Конроль и оценка труда служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:08, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ действующих в организациях систем контроля и оценки деятельности работников, а также определение возможных методов налаживания контроля деятельности подчинённых. Причем, основным условием любой разрабатываемой на основе предложенных принципов системы является комплексное решение проблем контроля и оценки, система должна быть максимально гибкой, а затраты времени на ее эксплуатацию руководящим составом – минимальными.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы систем контроля и оценки 5
1.1 Сущность и место контроля в процессе управления 5
1.1.1 Необходимость контроля 5
1.1.2 Особенности контроля 8
1.1.3 Место контроля в функциях управления 11
1.1.3 Функции контроля 13
1.1.5 Проблемы контроля 14
1.2 Классификация методов контроля 15
1.2.1 По периодичности 15
1.2.2 По объему 17
1.2.3 По уровню управления 18
1.2.4 По времени проведения контроля 19
1.3 Оценка труда служащих 20
2 Методы налаживания контроля 23
2.1 Налаживание контроля 23
2.2 Этапы проведения контроля 24
2.3 Поведенческие аспекты контроля 26
2.4 Разрешение проблемы баланса 27
2.5 Эффективность контроля 28
Заключение 31
Список используемой литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Контроль и оценка труда служащих.doc

— 258.50 Кб (Скачать документ)

Контроль часто оказывает сильное влияние на поведение системы. Неудачно спроектированные системы контроля могут сделать поведение работников ориентированным на них, т.е. люди будут стремиться к удовлетворению требований контроля, а не к достижению поставленных целей. Такие воздействия могут также привести к выдаче неверной информации.

Проблем, возникающих вследствие воздействия системы контроля, можно избежать, задавая осмысленные приемлемые стандарты контроля, устанавливая двустороннюю связь, задавая напряженные, но достижимые стандарты контроля, избегая излишнего контроля, а также вознаграждая за достижение заданных стандартов контроля.

 

2.4 Разрешение проблемы баланса

И еще одна немаловажная проблема — проблема баланса. Ведь эффективный контроль — золотая середина между «тотальным контролем» и «бесконтрольностью». Каждый менеджер находит свое место между этими полюсами. Определённые психологические последствия имеет и применение тотального контроля, и бесконтрольность. Оба эти явления можно рассматривать в некотором смысле как симптомы неблагополучия в фирме, организации, подразделении.

Итак, бесконтрольность очень часто порождает апатию и даже, как ни странно, жалобы и недовольство со стороны подчиненных. Ничего удивительного в этом нет, негативная реакция людей легко объясняется психологически. Большинство из них рассуждает так. Если меня не контролируют, значит:

        моя работа неважна, второстепенна;

        нет критериев, по которым я мог бы оценивать работу;

        я не знаю, правильно ли я выполняю работу.

И, наконец, если меня не контролируют постоянно, значит, проконтролируют неожиданно и неизвестно когда. Что, кроме апатии и недовольства, может стать следствием таких рассуждений? Какую еще реакцию можно ожидать в ситуации бесконтрольности? Существует управленческая ошибка, когда отсутствие контроля объясняется как доверие подчиненным. Спору нет, доверять надо. Однако и проверять тоже. И, кроме того, следует помнить, что контроль  это не только проверка, но и помощь, корректировка и совет. Если он правильно организован, то является средством выражения доверия руководителя подчиненному; именно контроль, а не бесконтрольность!

Другая крайность, другой полюс — это тотальный контроль. Склонность к тотальному контролю — весьма распространенная среди управленцев болезнь. Она заразна, несмотря на очевидную объективную невозможность контролировать все и всех. Кроме бессмысленной потери времени руководителем, тотальный контроль порождает такие явления, как постоянный страх, чувство вины и раздражение. А это ни в коей степени не способствует качественной работе. Применение тотального контроля приводит к тому, что все свои силы сотрудники направляют на то, чтобы скрыть свои ошибки, а не на то, чтобы их исправить.

Для того чтобы удержаться от крайностей при осуществлении контроля, необходимо:

а)     воспринимать контроль не как вид воздействия на подчиненного, а как вид взаимодействия с ним, в котором нуждаются оба;

б)     контроль есть взаимодействие между людьми на основе знания реального положения вещей и для знания реального положения вещей. Осуществляя его, полезно задавать два предварительных вопроса:

1)     известно ли реальное положение вещей;

2)     как лучше построить взаимодействие с тем (теми), над кем осуществляется контроль?

Контроль — это взаимодействие между людьми, один из которых (подчиненный) имеет право на ошибку, а другой (руководитель) — нет. Не «поймать», «схватить», «уличить», а выяснить и помочь — в этом психологическая суть и смысл контроля как управленческого действия. [8]

 

2.5 Эффективность контроля

Для того чтобы контроль мог выполнить свою истинную задачу, т.е. обеспечить достижение целей организации, он должен обладать несколькими важными свойствами.

Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен.

Контроль - это непрерывный процесс, совпадающий в своем развитии с производственным циклом.

Характеристики эффективного контроля:

а)     Стратегическая направленность контроля, т.е. отражение общих приоритетов организации и поддержание их.

б)     Ориентация на результаты. Конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией. В итоге контроль можно назвать эффективным только тогда, когда организация фактически достигает желаемых целей и в состоянии сформулировать новые цели, которые обеспечивают ее выживание в будущем.

