Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:43, контрольная работа
Цель данной контрольной работы заключается в изучении сущности надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1 Рассмотреть сущность государственного надзора и контроля в системе способов защиты трудовых прав работников.
2 Изучить сущность федеральной инспекции труда.
3 Рассмотреть понятие специально уполномоченные органы — федеральные надзоры.
Введение………………………………………………………………….3
1 Государственный надзор и контроль в системе способов защиты трудовых прав работников…………………………………………………...4
2 Федеральная инспекция труда………………………………………7
3 Специально уполномоченные органы — федеральные надзоры…15
Заключение……………………………………………………………….17
Библиографический список……………………………………………..18
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1 Государственный надзор и контроль в системе способов защиты трудовых прав работников………………………………………………….
2 Федеральная инспекция труда………………………………………7
3 Специально уполномоченные органы — федеральные надзоры…15
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………..18
Введение
Трудовое законодательство в последние годы претерпело значительные изменения. Приняты федеральные законы, полностью обновившие отдельные правовые институты трудового законодательства; федеральные законы, определяющие правовой статус новых для России организационно-правовых форм юридических лиц – акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, которые заключают с работниками трудовые договоры; федеральные законы, решающие частные, но весьма важные вопросы – о возмещении морального вреда, о лицах имеющих право на льготы при обучении без отрыва от работы, и т. д. Существуют и другие новые положения, применение на практике которых играет важную роль для защиты, как работников, так и работодателей. Наблюдается актуальность рассмотрения сущности надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.
Цель данной контрольной работы заключается в изучении сущности надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1 Рассмотреть сущность государственного надзора и контроля в системе способов защиты трудовых прав работников.
2 Изучить сущность федеральной инспекции труда.
3 Рассмотреть понятие специально уполномоченные органы — федеральные надзоры.
1 Государственный надзор и контроль в системе способов защиты трудовых прав работников
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права,— способ защиты трудовых прав работников, используемый полномочными на то органами в сочетании с реализацией других способов, предусмотренных ТК РФ [1].
Надзор и контроль осуществляются путем проверок соблюдения работодателями норм трудового права как реакция на допущенные нарушения с целью восстановления трудовых прав работников (надзор) либо в качестве профилактики во избежание возможных нарушений (контроль).
Государственный надзор и контроль занимает особое место среди способов защиты трудовых прав работников, так как при его осуществлении используются сила государственного (правового) воздействия на работодателей, их представителей, принуждающая их к обязательному выполнению предписаний полномочных органов по устранению обнаруженных нарушений, и, кроме того, меры государственного принуждения — привлечение виновных в нарушении трудового законодательства к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствующих случаях [5, с.98].
Государственный надзор и контроль — деятельность полномочных государственных органов, направленная на проверку соответствия трудовому законодательству действий работодателей по управлению трудом (установлению условий труда и применению норм трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, коллективных договоров, соглашений), предотвращение и выявление нарушений, привлечение к ответственности виновных в нарушениях работодателей и их представителей.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, являются [1]:
федеральная инспекция труда;
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;
органы исполнительной власти субъектов РФ;
органы местного самоуправления;
Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
Федеральная инспекция труда полномочна осуществлять надзор и контроль за соблюдением норм трудового права всеми работодателями на территории Российской Федерации.
Соответствующие федеральные органы исполнительной власти осуществляют государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда. Эти органы осуществляют функции, но контролю и надзору в установленной для них сфере деятельности [1].
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления осуществляют внутриведомственный государственный контроль в подведомственных организациях в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ.
Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в соответствии с федеральными законами.
Государственные органы надзора и контроля взаимодействуют при осуществлении своей деятельности между собой, а также с профсоюзами, инспекторами труда профсоюзов, объединениями работодателей, другими организациями [1].
2Федеральная инспекция труда
Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) [1].
Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ [1].
Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости, гласности [1].
Принцип независимости конкретизирован в ст. 359 ТК РФ. В соответствии с ней государственные инспекции труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону[1].
Основными задачами органов федеральной инспекции труда являются:
обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права [1].
В соответствии с возложенными на них задачами федеральной инспекции труда предоставлены широкие полномочия, основные из которых указаны в ст. 356 ТК РФ. Среди них:
- осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соогветствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- рассмотрение дел об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений и травматизма;
- принятие мер по устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
- направление в установленном порядке соответствующей информации в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и суды;
- осуществление надзора и контроля за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
- осуществление надзора и контроля за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев;
- разработка предложения по профилактике производственного травматизма;
- участие в расследовании несчастных случаев на производстве и проведение расследований самостоятельно;
- подготовка предложений по совершенствованию законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- ведение приема и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений работников о нарушениях трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав [1].
Помимо полномочий, предусмотренных в ст. 356 ТК РФ, федеральная инспекция труда реализует и иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [8, с.112].
Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профсоюзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями [1].
Основные права государственных инспекторов труда предусмотрены ст. 357 ТК РФ. Они разнообразны, широки и позволяют эффективно бороться с нарушениями трудового законодательства. Так, государственные инспекторы труда имеют право:
беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции работодателей — физических лиц, организации всех организационно-правовых форм и форм собственности в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорно-контрольных функций;
расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушений требований охраны труда;
выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;