Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:58, реферат
Главная задача перед учебными заведениями состоит в том, как подготовить специалистов, способных участвовать в производстве продукции, конкурентоспособной на мировом рынке (независимо от того, какая эта продукция — товар или услуги)
Введение…………………………………………………………………………...3
КОНКУРЕНТНАЯ СПОСОБНОСТЬ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА…….....4
1.Качество профессионального образования…………………………........4
2.Понятие конкурентоспособности специалиста…………………………..4
3.Конкурентоспособность профессионально подготовленного специалиста…………………………………………………………………7
4.Характеристики конкурентоспособности выпускников ВУЗов………...8
Заключение………………………………………………………………….........12
Список использованной литературы…………………………………………...13
ГОУ СПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ г. НОВОКУЗНЕЦКА
КОНКУРЕНТНАЯ СПОСОБНОСТЬ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
2007
СОД
Введение…………………………………………………………
КОНКУРЕНТНАЯ СПОСОБНОСТЬ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА…….....4
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
Постановка задачи формирования конкурентоспособности будущих специалистов обусловлена социально-экономическими и политическими изменениями, происходящих в российском общества на новом этапе его развития. Особо следует отметить становление рыночных отношений в современной экономике, что обусловливает новые требования к современным специалистам и качеству их профессионального образования.
Анализируя
тенденции развития высшего экономического
образования в России следует
отметить, что за последние годы
наблюдается резкое увеличение студентов,
которые предпочли
Статистические
данные говорят о возросшей
Главная
задача перед учебными заведениями
состоит в том, как подготовить специалистов,
способных участвовать в производстве
продукции, конкурентоспособной на мировом
рынке (независимо от того, какая эта продукция
— товар или услуги). Повышение качества
подготовки специалистов до мирового
уровня включает и работу по усилению
профессиональной конкурентоспособности
выпускников образовательных учреждений
экономического профиля.
КОНКУРЕНТНАЯ СПОСОБНОСТЬ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
1. Качество профессионального образования
Под
качеством профессионального
В современных условиях повышение качества образования специалистов приобретает характер национальной проблемы, включающей целый ряд аспектов. В данной статье мы остановимся на одном аспекте этой проблемы — рассмотрении вопроса формирования конкурентоспособности будущих специалистов на этапе их подготовки в ВУЗе, который очень важен, так как профессиональная конкурентоспособность выступает стержневым показателем уровня квалификации работающего специалиста, а значит, и важным показателем высокого качества его подготовки.
2. Понятие конкурентоспособности специалиста
Понятие конкурентоспособности специалиста практически не разработано в отечественной науке. Для его понимания воспользуемся определением близкого к нему понятия конкурентоспособности товара: это относительная обобщённая характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на её удовлетворение. В условиях рыночных отношений, характеризуется многообразие форм собственности, действием механизмов конкуренции и существование государственного регулирования экономики, основным фактором стабильного получения прибыли является обеспечение конкурентоспособности выпускаемого объекта (продукции, документов, услуг и т. д.).
Конкурентоспособность, как её определяет «Современный экономический словарь», это «свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с лучшим аналогичным объектом, представленном на данном рынке. Или конкурентоспособность — способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичным объектов других производителей на данном рынке». Специфика специалиста, как «товара» состоит в том, что его конкурентоспособность — длительного пользования и ассоциируется с успехом как в профессиональной, так и в личностной сферах.
В настоящее время сложились три взгляда на конкурентоспособность выпускника учреждения профессионального образования:
Сторонники первой точки зрения считают, что понятие конкурентоспособности и применимо к выпускникам профессиональной школы всех уровней (начального, среднего, высшего). А конкурентоспособность может проявляться только в реальной профессиональной деятельности, а не в учебной или в учебно-профессиональной. Поэтому в модели содержания профессионального образования приоритетной должна стать общеобразовательная подготовка и воспитание личностных качеств будущего специалиста.
Представители
второй точки зрения полагают, что
конкурентоспособность
Третий подход предполагает рассмотрение конкурентоспособности как интегрированного результата качественного общего и профессионального образования и высокой квалификации. Отсутствие или низкий уровень квалификации не позволят выпускнику успешно вступить на рынок труда, а недостаток общего образования станет препятствием не пути к профессиональному росту в условиях стремительного изменения технологий.
Проблема качественной подготовки специалистов в условиях жёсткой конкуренции в большей степени разработана зарубежными авторами (J. Beilerot, T. G. Geske, T. Cohn и др.). Конкурентоспособность специалиста — выпускника вуза, по их мнению, может рассматриваться как интегральный показатель качества подготовки в том случае, если:
Проведенный анализ проблемы оценки качества подготовки конкурентоспособного специалиста показывает, что процесс осваивания представляет собой сложную по структуре и содержанию процедуру, являясь составной частью целостного педагогического процесса и подчиняется его общим закономерностям. Качество подготовки специалиста предлагается оценивать по четырём основным критериям:
а) профессиональные знания (знания предметной области деятельности);
б) уровень профессиональной культуры;
в) стремление к профессиональному росту;
г) свободность к профессиональной рефлексии.
Сущность проектирования технологии оценки качества определяется наличием заданных исходных оснований: затраты на подготовку специалиста; кадровое обеспечение; материально-техническое оснащение и методическое сопровождение учебного процесса; образовательные ориентиры и стратегии, цели и содержание профессионального обучения; социальный заказ на специалиста: спрос на рынке труда, соответствие модели специалиста мировым стандартам.
Рассмотрение научных источников и практики подготовки специалистов в учебном заведении позволяет констатировать, что понятие конкурентоспособности связано с понятиями «профессионализм» и «компетентность» специалиста, в русле которых сформировалось представление об интегральном характере профессиональной подготовки: только интеграция профессиональной, социальной и личностной компетенций может обеспечить современному выпускнику учебного заведения профессиональной подготовки конкурентоспособность на рынке труда.
3. Конкурентоспособность профессионально подготовленного специалиста.
Конкурентоспособность
профессионально
Основываясь на данных теоретического и практического изучения проблемы подготовки конкурентоспособного специалиста, считаем возможным утверждать, что наряду с качественными профессиональными знаниями, умениями и навыками, предусмотренными требованиями государственно стандарта профессиональной подготовки по специальности, такому специалисту необходимы: профессиональная мобильность, владение навыками самообразования и повышения квалификации; инициативность и самодисциплина; предприимчивость и деловитость; способность к самоанализу и принятию ответственных решений; достоинство и личная ответственность; способность к защите своих прав и свобод; корпоративность и коммуникабельность, психологический настрой на совместную эффективную деятельность; готовность работать в инновационном режиме; умение вести здоровый образ жизни.
Завершая
краткое рассмотрение вопроса формирования
конкурентоспособного специалиста
на этапе его подготовки, отметим,
что в настоящее время
4.
Характеристики
Конкурентоспособность
выпускника ВУЗа зависит и от личностных
характеристик, и от качества его образования,
что обусловливает его личный, профессиональный
и карьерный успех. Конкурентное преимущество
ВУЗа, его профессорско-
Творчество и локус контроля (экстернальный и интернальный) — результат индивидуального труда личности. Деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний , умений и продуктов, имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения. На другом уровне создаётся нечто новое, совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний и их критическая переработка, дидактическое осмысление опыта работы, умение перевести теоретические и методологические положения в педагогические действия, способность к самосовершенствованию и самообразованию и есть совершенствование мастерства, рост профессионализма и конкурентоспособности. При этом важно отметить, что профессионализм, как результат творчества, порождается и обучающим и обучаемым.
Информация о работе Конкурентная способность молодого специалиста