Конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 10:11, реферат

Описание

Ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами по всем коммерческим характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке. Необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия.

Содержание

Введение ..……………………………………………………………………… ..3
1. Понятие конкуренции. Виды конкуренции……………………………...5
1. Виды конкуренции. ……………………………………………….. 5
2. Понятие конкурентных преимуществ. Пять сил
конкуренции по М. Портеру. …………………………………….. 8
3. Выявление преимуществ и недостатков
в деятельности конкурентов. …………………………………….. 12
2. Виды конкурентных стратегий и способы их реализации……………...13
1. Конкурентная стратегия предприятия.
Понятие, сущность и виды. ………………………………………. 13
2. Анализ конкурентных стратегий. ………………………………... 16
Заключение ……..……………………………………………………………… ..19
Список использованной литературы ………………………………………….. 21
Приложение 1 …………………………………………………………………… 22
Приложение 2 …………………………………………………………………… 23
Приложение 3 …………………………………………………………………… 24
Приложение 4 …………………………………………………………………… 25

Работа состоит из  1 файл

Мой рефер.doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

        Доля рынка, уровень прибыли фирмы определяются тем, насколько эффективно компания противодействует следующим конкурентным силам:

  • проникающим в отрасль новым конкурентам, выпускающих подобные товары;
  • угрозе со стороны товаров заменителей (субститутов);
  • компаниям-конкурентам, уже закрепившимся на отраслевом рынке;
  • воздействию продавцов (поставщиков);
  • воздействию покупателей (клиентов).
  1. Новые конкуренты. Их появление в отрасли могут предупредить следующие входные барьеры:
    • Экономия на масштабе и опыте производства уже обосновавшихся в отрасли фирм помогает удерживать издержки на таком низком уровне, который недоступен потенциальным конкурентам;
    • Дифференциация товаров и услуг, то есть опора на торговые марки, подчеркивающие уникальность товара и признание его покупателями;

     Для этого необходимо:

     -определить  факторы, формирующие представление  покупателя о продукте;

     -изучить  потребительские критерии, по которым  делается выбор при покупке  товара;

     -достаточно  четко представить не просто  то, кто является покупателем,  а то, кто принимает решение по вопросам покупки.

      Дифференциация  – это способность обеспечить покупателя уникальной и/или большей  ценностью в виде нового качества продукта, особых потребительских свойств  или послепродажного обслуживания.

    • Потребность в капитале. Очень часто эффективная конкуренция требует крупных первоначальных инвестиций.
    • Издержки переориентации, связанные с переобучением персонала, смены поставщиков, научными и проектными разработками нового продукта;
    • Политика государства (правительства), не способствующая проникновению на рынок, например установление высоких таможенных пошлин для иностранных конкурентов или отсутствие льготных субсидий для новичков.

   2. Товары-заменители. Обострить конкуренцию может появление товаров, эффективно удовлетворяющих те же потребности, но несколько иным способом. Так, конкуренцию производителям сливочного масла могут составить предприятия, выпускающие маргарин, у которого есть свои конкурентные преимущества: это диетический продукт с низким уровнем холестерина.

 3. Внутриотраслевая конкуренция  и  ее интенсивность.

       Интенсивность конкуренции может  колебаться от мирного сосуществования до жестких и грубых способов выживания из отрасли. Одним из способов уменьшить давление внутриотраслевой конкуренции является использование сравнительных преимуществ, которыми обладает фирма.

 4. Сила воздействия  поставщиков.

      Фирма конкурирует, то есть  ведет экономическую борьбу, не  только с себе подобными производителями, но и со своими контрагентами-поставщиками, конкурентами.

 5. Сила воздействия покупателя.

       Конкуренция со стороны покупателей  выражается:

  • в давлении на цены в целях их снижения;
  • в требованиях более высокого качества;
  • в требованиях лучшего обслуживания;
  • в сталкивании внутриотраслевых конкурентов друг с другом.

      Любая потенциально эффективная стратегия и соответствующее стратегическое управление должны уделять достаточное внимание обоим типам конкурентного преимущества.

      Реальное  конкурентное преимущество достигается  благодаря тому, как данная организация  на практике осуществляет отдельные виды своей деятельности и всю их совокупность в целом.

      Вид конкретного преимущества и сферу, в которой оно достигается, объединяет понятие базовой конкретной стратегии (БКС), которую мы рассмотрим во второй главе. 
 
