Контроль как функция менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 13:05, реферат

Описание

Контроль - это одна из общих( основных) функций управления. В ходе контроля осуществляется систематическое наблюдение за деятельностью отдельных работников и коллективов, целенаправленное воздействие на исполнителей, сравнение фактических результатов деятельности с заданными параметрами для выработки корректирующих воздействий на управляемые факторы.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 66.08 Кб (Скачать документ)

Мы видим, что компания получила на 50 000 рублей меньше прибыли, чем было запланировано. Чтобы определить влияние на это отклонение доходных и расходных статей, нужно рассчитать удельный вес по формуле:

(«отклонение по статье»/  «отклонение по прибыли») х 100%

В столбце «Отклонение» мы получили данные, которые говорят  о том, что полученная фактическая  прибыль на 25 процентов ниже запланированной. Это, в свою очередь, на 60 процентов обусловлено тем (столбец «Удельный вес»), что увеличились постоянные затраты. И, соответственно, на 40 процентов - тем, что уменьшилась реализация.

На основе данных расчетов специалист финансово-экономической  службы подготавливает аналитическую  записку о рекомендациях по исправлению текущей ситуации в следующем отчетном периоде. Например, согласно данным расчетам, предприятию необходимо увеличить продажи на 20 000 рублей и снизить расходы по статье «Охрана» на 10 000 рублей, а по статье «Заработная плата» - на 30 000 рублей. При этом у предприятия есть резерв 10 000 рублей на дополнительные расходы по аренде.

Контроль отклонений по своей  природе является «контролем по факту  свершившейся операции». Он не способен предотвратить единичного факта  финансово-хозяйственной деятельности, который приводит к неблагоприятному изменению. Но он эффективен на длительных бюджетных периодах, если проводится на регулярной основе. То есть, контролируя  отклонения, возникающие в месячных бюджетах, можно успеть принять управленческое решение и выравнить показатели по году. Например, компания по итогам девяти месяцев получает данные о перерасходе денежных средств по статьям «Расходные материалы» и «Реклама». Соответственно, необходимо внести корректировки в бюджет 4 квартала: сократить расходы по соответствующим статьям, установив жесткие лимиты или контроль казначейского исполнения бюджета. В итоге это позволит устранить возникшее превышение.

Оценка отклонений и анализ

Перед тем как провести анализ отклонений бюджетных статей или показателей, необходимо определить, какие отклонения, прежде всего, важны. Например, для компании нет надобности производить анализ отклонения такого показателя, как курс валют – это внешняя среда, которая не управляема предприятием. И, напротив, показателями «производственная себестоимость» или «себестоимость реализации продукции» можно управлять. Для этого достаточно определить структуру себестоимости. Далее нужно определить предел допустимых отклонений. Как правило, его устанавливают в процентном отношении к запланированной величине. Величина данных отклонений может достигать 10 процентов, но в среднем варьируется на уровне трех-пяти процентов. Определение предела – это достаточно субъективная оценка. Как правило, компании руководствуются удельным весом данной статьи. Если удельный вес статьи «Заработная плата» составляет 30 процентов от всех затрат, то планирование будет более точное и предел допустимых отклонений будет составлять 0,5-1 процента. При планировании, например, канцелярских расходов, составляющих 0,05-0,1 процента от общей величины затрат, предел отклонений может быть установлен на уровне 5-10 процентов.

Контроль исполнения бюджетов и анализ обычно осуществляют планово-экономические службы. Для анализа исполнения бюджета используют такие виды анализа, как ранжирование, факторный анализ, "план-факт" анализ и прочие.

Ранжирование применяется  в том случае, когда необходимо провести сравнительный анализ функциональных центров ответственности, бизнес-единиц, филиалов и т. п. по статьям бюджета. При этом выявляются наиболее доходные и/или наиболее убыточные подразделения или направлений деятельности. Например, ранжирование эффективно применяется, когда сравниваются бюджеты продаж по филиалам.

Факторный анализ предназначен для того, чтобы выявить факторы, повлиявшие на изменение значений анализируемых  бюджетных статей или показателей. При этом виде анализа можно, например, определить влияние каждого из филиалов на общую сумму реализации товаров  и услуг. Суть факторного анализа  сводится к тому, чтобы определить причину отклонений показателей  и выработать рекомендации по их устранению. Выше мы рассмотрели пример выявления  отклонений от запланированного результата. Был определен удельный вес каждой статьи в общем изменении финансового результата. Тем самым мы провели факторный анализ.

