Контроль в процессе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 14:24, курсовая работа

Описание

Цель данной работы исследовать, каким в современных условиях должен быть управленческий контроль.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
• дать понятие «контроль»;
• выделить особенности контроля;
• описать процесс контроля;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Сущность и место контроля в системе менеджмента 6
1.1 Понятие «контроль» 6
1.2 Виды контроля 7
1.3 Особенности контроля 12
1.4 Анализ функций контроля 14
ГЛАВА 2. Процесс контроля в организации 17
2.1 Процесс контроля 17
2.2 Поведенческие аспекты контроля 22
2.3 Применение аспектного подхода к процессу контроля в организации 23
Заключение 25
Список литературы 28

Работа состоит из  1 файл

Kursovik (3).docx

— 53.13 Кб (Скачать документ)

Передача и  распространение информации. Распространение информации играет ключевую роль в обеспечении эффективности контроля. Для того, чтобы система контроля действовала эффективно, необходимо обязательно довести до сведения соответствующих работников организации как установленные стандарты, так и достигнутые результаты. Подобная информация должна быть точной, поступать вовремя и доводиться до сведения ответственных за соответствующий участок работников в виде, легко позволяющем принимать необходимые решения и действия. Желательно также быть полностью уверенным, что установленные стандарты хорошо поняты сотрудниками. Это означает, что должна быть обеспечена эффективная связь между теми, кто должен их выполнять.

Оценка информации о результатах. Заключительная стадия этапа сопоставления заключается в оценке информации о полученных результатах. Менеджер должен решить, та ли, что нужно, информация получена, и важна ли она. Важная информация - это такая информация, которая адекватно описывает исследуемое явление и существенно необходима для принятия правильного решения.

  1. Действия

 После вынесения оценки  процесс контроля переходит на  третий этап. Менеджер должен  выбрать одну из трех линий  поведения:

  • ничего не предпринимать,
  • устранить отклонение,
  • пересмотреть стандарт.

Ничего не предпринимать. Основная цель контроля состоит в том, чтобы добиться такого положения, при котором процесс управления организацией действительно заставлял бы ее функционировать в соответствии с планом. К счастью, дела не всегда идут плохо. Если сопоставление фактических результатов со стандартами говорит о том, что установленные цели достигаются, лучше всего ничего не предпринимать. В управлении нельзя, однако, рассчитывать на то, что случившееся один раз, повторится снова. Даже наиболее совершенные методы должны подвергаться изменениям. Так, например, если система контроля показала, что в каком-то элементе организации все идет хорошо, необходимо продолжать измерять результаты, повторяя циклы контроля.

Устранить отклонения. Система контроля, которая не позволяет устранить серьезные отклонения прежде, чем они перерастут в крупные проблемы, бессмысленна. Естественно, что проводимая корректировка должна концентрироваться на устранении настоящей причины отклонения. В идеале стадия измерений должна показывать масштаб отклонения от стандарта и точно указывать его причину. Это сопряжено с необходимостью эффективной процедуры принятия решений. Поскольку, однако, большая часть работы в организации является результатом объединенных усилий групп людей, то абсолютно точно определить корни той или иной проблемы не всегда представляется возможным. Смысл корректировки во всех случаях состоит в том, чтобы понять причины отклонения и добиться возвращения организации к правильному образу действий.

Пересмотр стандартов. Не все заметные отклонения от стандартов следует устранять. Иногда сами стандарты могут оказаться нереальными, потому что они основываются на планах, а планы - это лишь прогнозы будущего. При пересмотре планов должны пересматриваться и стандарты.

 

2.2 Поведенческие аспекты контроля

Люди являются неотъемлемым элементом контроля, как, впрочем, и  всех других стадий управления. Поэтому  при разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во внимание поведение людей.

Конечно, то обстоятельство, что контроль оказывает сильное  и непосредственное воздействие  на поведение, не должно вызывать никакого удивления. Менеджеры часто намеренно  делают процесс контроля нарочито видимым, чтобы оказать воздействие на поведение сотрудников и заставить  их направит свои усилия на достижение целей организации.

К сожалению, хотя большинство менеджеров хорошо знает о том, что процесс контроля может быть использован для оказания положительного воздействия на поведение сотрудников, некоторые забывают о возможностях контроля вызывать непреднамеренные срывы в поведении людей. Эти негативные явления часто являются побочными результатами наглядности действия системы контроля.

 Сотрудники организации  обычно знают, что для оценки  результативности их деятельности  руководство применят различные  методы контроля. Они знают, что  их ошибки и достижения в  тех областях, где руководство  установило стандарты и наиболее  последовательно выполняет процедуру  контроля, послужат со всей очевидностью  основанием для распределения  вознаграждений и наказаний. Поэтому,  если сказать, что подчиненные  обычно делают то, что начальство  хочет увидеть от них при  проверке, будет чаще всего правдой.

Сам факт измерения результатов  влияет на поведение людей, работу которых  обследуют. Когда начальство измеряет результаты работы подчиненных, оно  тем самым включает цепочку познавательных и мотивационных эффектов. Подчиненные  стремятся интерпретировать эти  измерения как процессы, которые  определяют важнейшие аспекты их работы. Они реагируют на это, пытаясь  зафиксировать измерения на уровне, который подлежит вознаграждению. В некоторых исследованиях подтверждается тенденция сотрудников всячески подчеркивать работу в тех областях, где проводятся измерения, и пренебрегать той, где подобных измерений не проводится. Такой тип поведения называется поведением, ориентированным на контроль. Необходимо тщательно спроектировать систему контроля с учетом подобных эффектов, иначе она будет направлять сотрудников на то, чтобы хорошо выглядеть при проведении контрольных измерений, а вовсе не на то, чтобы достичь целей организации.

