Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 23:12, контрольная работа
В рыночных условиях, характеризующихся высокой неопределённостью и нестабильностью внешней среды, эффективное управление предприятием предполагает гораздо больший объём контрольной работы, чем при плановой экономике. Усиление конкурентных отношений на мировых и отечественных рынках, стремительное развитие и смена технологий, растущая диверсификация производства, и другие факторы обуславливают новые требования к системе анализа и контроля организации.
|
|
|
Школа научного управления и классическая школа появились, когда психология еще только зарождалась. Поэтому, хотя представители научного управления и классического подхода признавали значение человеческого фактора, они ограничивались такими аспектами, как справедливая оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Школа человеческих
отношений — это Обращение к человеческому
фактору — это революционный
переворот в теории Зарождение
и развитие теории У исследователей истории
возникновения школы Мюнстерберг первым осознал важность гуманизации процесса управления, так как менеджер обязан управлять, прежде всего, людьми, а не машинами. Мэри Паркер Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Она выдвинула идею гармонии труда и капитала, которая могла бы быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных сторон. Элтон Мэйо. Проводя экспериментальные исследования по производительности труда с группами рабочих на заводах фирмы «Вестерн электрик» в г. Хоторне, Мэйо установил, что всесторонне разработанные рабочие операции и высокая заработная плата не всегда приводили к повышению производительности труда. Мотивами поступков людей являются, главным образом, не экономические интересы, а различные потребности, которые лишь частично и косвенно могут быть удовлетворены с помощью денег. Основным теоретическим
результатом эксперимента Смысл взглядов школы
человеческих отношений на - человек — «социальное животное», которое может быть свободно и счастливо только в группе; - человек обладает большими способностями, которые очень слабо используются в «машинной модели» организации; - труд человека может
приносить ему не меньше - роль экономических
форм стимулирования труда - производственная организация
— это сфера не только - для повышения эффективности
деятельности организации - проблема установления
социальной гармонии и Современные тенденции совершенствования теории человеческих отношений. С конца 50-х годов
продолжением школы К представителям этой
школы относят А. Маслоу, Д. МакГрегора,
Д. МакКлелланда, К. Арджариса, Р. Лайкерта,
Ф. Герцберга, В. Врума и др. Они
исследовали аспекты А. Маслоу американский психолог – создатель «пирамиды потребностей». Согласно его учению человек имеет множество различных потребностей. Некоторые из них (физиологические потребности и потребности безопасности и уверенности в будущем) относится к первичным или базисным потребностям, другая - к вторичным (потребности принадлежности и причастности, признания и самоутверждения, самовыражения и др.). По теории А. Маслоу все потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры. Школа поведенческих
наук продолжает изучать Концепция К. Альфреда. Выделяется три группы потребностей, расположенных иерархически: 1) потребности существования; 2) потребности роста; 3) потребности связи. Отличия от теории А. Маслоу: 1) движение по иерархии
может осуществляться как 2) наличие двух направлений
движения в удовлетворении Сходство: потребности
расположены иерархически и Концепция приобретенных потребностей Д. МакКлелланда: Выделяет потребности высших уровней, приобретенные под влиянием опыта, жизненных обстоятельств и обучения: 1) власть; 2) успех; 3) причастность. Отличия от теории А. Маслоу: потребности не расположены иерархически, хотя они оказывают заметное влияние друг на друга. Сходство ограничивается отбором совокупности движущих человеком потребностей. Концепция двух факторов Ф. Герцберга: Установил, что на удовлетворенность работой оказывают влияние две группы факторов: 1) гигиенические факторы; 2) мотивирующие факторы. Отличия от теории
А. Маслоу: 1) гигиенические факторы
не оказывают заметного Важное значение для
развития положений теории На основе этих 1. Работа также естественна как игра. 2. Надзор и угроза наказания
далеко не единственные 3. Для реализации целей,
которые приобрели для 4. Личная приверженность целям организации зависит от вознаграждения, которое более всего связано с удовлетворением высших потребностей человека. 5. Бегство от ответственности,
