Контроль и надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:43, контрольная работа

Описание

Цель данной контрольной работы заключается в изучении сущности надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1 Рассмотреть сущность государственного надзора и контроля в системе способов защиты трудовых прав работников.
2 Изучить сущность федеральной инспекции труда.
3 Рассмотреть понятие специально уполномоченные органы — федеральные надзоры.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1 Государственный надзор и контроль в системе способов защиты трудовых прав работников…………………………………………………...4
2 Федеральная инспекция труда………………………………………7
3 Специально уполномоченные органы — федеральные надзоры…15
Заключение……………………………………………………………….17
Библиографический список……………………………………………..18

Работа состоит из  1 файл

контроль и надзор за соблюдением законод. о труде.doc

— 103.50 Кб (Скачать документ)


Оглавление

Введение………………………………………………………………….3

1                    Государственный надзор и контроль в системе способов защиты трудовых прав работников…………………………………………………...4

2  Федеральная инспекция труда………………………………………7

3 Специально уполномоченные органы — федеральные надзоры…15

Заключение……………………………………………………………….17

Библиографический список……………………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Трудовое законодательство  в последние годы претерпело значительные изменения. Приняты федеральные законы, полностью обновившие отдельные правовые институты трудового законодательства; федеральные законы, определяющие правовой статус новых для России организационно-правовых форм юридических лиц – акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, которые заключают с работниками трудовые договоры; федеральные законы, решающие частные, но весьма важные вопросы – о возмещении морального вреда, о лицах имеющих право на льготы при обучении без отрыва от работы, и т. д. Существуют и другие новые положения, применение на практике которых играет важную роль для защиты, как работников, так и работодателей. Наблюдается актуальность рассмотрения сущности надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

Цель данной контрольной работы заключается в изучении сущности надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

1                    Рассмотреть сущность государственного надзора и контроля в системе способов защиты трудовых прав работников.

2                    Изучить сущность федеральной инспекции труда.

3                    Рассмотреть понятие специально уполномоченные органы — федеральные надзоры.

 

 

 

 

1       Государственный надзор и контроль в системе способов защиты трудовых прав работников

 

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудово­го законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права,— способ защиты трудовых прав работников, используемый полномочными на то органами в сочетании с реализацией других способов, предусмотренных ТК РФ [1].

Надзор и контроль осуществляются путем проверок соблюде­ния работодателями норм трудового права как реакция на допу­щенные нарушения с целью восстановления трудовых прав работ­ников (надзор) либо в качестве профилактики во избежание воз­можных нарушений (контроль).

Государственный надзор и контроль занимает особое место среди способов защиты трудовых прав работников, так как при его осуществлении используются сила государственного (правового) воздействия на работодателей, их представителей, принуждающая их к обязательному выполнению предписаний полномочных орга­нов по устранению обнаруженных нарушений, и, кроме того, меры государственного принуждения — привлечение виновных в наруше­нии трудового законодательства к дисциплинарной, администра­тивной или уголовной ответственности в соответствующих случаях [5, с.98].

Государственный надзор и контроль — деятельность полномочных государственных органов, направленная на проверку соответствия трудовому законодательству действий работодателей по управле­нию трудом (установлению условий труда и применению норм трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, коллективных договоров, соглашений), предотвращение и выявле­ние нарушений, привлечение к ответственности виновных в наруше­ниях работодателей и их представителей.

В соответствии со ст. 353 ТК РФ органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, являются [1]:

      федеральная инспекция труда;

      федеральные органы исполнительной власти, осуществляю­щие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;

      органы исполнительной власти субъектов РФ;

      органы местного самоуправления;

      Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Федеральная инспекция труда полномочна осуществлять надзор и контроль за соблюдением норм трудового права всеми работо­дателями на территории Российской Федерации.

Соответствующие федеральные органы исполнительной власти осуществляют государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на неко­торых объектах промышленности наряду с федеральной ин­спекцией труда. Эти органы осуществляют функции, но контро­лю и надзору в установленной для них сфере деятельности [1].

