Контроль и надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:43, контрольная работа

Описание

Цель данной контрольной работы заключается в изучении сущности надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1 Рассмотреть сущность государственного надзора и контроля в системе способов защиты трудовых прав работников.
2 Изучить сущность федеральной инспекции труда.
3 Рассмотреть понятие специально уполномоченные органы — федеральные надзоры.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1 Государственный надзор и контроль в системе способов защиты трудовых прав работников…………………………………………………...4
2 Федеральная инспекция труда………………………………………7
3 Специально уполномоченные органы — федеральные надзоры…15
Заключение……………………………………………………………….17
Библиографический список……………………………………………..18

Работа состоит из  1 файл

контроль и надзор за соблюдением законод. о труде.doc

— 103.50 Кб (Скачать документ)

                    запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты ра­ботников;

                    составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответ­ственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

                    выступать в качестве экспертов в суде по искам о наруше­нии трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве [2, с.65].

Особое значение имеет право государственного инспектора груда выдавать работодателю предписание, подлежащее обязатель­ному исполнению в определенных ст. 357 ТК РФ случаях, с со­блюдением предусмотренных в ней условий. Выдача предписаний может иметь место:

а) если в государственную инспекцию труда обратился проф­союзный орган, работник или иное лицо;

б)              по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствую­щего органа по рассмотрению индивидуального или коллективно­го трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмот­рению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда);

в)              если выявлено очевидное нарушение трудового законода­тельства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права [7, с.120 - 121].

Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Решения государственных инспекторов труда могут быть об­жалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в судеб­ном порядке, а решения главного государственного инспектора труда РФ — в суд [1].

Как у каждого субъекта права, у государственных инспекторов труда есть не только права, но и обязанности. Они предусмотрены в ст. 358 ТК РФ.

При осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государст­венные инспекторы труда обязаны.

      соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей — физических лиц и работо­дателей — юридических лиц (организаций);

      хранить охраняемую законом тайну (государственную, слу­жебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осу­ществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей деятельности;

      считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жа­лобы на недостатки или нарушения положений трудового законо­дательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нор­мы трудового права;

      воздерживаться от сообщения работодателю сведений о зая­вителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а зая­витель возражает против сообщения работодателю данных об ис­точнике жалобы [5, с.54].

За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную феде­ральными законами [1]. За неисполнение или не­надлежащее исполнение государственным инспектором труда (как и другим работником) по его вине возложенных на него трудовых обязанностей он несет дисциплинарную ответственность в соответствии со ст. 192 ТК РФ.

Основные нормы, регламентирующие порядок инспектирования работодателей, предусмотрены в ст. 360 ТК РФ. В ней содержат­ся нормы общего характера и нормы, учитывающие особенности отдельных организаций - работодателей.

Общие нормы о порядке проведения проверок состоят в следую­щем:

        порядок проведения проверок должностными лицами фе­деральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией Конвенциями МОТ по вопросам инспек­ции труда (Конвенция 1947 г. №81 об инспекции труда, ратифи­цированная Россией в 1998 г.), ТК РФ, иными федеральными за­конами, а также решениями Правительства РФ;

        государственные инспекторы труда в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудо­вого права, инспектируют на всей территории Российской Феде­рации любых работодателей (организации независимо от их орга­низационно-правовых форм и форм собственности, а также рабо­тодателей — физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми ак­тами Российской Федерации;

        при инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что уведомление мо­жет нанести ущерб эффективности контроля [3, с.129 - 130].

Особый порядок проведения проверок государственными инспек­торами груда предусмотрен:

а)              для организаций Вооруженных Сил РФ;

б)              органов безопасности;

в)              органов внутренних дел;

г)              Государственной противопожарной службы;

д)              других правоохранительных органов;

е)              исправительных учреждений;

ж)              организаций атомной и оборонной промышленности и др.[4, с.315 - 316].

Особенности прежде всего состоят в том, что:

- доступ для государственных инспекторов труда в эти орга­низации возможен при получении ими заблаговременно соответ­ствующего допуска;

- проверки должны проводиться в назначенное время;

- ограничивается проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряженности, боевых дей­ствий.

Особый порядок инспекционных проверок устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми ак­тами Российской Федерации. Очевидно, что в этих актах должны быть учтены упомянутые особенности, предусмотренные ч. 4 ст. 360 ТК РФ.

Гарантией реализации прав государственной инспекцией труда слу­жит ответственность за воспрепятствование ее деятельности. Лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контро­ля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняю­щие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным ин­спекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответствен­ность, установленную федеральными законами [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Специально уполномоченные органы — федеральные надзоры

 

К специально уполномоченным государственным органам над­зора — федеральным надзорам относятся федеральные органы, осуществляющие государственный надзор и контроль [1]:

       за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах (ст. 366 ТК РФ);

       проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок (ст. 367 ТК РФ);

       соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил (ст. 368 ТК РФ);

       соблюдением правил ядерной и радиационной безопасно­сти (ст. 369 ТК РФ).

Федеральный орган исполнительной власти по надзору, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасно­сти, вправе следить за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда на объектах угольной, горнорудной, горнохимической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтеперерабатывающей промыш­ленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных уста­новок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при проведении взрывных работ в промышленности [5, с.89].

Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспе­чивающих безопасное обслуживание электрических и теплоис­пользующих установок, производится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-прогивоэпидемиологических норм и правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологиче­ского благополучия населения.

Государственный надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии.

Лица, осуществляющие надзор за ядерной и радиационной безопасностью, обязаны доводить до сведения работников и рабо­тодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиацион­ной безопасности на проверяемых объектах [7, с.302].

Работники всех названных органов при осуществлении надзо­ра и контроля независимы и подчиняются только закону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудово­го законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права,— способ защиты трудовых прав работников, используемый полномочными на то органами в сочетании с реализацией других способов, предусмотренных ТК РФ.

Надзор и контроль осуществляются путем проверок соблюде­ния работодателями норм трудового права как реакция на допу­щенные нарушения с целью восстановления трудовых прав работ­ников (надзор) либо в качестве профилактики во избежание воз­можных нарушений (контроль).

Федеральная инспекция труда — единая централизованная систе­ма, состоящая из федерального органа исполнительной власти, упол­номоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его терри­ториальных органов (государственных инспекций труда) (ч. 1 ст. 354 ТК РФ).

К специально уполномоченным государственным органам над­зора — федеральным надзорам относятся федеральные органы, осуществляющие государственный надзор и контроль:

       за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах (ст. 366 ТК РФ);

       проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок (ст. 367 ТК РФ);

       соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил (ст. 368 ТК РФ);

       соблюдением правил ядерной и радиационной безопасно­сти (ст. 369 ТК РФ).

 

Библиографический список:

 

1.      Трудовой кодекс РФ // Консультант Плюс

2.      Бриллиантова Н. А. Трудовое право- М.: Юристъ,2009.- 616с.

3.      Гусов К. Н.  Трудовое право России.- М.: Юристъ, 2010.- 659с.

4.      Лившиц В.А. Трудовое право России.- М.: ИНФРА, 2008.- 439с.

5.      Сборник законов РФ.- М.: Юристъ, 2010.- 650с.

6.      Сыровацкая Л.А. Трудовое право.- М.: Юристъ, 2009.- 450с.

7.      Трудовое право / Под ред. О.В. Смирнова.- М.: Юристъ, 2009.- 616с.

8.      Трудовое право России / Под ред.Ю. П. Орловского- М.: Юристъ, 2008.- 598с.

 

18

 



Информация о работе Контроль и надзор