недостаточное честолюбие и 6. Задатки к творчеству встречаются у людей часто, но редко используются в индустриальном обществе. Однако методы управления
человеческими ресурсами в Мотивационный механизм
«теории У» ориентирован на
побуждение персонала к В последние годы получила развитие «теория Z», выдвинутая профессором Калифорнийского университета В. Оучи на основе изучения японского опыта управления. К настоящему времени
на Западе по существу Концепция «человеческих
ресурсов» явилась 1. Проведение анализа проблем труда, организации труда и оценки потенциальных возможностей работников; осуществление подбора, найма персонала и создание дееспособных коллективов. 2. Непосредственное руководство трудовыми процессами: оценка выполнения заданий, материальное поощрение, продвижение и перемещение персонала, планирование карьеры, обеспечение возможности повышения квалификации. 3. Совершенствование организации
и управления трудовыми 4. Прогнозирование изменений в области труда, реализация программ по переподготовке персонала в случае необходимости, осуществление качественных изменений в системе управления трудом. «Для того чтобы
управление было эффективным, необходима
увязка этих компонентов в
единую целостную систему» - отмечал
Шейн. Тем самым, комплексность рассматривается
как важнейшее условие Основополагающей сутью
современной концепции «Ценность» работника
для фирмы определяется Ситуационные характеристики, в условиях которых теория «человеческих ресурсов» доказывает свою обоснованность это: - использование экономических
критериев при определение - расширение возможностей
работников влиять на - повышение уровня - осознание ограниченности
источников определенных - постоянный рост требований к человеческим ресурсам, обуславливающий увеличение инвестиций на обучение, профессиональную подготовку, систематическое повышение квалификации и своевременную переподготовку. |
«Последнее время к нам часто обращаются со следующей просьбой: "Постройте нам, пожалуйста, эффективную систему оплаты труда. Наши сотрудники работают не так усердно, как нам хотелось бы, и, главное, не так, как они способны!". Оклад, проценты, бонусы, подарки - вот те инструменты, на которые менеджеры всех уровней возлагают свои надежды, пытаясь расшевелить свой персонал и удержать в компании самых ценных сотрудников. Конечно, руководители знают, что деньги - не всегда самое главное, и пытаются использовать и нематериальные стимулы - доски почета, корпоративные праздники, общие ценности… Но, как показывает наш опыт, они снова и снова обращаются к экспертам за помощью - потому что уходят ценные сотрудники, уходят топ-менеджеры, а оставшиеся не проявляют того рвения и энтузиазма, которого хотелось бы...
Почему это происходит? Все перечисленные выше усилия направлены на создание внешних систем мотивирования, т.е. способов, которыми организации пытается повлиять на эффективность производственного поведения своих сотрудников. Но есть еще один сильнейший фактор, определяющий трудовое поведение и лежащий в "зоне трудного доступа" для организации. Речь идет о внутренней мотивации. О том, почему сам человек хочет выполнять порученную ему работу на наивысшем уровне, или наоборот, работает "спустя рукава", почему какой-то род деятельности ему по душе, а другой - нет.
Заставить кого-то что-нибудь полюбить или захотеть чем-то заниматься - чрезвычайно сложно. Поэтому многие руководители, осознавая, что не могут так глубоко повлиять на своих подчиненных, оставляют вопрос внутренней мотивации на совести специалистов по найму. Они полагают (впрочем, достаточно справедливо), что эта задача должна решаться на уровне входа в организацию - т.е. надо брать на работу только тех, у кого уже есть эта самая, странная и неуловимая, внутренняя мотивация работать именно в их компании и именно над поставленными задачами.
Тезис этот абсолютно бесспорен. Тем не менее, в долгосрочной перспективе даже самые изощренные многоступенчатые методы отбора кандидатов не решают проблемы внутренней мотивации. Потому что она имеет свойство испаряться: вчера вроде еще была, а сегодня уже нет... А поскольку эта прозрачная субстанция тяжело идентифицируема, особенно в крупных компаниях, где все поставлено на поток, то процесс ее "испарения" зачастую остается незамеченным до тех пор, пока не происходит серьезных срывов в работе, или пока сотрудник внезапно (для компании) не покидает ее.
Информация о работе Контроль как функция менеджмента. Пути повышения эффективности контроля