:

    Причины, порожденные процессом деятельности:

  • технологическая взаимосвязанность и взаимосвязь  работников, когда действия одного негативно влияют на эффективность действия другого. Например, выполнение заданий бригадой, командой, когда действия одного ставят под удар действия всех;
  • перенос проблем, решаемых по вертикали, на горизонтальный уровень отношений. Например, нехватка оборудования и инструментов иногда ведет к напряженности и в отношениях по горизонтали;
  • невыполнение функциональных обязанностей в системе «руководитель – подчиненный».
  • несоответствие поступков человека принятым в данном коллективе или жизненным ценностям.

    Вторая  группа причин порождается психологическими особенностями человеческих отношений:

  • взаимные симпатии и антипатии;
  • неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе;
  • плохая психологическая коммуникация;
  • нарушение принципа территориальности.

    К третьей группе относят причины, порождаемые личным своеобразием членов коллектива:

  • неумение контролировать себя;
  • низкий уровень самоуважения;
  • повышенная тревожность;
  • агрессивность;
  • низкая коммуникабельность;
  • чрезмерная принципиальность в сочетании с догматизмом и др.7
 
 

    1.2. Классификация конфликтов 

    Существуют  четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

    1. Внутриличностный  конфликт – состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.

    2. Межличностный конфликт – трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей. Межличностные конфликты возникают в результате наличия как объективных, так и субъективных факторов. Объективные факторы  создают потенциальную возможность возникновения конфликта. Например, на вакантную должность два или несколько сотрудников. Между ними возникает соперничество, которое может стать причиной конфликта. Субъективные факторы в межличностном конфликте складываются на основе индивидуальных особенностей личности. Они в наибольшей степени определяют динамику развития и разрешения межличностного конфликта.8

    3. Конфликт между  личностью и группой. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Стихийно возникают отношения, нерегламентированные никакими инструкциями. В процессе функционирования группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения, которых придерживаются ее участники. Соблюдение групповых норм обеспечивает принятие или не принятие индивида группой.

    4. Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности. К сожалению, частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейным и штабным персоналом. Штабной персонал обычно более молодой и образованный, чем линейный, и при общении любит пользоваться техническим жаргоном. Эти отличия приводят к столкновению между людьми и затруднениям в общении. Линейные руководители могут отвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольство по поводу своей зависимости от них во всем, что связано с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея окончится провалом. И все это для того, чтобы поставить специалистов “на свое место”. Штабной персонал, в свою очередь, может возмущаться, что его представителям не дают возможности самим провести в жизнь свои решения, и стараться сохранить информационную зависимость от них линейного персонала. Это — яркие примеры дисфункционального конфликта. Часто из-за различия целей начинают конфликтовать друг с другом функциональные группы внутри организации. 9

Информация о работе Конфликты в организации как фактор снижения производительночти труда