в)     Соответствие делу. Для того чтобы быть эффективным контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности. Он должен объективно измерять и оценивать то, что действительно важно.

г)     Своевременность контроля заключается не в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению. Значение наиболее подходящего временного интервала такого рода определяется с учетом временных рамок основного плана, скорости изменений и затрат на проведение измерений и распространение полученных результатов.

д)     Гибкость контроля. Контроль, как и планы, должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям.

е)     Простота контроля. Наиболее эффективный контроль - это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны. Избыточная сложность ведет к беспорядку. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее.

ж)     Экономичность контроля. Любой контроль, который стоит больше, чем он дает для достижения целей, не улучшает контроля над ситуацией, а направляет работу по ложному пути, что является еще одним синонимом потери контроля.

з)     К контролю необходимо привлекать весь персонал, ибо лучший контроль - это самоконтроль. Для того чтобы повысить надежность контроля, необходимо расширять границы полномочий персонала.

Когда организации осуществляют свой бизнес на зарубежных рынках, функция контроля приобретает дополнительную степень сложности.

Контроль на международном масштабе является особенно трудным делом из-за большого числа различных областей деятельности и коммуникационных барьеров. Результативность контроля можно улучшить, если периодически проводить встречи ответственных руководителей в штаб-квартире организации и за границей. Особенно важно не возлагать на иностранных управляющих ответственность за решение тех проблем, которые от них не зависят.

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе были описаны существующие теоретические системы планирования, контроля и оценки. Был проанализирован большой объем материалов, позволяющий судить о целесообразности внедрения той или иной формы контроля и возможностях его увязки с конечной оценкой деятельности работников.

В результате можно сделать вывод. Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.

Необходимость контроля обусловлена тем, что дела могут идти и часто идут не так, как хотелось бы. Цель контроля заключается в том, чтобы выявить на возможно более раннем этапе неблагоприятное развитие событий, с тем чтобы управляющий мог сконцентрировать план, провести реорганизацию, дать новые указания, усилить свое воздействие на мотивы трудового поведения и преодолеть любую из возникших проблем.

Из современных теорий следует, что контроль необходим на всех этапах деятельности руководителя: при разработке планов проверяется соответствие требуемых ресурсов с имеющимися, экстраполируются ошибки прошлых аналогичных работ; при организации работ проверяется компетентность сотрудников. Таким образом, контроль из обособленной функции становится вспомогательной подфункцией – этапом управленческой деятельности при выполнении различных функций. Контроль – это процедура сопоставления плановых и фактических показателей.

Выполнение менеджерами функции контроля начинается одновременно с выполнением функции планирования в процессе выработки целей и задач организации. Контроль является неотъемлемой частью процесса управления в любой организации.

Равно важной является и положительная сторона контроля, состоящая во всемерной поддержке всего того, что является успешным в деятельности организации. Другими словами, один из важных аспектов контроля состоит в том, чтобы определить, какие именно направления деятельности организации наиболее эффективны. Определяя успехи и неудачи организации и их причины, мы получаем возможность, достаточно быстро адаптировать организацию к динамичным требованиям внешней среды.

Хорошо продуманные планы и организационные структуры не всегда могут обеспечить достижение поставленных целей из-за изменения законов, технологий, условий конкуренции и других факторов внешней среды. Для того, чтобы подготовиться и отреагировать должным образом на подобные изменения, организациям нужен эффектив­ный механизм своевременной оценки воздействия  на них этих факторов перемен. Такой механизм может быть создан на основе контроля.

Среди многочисленных факторов внутренней среды особенно отлич­ается высокой степенью неопределенности такой фактор как люди, рабо­тающие в организации. Их нельзя запрограммировать на выполнение ка­кой-либо задачи с абсолютной точностью. Познать механизм поведения людей в процессе трудовой деятельности не всегда удается полностью.

Ещё труднее прогнозировать ответную реакцию людей на введение новых инструкций и команд, возложение дополнительных прав и обязан­ностей в связи с изменениями в организационной структуре управления.

Проблем, возникающих вследствие воздействия системы контроля, можно избежать, задавая осмысленные приемлемые стандарты контроля, устанавливая двустороннюю связь, задавая напряженные, но достижимые стандарты контроля, избегая излишнего контроля, а также вознаграждая за достижение заданных стандартов контроля.

 

Список используемой литературы

  1. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 480 с.
  2. Гохман О.Г. Экспертное оценивание. – Воронеж: ВГУ, 2004. – 152 с.
  3. Киллен К. Вопросы управления. – М.: Экономика, 2006. – 200 с.
  4. Кочкина Н.В. Количественая оценка содержательности труда. – М.: Экономика, 2005. – 158 с.
  5. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. – М.: Инфа-М, 2003 – 358 с.
  6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента, Москва: «Дело», 2005. – 700
  7. elitarium.ru/2005/07/22/ Статья «Всё схвачено: психологические аспекты и сущность управленческого контроля» Автор: эксперт Николай Николаевич Вересов, Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт.
  8. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры, Москва, 2006.
  9. Живило В.С., Киселев Б.Г. «Практикум менеджера», Москва, 2007
  10. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента, - Мн.: Новое знание, 2006 г.
  11. Телор Фредерик Уинслоу, “Менеджмент”, - М., 2005 г.

32

 



Информация о работе Конроль и оценка труда служащих