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполни­тельной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправ­ления осуществляют внутриведомственный государственный кон­троль в подведомственных организациях в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных пра­вовых актов, содержащих нормы трудового права в соответствии с федеральными законами.

Государственные органы надзора и контроля взаимодейству­ют при осуществлении своей деятельности между собой, а также с профсоюзами, инспекторами труда профсоюзов, объединения­ми работодателей, другими организациями [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2Федеральная инспекция труда

 

Федеральная инспекция труда — единая централизованная систе­ма, состоящая из федерального органа исполнительной власти, упол­номоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его терри­ториальных органов (государственных инспекций труда) [1].

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового пра­ва, главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ [1].

Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объ­ективности, независимости, гласности [1].

Принцип независимости конкретизирован в ст. 359 ТК РФ. В соответствии с ней государственные инспекции труда при осуще­ствлении своих прав и исполнении обязанностей являются пол­номочными представителями государства и находятся под его за­щитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону[1].

Основными задачами органов федеральной инспекции труда яв­ляются:

      обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

      обеспечение соблюдения работодателями трудового законо­дательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

      обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения поло­жений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

      доведение до сведения соответствующих органов государст­венной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержа­щих нормы трудового права [1].

В соответствии с возложенными на них задачами федеральной инспекции труда предоставлены широкие полномочия, основные из которых указаны в ст. 356 ТК РФ. Среди них:

- осуществление государственного надзора и контроля за соблю­дением работодателями трудового законодательства и иных норматив­ных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредст­вом проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подго­товки других материалов (документов) о привлечении виновных к от­ветственности в соогветствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- рассмотрение дел об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений и травматизма;

- принятие мер по устранению и восстановлению нарушен­ных трудовых прав граждан;

- направление в установленном порядке соответствующей ин­формации в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного само­управления, правоохранительные органы и суды;

- осуществление надзора и контроля за реализацией прав ра­ботников на получение обеспечения по обязательному социально­му страхованию от несчастных случаев на производстве и профес­сиональных заболеваний, за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

- осуществление надзора и контроля за соблюдением уста­новленного порядка расследования и учета несчастных случаев;

- разработка предложения по профилактике производствен­ного травматизма;

- участие в расследовании несчастных случаев на производст­ве и проведение расследований самостоятельно;

- подготовка предложений по совершенствованию законода­тельства и иных нормативных правовых актов, содержащих нор­мы трудового права;

- ведение приема и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений работников о нарушениях трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восста­новлению нарушенных прав [1].

Помимо полномочий, предусмотренных в ст. 356 ТК РФ, фе­деральная инспекция труда реализует и иные полномочия в соот­ветствии с федеральными законами и иными нормативными пра­вовыми актами Российской Федерации [8, с.112].

Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в ус­тановленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъек­тов РФ, органами местного самоуправления, органами прокурату­ры, профсоюзами (их объединениями), объединениями работода­телей, другими организациями [1].

Основные права государственных инспекторов труда предусмотре­ны ст. 357 ТК РФ. Они разнообразны, широки и позволяют эф­фективно бороться с нарушениями трудового законодательства. Так, государственные инспекторы труда имеют право:

                    беспрепятственно в любое время суток при наличии удосто­верения установленного образца посещать в целях проведения ин­спекции работодателей — физических лиц, организации всех орга­низационно-правовых форм и форм собственности в порядке, ус­тановленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

                    запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и без­возмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорно-контрольных функций;

                    расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

                    предъявлять работодателям и их представителям обязатель­ные для исполнения предписания об устранении нарушений тру­дового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушен­ных прав работников, привлечении виновных в указанных нару­шениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

                    направлять в суды при наличии заключений государствен­ной экспертизы условий труда требования о ликвидации органи­заций или прекращении деятельности их структурных подразделе­ний вследствие нарушений требований охраны труда;

                    выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным мето­дам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований ох­раны труда;

Информация о работе Контроль и надзор