2.3 Применение аспектного подхода  к процессу контроля в организации

«В работах специалистов по теории управления разработан в качестве одного из принципов анализа управления организацией так называемый аспектный подход»4. Выделяют обычно, экономический, политический, правовой, социально-психологический, организационный и информационный аспекты. Рассмотрим подробнее ряд аспектов применительно к процессу контроля.

Экономический аспект. Прежде всего, здесь надо исходить из характеристики эффективности. Эффективность контроля - это соотношение достигнутого результата к цели или достижение цели с наименьшими затратами времени, сил и средств. Степень эффективности тем выше, чем меньше усилий и средств затрачивается на достижение положительного результата. При этом возникают два вопроса. Во-первых, по каким показателям следует судить о затратах и результатах. Во-вторых, возникает проблема соразмерности затрат и реальных результатов.

В затраты контроля включают численность участвующих в нем, расходы на командировки, транспорт, длительность проверок, число поверяемых их объяснения, сбор материала и  т.д.

О результатах контроля судят  по изменениям, которые поступают  после его проведения. При этом внимание при оценке эффективности  контроля уделяют не только отдельным  количественным показателям, подходить  к этому вопросу следует комплексно, с учетом и социального эффекта.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Контроль не может оставаться прерогативой исключительно менеджера, назначенного «контролером», и его помощников. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.

Контроль есть фундаментальный  элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать  полностью в отрыве от контроля. Действительно, фактически все они  являются неотъемлемыми частями  общей системы контроля в данной организации.

Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и  задачи и создали организацию. Контроль очень важен для того чтобы  организация функционировала успешно. Без контроля начинается хаос и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможно. Важно и то, что уже сами по себе цели, планы и структура организации определяют ее направление деятельности, распределяя ее усилия тем или иным образом и направляя выполнение работ. Контроль, таким образом, является неотъемлемым элементом самой сущности всякой организации. Это и дало основание Питеру Друкеру заявить: «Контроль и определение направления - это синонимы».

Равно важной является положительная  сторона контроля, состоящая во всемерной  поддержке всего того, что является успешным в деятельности организации. Сопоставляя реально достигнутые  результаты с запланированными, то есть, отвечая на вопрос «На сколько мы продвинулись к поставленной цели?», руководство организации получает возможность определить, где организация добилась успеха, а где потерпела неудачу. Другими словами, один из важных аспектов контроля состоит в том, чтобы определить, какие именно направления деятельности организации наиболее эффективно способствовали достижению ее общих целей. Именно так мелкие фирмы определяют, в каких областях им расширяться и заключать контракты, определяют, какая из входящих в их состав фирм должна получить большую долю ресурсов, а какую следует продать или расформировать. Определяя успехи и неудачи организации и их причины, мы получаем возможность достаточно быстро адаптировать организацию к динамичным требованиям внешней среды и обеспечить тем самым наибольшие темпы продвижения к основополагающим целям организации.

Ошибки и проблемы, возникающие  при анализе ситуации внутри организации, переплетаются, если их вовремя не исправить, с ошибками в оценке будущих условий  окружающей среды и поведения  людей. По аналогии с этим, если вы ошиблись при подсчете ваших доходов и  расходов, то из-за этого вы можете затем  допустить еще более серьезную  ошибку, неправильно выписав чек, и тем самым нанести серьезный  ущерб своим друзьям, деловым  партнерам или своей репутации  в банковских кругах. Вероятность  такого переплетения ошибок в организации  весьма велика из-за высокой степени  взаимозависимости видов деятельности.

Еще более распространенной является ситуация, при которой организация  не гибнет, а существует, но постоянно  переходит от одного кризиса к  другому. Поразительно большое число  достаточно опытных руководителей  считает, что в их бизнесе такое  состояние неизбежно. Они, конечно, чувствуют, что другие фирмы решают аналогичные проблемы как-то проще, без крайнего напряжения сил, но их собственные дела мчатся как дикий мустанг по краю пропасти, и нет ни времени, ни сил остановиться, оглянуться и отвернуть от края. На самом деле ничто не может быть более обманчивым, чем эта картина. Конечно, время от времени некая случайная ситуация может развиваться слишком быстро, чтобы организация сразу могла зафиксировать ее и выработать линию поведения, но в большинстве случаев нет никакой необходимости постоянно прибегать к методам кризисного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Большаков, А.С. Менеджмент: Учеб. пособие. / А.С.Большаков. – СПб., 2000. – 12-14 с.
  2. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник. / В.Р.Веснин. – М., 1997. – 89-90 с.
  3. Галкин, И.Г. Организация и планирование строительного производства. / Под ред. И.Г.Галкина. - М., 1985. – 35-36 с.
  4. Герчикова, И.Н. Менеджмент. / И.Н. Герчикова. – Москва: «Банки и биржи». ИО «Юнити», 1995. – 56-57 с.

1 Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Учеб. пособие. / – М., 2002. – С. 77.

2 Большаков А.С. Менеджмент: Учеб. пособие. / – СПб., 2000. – С. 13.

3 Герчикова И.Н. Менеджмент. /   – Москва:  «Банки и биржи». ИО «Юнити», 1995. – С.56.

   4 Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. /– М., 1997. – С. 89.

 


Информация о работе Контроль в процессе менеджмента