Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:43, контрольная работа
Цель данной контрольной работы заключается в изучении сущности надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1 Рассмотреть сущность государственного надзора и контроля в системе способов защиты трудовых прав работников.
2 Изучить сущность федеральной инспекции труда.
3 Рассмотреть понятие специально уполномоченные органы — федеральные надзоры.
Введение………………………………………………………………….3
1 Государственный надзор и контроль в системе способов защиты трудовых прав работников…………………………………………………...4
2 Федеральная инспекция труда………………………………………7
3 Специально уполномоченные органы — федеральные надзоры…15
Заключение……………………………………………………………….17
Библиографический список……………………………………………..18
запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве [2, с.65].
Особое значение имеет право государственного инспектора груда выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению в определенных ст. 357 ТК РФ случаях, с соблюдением предусмотренных в ней условий. Выдача предписаний может иметь место:
а) если в государственную инспекцию труда обратился профсоюзный орган, работник или иное лицо;
б) по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда);
в) если выявлено очевидное нарушение трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права [7, с.120 - 121].
Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в судебном порядке, а решения главного государственного инспектора труда РФ — в суд [1].
Как у каждого субъекта права, у государственных инспекторов труда есть не только права, но и обязанности. Они предусмотрены в ст. 358 ТК РФ.
При осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственные инспекторы труда обязаны.
соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей — физических лиц и работодателей — юридических лиц (организаций);
хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей деятельности;
считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы [5, с.54].
За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами [1]. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным инспектором труда (как и другим работником) по его вине возложенных на него трудовых обязанностей он несет дисциплинарную ответственность в соответствии со ст. 192 ТК РФ.
Основные нормы, регламентирующие порядок инспектирования работодателей, предусмотрены в ст. 360 ТК РФ. В ней содержатся нормы общего характера и нормы, учитывающие особенности отдельных организаций - работодателей.
Общие нормы о порядке проведения проверок состоят в следующем:
порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией Конвенциями МОТ по вопросам инспекции труда (Конвенция 1947 г. №81 об инспекции труда, ратифицированная Россией в 1998 г.), ТК РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства РФ;
государственные инспекторы труда в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, инспектируют на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
при инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что уведомление может нанести ущерб эффективности контроля [3, с.129 - 130].
Особый порядок проведения проверок государственными инспекторами груда предусмотрен:
а) для организаций Вооруженных Сил РФ;
б) органов безопасности;
в) органов внутренних дел;
г) Государственной противопожарной службы;
д) других правоохранительных органов;
е) исправительных учреждений;
ж) организаций атомной и оборонной промышленности и др.[4, с.315 - 316].
Особенности прежде всего состоят в том, что:
- доступ для государственных инспекторов труда в эти организации возможен при получении ими заблаговременно соответствующего допуска;
- проверки должны проводиться в назначенное время;
- ограничивается проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряженности, боевых действий.
Особый порядок инспекционных проверок устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Очевидно, что в этих актах должны быть учтены упомянутые особенности, предусмотренные ч. 4 ст. 360 ТК РФ.
Гарантией реализации прав государственной инспекцией труда служит ответственность за воспрепятствование ее деятельности. Лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами [1].
3 Специально уполномоченные органы — федеральные надзоры
К специально уполномоченным государственным органам надзора — федеральным надзорам относятся федеральные органы, осуществляющие государственный надзор и контроль [1]:
за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах (ст. 366 ТК РФ);
проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок (ст. 367 ТК РФ);
соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-
соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности (ст. 369 ТК РФ).
Федеральный орган исполнительной власти по надзору, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, вправе следить за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда на объектах угольной, горнорудной, горнохимической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтеперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при проведении взрывных работ в промышленности [5, с.89].
Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, производится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-
Государственный надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии.
Лица, осуществляющие надзор за ядерной и радиационной безопасностью, обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности на проверяемых объектах [7, с.302].
Работники всех названных органов при осуществлении надзора и контроля независимы и подчиняются только закону.
Заключение
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права,— способ защиты трудовых прав работников, используемый полномочными на то органами в сочетании с реализацией других способов, предусмотренных ТК РФ.
Надзор и контроль осуществляются путем проверок соблюдения работодателями норм трудового права как реакция на допущенные нарушения с целью восстановления трудовых прав работников (надзор) либо в качестве профилактики во избежание возможных нарушений (контроль).
Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (ч. 1 ст. 354 ТК РФ).
К специально уполномоченным государственным органам надзора — федеральным надзорам относятся федеральные органы, осуществляющие государственный надзор и контроль:
за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах (ст. 366 ТК РФ);
проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок (ст. 367 ТК РФ);
соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-
соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности (ст. 369 ТК РФ).
Библиографический список:
1. Трудовой кодекс РФ // Консультант Плюс
2. Бриллиантова Н. А. Трудовое право- М.: Юристъ,2009.- 616с.
3. Гусов К. Н. Трудовое право России.- М.: Юристъ, 2010.- 659с.
4. Лившиц В.А. Трудовое право России.- М.: ИНФРА, 2008.- 439с.
5. Сборник законов РФ.- М.: Юристъ, 2010.- 650с.
6. Сыровацкая Л.А. Трудовое право.- М.: Юристъ, 2009.- 450с.
7. Трудовое право / Под ред. О.В. Смирнова.- М.: Юристъ, 2009.- 616с.
8. Трудовое право России / Под ред.Ю. П. Орловского- М.: Юристъ, 2008.- 598с.
18