 
 
 
 

    1.3. Выявление преимуществ и недостатков в   деятельности конкурентов. 

      Выявление слабых и сильных  сторон деятельности конкурентов  представляет собой конечный итог исследования конкуренции на рынке.

      Выявленные недостатки в деятельности  конкурентов используются для  разработки собственной маркетинговой стратегии, выявленные сильные стороны используются для их изучения и внедрения в собственной фирме имеющегося положительного опыта работы.

      Для выявления слабых и сильных  сторон предприятий-конкурентов  можно воспользоваться методикой анализа закрепления, которая учитывает представление потребителей о продукции компании и её конкурентов. Обычно эта методика используется для проведения анализа на рынках потребительских товаров. На основе анализа закрепления целесообразно проводить внутренний анализ, нацеленный на выявление несоответствия сложившихся представлений в компании о внешней действительности, с тем, чтобы заставить персонал внутри организации понять и принять необходимость изменений.

         В результате оценки сильных и слабых сторон каждого конкурента (их стратегий и целей) конкуренты ранжируются по «ключевым факторам успеха» (КФУ), под которыми подразумеваются наиболее существенные характеристики рынка, фирмы, конкурентов. Для этого необходимо уточнить список «ключевых факторов» (например, по методике закрепления). Позиции конкурентов и фирмы ранжируются по каждому из факторов и сводятся в  таблицу. (Приложение 3). 
 
 
 
 
 

  1. Виды  стратегий и способы их реализации.
 

2.1 Базовая конкурентная  стратегия предприятия (БКС). Понятие, сущность. 

      В основе концепции конкурентной лежит  идея, что каждая из таких стратегий  базируется на определенном конкретном преимуществе. Для того, чтобы добиться его, организации необходимо выбрать  свою конкретную стратегию. Наглядно данный подход представлен на рис.4. (Приложение 4).

     Базовая стратегия конкуренции, представляющая собой основу конкурентного поведения  предприятия на рынке и описывающая  схему обеспечения преимуществ  над конкурентами, является центральным  моментом в стратегической ориентации предприятия. От ее правильного выбора зависят все последующие маркетинговые действия предприятия. Это обстоятельство определяет необходимость тщательного обоснования данной процедуры. Однако, сформировавшиеся в последнее время в предпринимательских кругах некоторые стереотипы относительно того, как необходимо конкурировать на российском рынке, в значительной степени мешают системно подойти к решению данной задачи. Прежде чем приступить к выбору базовой стратегии конкуренции необходимо избавиться от вредных стереотипов, штампов и ошибок.

        Конкурентная стратегия  организации определяется в результате изучения внешнего окружения и возможных внутренних перспектив ее деятельности с учетом непредвиденных рыночных обстоятельств. Она заключается в установлении долгосрочной ориентации фирмы на какой-либо вид производственной деятельности и занятие соответствующего или планируемого положения, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. При этом уточняются стратегические вопросы, связанные с выбором выпускаемой продукции, обслуживаемых потребителей, применяемых производственных процессов, используемых экономических ресурсов, а также формированием общей линий поведения на рынке с учетом своих возможностей и сил конкурентов. Кроме того, в ходе планирования учитываются возможные стратегии развития следующих рыночных услуг на предприятии: выход на рынок с новым продуктом, привлечение новых поставщиков и потребителей товаров, расширение или прекращение производства и продажи прежних товаров и услуг.

        В процессе стратегического планирования  общие или главные цели фирмы устанавливаются высшим руководством и согласуются со всеми подразделениями. Плановые службы предлагают каждому производству варианты первоначальных показателей валовой и чистой прибыли на долгосрочный период. После их рассмотрения подразделения выдвигают свои предложения, тем самым создаются необходимые предпосылки для выработки общих целей стратегического планирования. В утвержденных планах предусматриваются общие цели фирмы, ее место на региональном рынке, организационная структура управления, кадровая политика, производственная стратегия, выбор новой продукции, общая политика сбыта, финансовые результаты, политика поглощений или приобретений, объем инвестиций и т.д.

        В первую очередь сказанное  относится к неправильному представлению  о том, какой рынок является  наиболее перспективным с точки  зрения конкуренции. Предприниматели часто считают, что привлекательные рынки - это те, которые развиваются быстрее всех или используют совершенные технологии. Это не так.