План-факт анализ может проводиться  как для всех основных, так и  для отдельных операционных бюджетов. Его основная цель - выявить причины  отклонений, а именно – какие  из показателей, бюджетных статей, сценарных  условий повлияли на исполнение бюджета  компании.

Приведенные методы просты и эффективны при оценке отклонений, поэтому их применяет большинство  российских компаний.

Казначейский контроль

Существенная составляющая системы контроля - контроль казначейского  исполнения бюджета. То есть контроль поступления и расходования денежных средств, которые запланированы  в бюджете движения денежных средств.

Оперативный контроль бюджета  движения денежных средств, как правило, осуществляет бюджетный контролер. Он, руководствуясь утвержденными лимитами денежных средств, определяет статьи бюджета для финансирования сверхплановых расходов. Финансовый контролер оценивает каждую поступающую заявку на осуществление расчетов и выясняет, не превышает ли она лимит по соответствующей статье бюджета. Превышение лимитов в бюджетном периоде может допускаться только по специальному распоряжению уполномоченного должностного лица. Обычно им является финансовый или генеральный директор. Но когда речь идет о перераспределении расходов между различными бюджетными статьями, эти должностного лица. Обычно им является финансовый или генеральный директор. Но когда речь идет о перераспределении расходов между различными бюджетными статьями, эти полномочия, как правило, закрепляются за самими финансовыми контролерами.

Казначейский контроль очень  часто применяется в холдингах, где управляющая компания распоряжается  денежными средствами филиалов. Сами филиалы лишь инициируют платеж, а  финансовое управление головной компаний сравнивает его сумму с данными, заложенными в бюджете. И после  этого принимает решение об оплате.

Пример 

Филиалы одной золотодобывающей компании, расположенные в различных  регионах, не распоряжаются денежными  средствами, за исключением выплаты  заработной платы персоналу. Все  остальные расходы оплачивает головная компания, находившаяся в Москве. Существующая система казначейского контроля регламентирует все операции по движению денежных средств. Но при этом обладает достаточной гибкостью и предусматривает возможность перераспределять при необходимости денежные потоки между различными филиалами или бюджетными статьями расходов. Система позволяет повысить эффективность использования денежных средств компании. Например, когда на одном из филиалов возникает необходимость оплатить незапланированные работы по ремонту оборудования, компании не приходится привлекать дополнительные кредиты.

Однако стоит отметить, что не всегда эта методика является действенной. Типичная ошибка при таком  виде контроля - жесткое закрепление  лимитов по всем статьям и неотлаженная система корректировки бюджета. В таких случаях предприятие  лишено гибкости и не способно быстро реагировать на изменения. Предприятиям стоит это учитывать.

Пример 

Так, бюджет одного металлургического  завода строго регламентировал расходы  по списанию технологических материалов на производство продукции. Закупка  данных материалов рассчитывалась исходя из планируемой величины списания. Затем технология производства изменилась. В связи с этим появилась необходимость  увеличить нормы расхода и  приобрести более дорогие технологические  материалы. При этом объем производства должен был оставаться на том же уровне. Сумма, указанная в заявке на приобретение материалов, была значительно  выше установленной. Поэтому финансовый контролер, руководствуясь плановыми  данными, ее сократил. Ведь корректировка  расходов на закупку была разрешена  только в случае увеличения объема производства. В итоге это привело  к тому, что в следующем отчетном периоде снизились объемы производства.

 

Расчет отклонений фактических  величин от плановых

Статья 

План, руб.

Факт, руб.

Отклонение, руб.

Отклонение, %

Удельный вес, %

Наценка (реализация минус  себестоимость реализации)

300 000

280 000

-20 000

-6,67%

40%

Товар А

50 000

40 000

-10 000

-20%

-20%

Товар В

100 000

80 000

-20 000

-20%

-40%

Товар С

150 000

160 000

+10 000

+6,67%

20%

Постоянные затраты 

100 000

130 000

-30 000

-30%

60%

Аренда 

30 000

20 000

+10 000

+33,33%

-20%

Охрана 

20 000

30 000

-10 000

-50%

20%

Зарплата 

50 000

80 000

-30 000

-60%

60%

Прибыль

200 000

150 000

-50 000

-25%

 

 

 

 


Информация о работе Контроль как функция менеджмента