        Необходимо также отметить, что  для многих небольших предприятий  смысл конкуренции сводится к  тому, чтобы быть похожими на  своих более крупных (мощных) конкурентов.  Это придает им уверенность  в себе. Но подражать другим - значит лишиться какого-либо преимущества. Отсутствие конкурентных преимуществ - верный путь к банкротству. Некоторые предприятия, обладая определенным конкурентным преимуществом, не предпринимают никаких усилий для того, чтобы не потерять их. Наличие конкурентного преимущества необходимо воспринимать как свершившийся факт, достигнутую цель и это не должно останавливать дальнейший поиск.

       С другой стороны, стремление  быть первыми во всех сферах  конкурентной борьбы, а также погоня за сиюминутными прибылями часто заставляет предприятия отказываться от ранее разработанной стратегии конкуренции, что вносит хаос в деятельность предприятия и не позволяет ему сосредоточиться на долгосрочных целях в области конкурентной борьбы.

        Конкурентная стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Недостаточно внимания уделяется и определению начала и окончания периода использования разработанной стратегии конкуренции.

       К общему недостатку процесса  разработки стратегии конкуренции  можно отнести его слабую персональную  ориентацию. Часто стратегия ориентирована на противодействие предприятиям-конкурентам и в меньшей степени учитывает особенности управления этими предприятиями, в частности, тип поведения его руководителей. Вместе с тем, образование руководителей, их подходы к ведению бизнеса, опыт, способности и другие персональные характеристики во многом определяют возможные реакции на изменение рынка. Это означает, что стратегия конкуренции должна рассматривать в качестве объекта соперничества не только предприятие, но и его аппарат управления со свойственным ему стилем руководства, что позволит более точно и адекватно реагировать на возможные контрмеры. Кроме того, необходимо помнить, что борьба с конкурентами ведется, в конечном счете, за бюджет потребителей. И поэтому смысл конкурентной борьбы заключается не столько в действиях против предприятий-соперников, сколько в завоевании конкретных потребителей, пользующихся услугами конкурентов.

       При определении конкурентной  стратегии фирмы руководство  сталкивается с тремя основными  вопросами, связанными с положением  фирмы на рынке:

     -какой  бизнес прекратить;

     -какой  бизнес продолжить;

     -в  какой бизнес перейти.

При этом внимание концентрируется на том:

     -что  организация делает и чего  не делает;

     -что  более важно и что менее  важно в осуществляемой организацией  деятельности. 

   2.2. Анализ конкурентных  стратегий. 

       В связи с тем, что потребности  человека очень разнообразны, не менее разнообразны и способы их удовлетворения. Это является и основной причиной разнообразия товаров, представленных на рынке, и фирм, эти товары на рынок поставляющих. Каждый производитель стремится произвести товар с наилучшими характеристиками, потому что именно такой товар будет наверняка куплен на рынке, а значит, производитель получит прибыль. Однако здесь действует принцип компенсации. Он состоит в том, что стремление добиться наилучших характеристик товара в одних отношениях заставляет в какой-то мере поступиться другими достоинствами. Причины этого носят отчасти объективный, а отчасти субъективный характер. Многие характеристики товара находятся в объективном противоречии (например, скоростные и топливосберегающие). С другой стороны, многое зависит и от потребителя, от того, что он субъективно ищет в данном товаре. Успех фирмы на рынке зависит, таким образом, зависит не только от ее готовности улучшать свою продукцию, но и от обоснованности выбора тех свойств, которые подлежат совершенствованию, а также (что не менее важно) от определения того, чем за это можно пожертвовать.

       Действие принципа компенсации,  однако, этим не ограничивается. Он распространяется глубже: не  только на товары, но и на  сами компании, которые их производят. Применительно к фирмам он состоит в том что, развивая в себе одни черты, фирма утрачивает другие, за увеличение эффективности в одной области расплачивается ее снижением в другой. Иными словами, приспособление маркетинговой стратегии фирмы к обслуживанию определенных рыночных сегментов, как правило, происходит ценой утраты других сегментов рынка или сокращения возможности добиваться успеха на них.

      Прямым следствием принципа компенсации  является множественность путей  достижения успеха в конкурентной  борьбе, т. е. множественность маркетинговых конкурентных стратегий фирм. Маркетинговая конкурентная стратегия, как уже отмечалось, определяется исходя из:

Информация о работе Конкуренция