Контроллинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 21:23, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Контроллинг это система управления достижением конечных целей фирмы. Тот, кто впервые слышит слово “контроллинг”, обычно связывает его с понятием контроля. Однако, это нечто отличное и даже несколько противоположное ему. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных.

Содержание

Введение
1. Глава «Роль и сущность контроллинга в процессе планирования на предприятии»
1.1 Контроллинг: понятие, цели и задачи
1.2 Концепции системы контроллинга и инструментарий
2. Глава «Оперативный и стратегический контроллинга в процессе планирования на предприятии»
2.1 Стратегический контроллинг
2.3 Оперативный контроллинг в процессе планирования на предприятии
3. Глава «Взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии»
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент курсовая.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

1. Глава «Роль и сущность контроллинга в процессе планирования на предприятии»

1.1 Контроллинг:  понятие, цели и задачи 

1.2 Концепции  системы контроллинга и инструментарий

2. Глава «Оперативный и стратегический контроллинга в процессе планирования на предприятии»

2.1 Стратегический  контроллинг

2.3 Оперативный  контроллинг в процессе планирования  на предприятии

3. Глава «Взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии»

Заключение

Список используемой литературы

 

 Введение

 

Актуальность  темы. Контроллинг  это система управления достижением конечных целей фирмы. Тот, кто впервые слышит слово “контроллинг”, обычно связывает его с понятием контроля. Однако, это нечто отличное и даже несколько противоположное ему. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных.

Контроллинг  это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных подразделений. Служба контроллинга стремится так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить или минимизировать ошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так и в будущем.

Системный подход в контроллинге позволяет эффективно управлять локальными и глобальными  стратегиями. Сегодня современное  планирование, а особенно стратегическое планирование невозможно без современных  методов оперативного и стратегического контроллинга [5].

Интенсивное проникновение  контроллинга осуществляется и в  такие сферы, как инновационный  менеджмент, управление ассортиментной политикой, жизненным циклом продукции, ценообразованием и эффективностью производства.

В последние  годы контроллинг является неотъемлемой частью системы долгосрочного планирования. Контроллинг управляет, контролирует и корректирует оперативными и стратегическими аспектами в планировании. Контроллинг формирует и управляет системой учета и внутренней отчетности.

В ближайшее  время и в России контроллинг  должен занять достойное место в  системе управления предприятием. Этому  реально должна содействовать необходимость  введения системы антикризисного управления на многих предприятиях. Антикризисная  программа ориентирована на реформирование организации. Стратегия реформирования, антикризисного управления предполагает внедрение в реформируемых организациях долгосрочного внутреннего планирования. Опыт зарубежных фирм доказывает стратегическую связь долгосрочного планирования с системой контроллинга.

Важную роль контроллинг должен сыграть в  развивающихся инновационных процессах. Процессы создания и внедрения новой  продукции уже сегодня эффективно контролируются и управляются службами контроллинга за рубежом. Освоение технологии контроллинга позволит резко повысить эффективность и ускорить НТП.

Уже сегодня  можно говорить о важнейшей роли контроллинга в инвестиционных процессах.

Контроллинг тесно  связан с бухгалтерским учетом, финансовым анализом, финансовым менеджментом, стратегическим и бизнеспланированием, стратегическим, инновационным и инвестиционным менеджментом. Контроллинг сегодня необходим для специалистов по стратегическому планированию, стратегическому менеджменту, антикризисному управлению, бухгалтерскому учету, маркетингу.

Цель работы – рассмотреть контроллинг как  инструмент процесса планирования на предприятии.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие  задачи:

раскрыть значение и сущность контроллинга в планировании деятельности предприятия;

рассмотреть контроллинг в стратегическом и оперативном планировании предприятия;

в заключении подвести итоги.

Курсовая работа состоит из введения, основной части (3х глав), заключения и списка литературы.

1. Глава «Роль и сущность контроллинга в процессе планирования на предприятии»

 

Для России понятие  “контроллинг” достаточно новое  и по многим параметрам непонятное. Не случайно появление контроллинга в 90х годах встречено в России и странах СНГ достаточно настороженно. Многие российские экономисты поспешно ставили знак равенства между контроллингом и контролем. Именно по этой причине часто можно было слышать заявления, о том, что “западный термин контроллинг” не привносит ничего нового для экономической мысли в России. Другая часть противников контроллинга, напротив, считает, что методы контроллинга не могут найти применения в России из-за различий в системах учета.

 

 

1.1 Контроллинг: понятие,  цели и задачи

стратегический  контроллинг управление

При неоднозначности  понимания контроллинга целесообразно  разобраться в первичных основах контроллинга как системы. Начнем с самого понятия термина “контроллинг”.

Данный термин рожден от английского глагола “to control”. На практике этот глагол имеет  несколько значений, в том числе  в экономическом аспекте означает “управление” и “наблюдение”. Исходя из этого можно сделать вывод, что контроллинг призван решать комплекс задач, связанных с наблюдением, планированием и управлением.

Контроллинг выполняет  важнейшую функцию поддержки  системы менеджмента и занимается:

• планированием и постановкой цели (глобальных и локальных стратегий);

• сбором, анализом внутренней и внешней информации;

• целенаправленным управлением, координацией и контролем.

Целью контроллинга является реализация глобальных и локальных  целей (стратегий) предприятия. При этом высшей целью является сохранение стабильности и успешное развитие предприятия. Из вышесказанного можно сделать вывод, что цель контроллинга  производная от целей самого предприятия.

Основные задачи контроллинга можно сгруппировать  следующим образом:

• информационное обеспечение процессов учета, планирования и прогнозирования;

• регулирование  и контроль за производственными  и финансовыми аспектами деятельности предприятия;

• выполнение функции  интеграции, системной организации  и координации;

• планирование (оперативное, стратегическое, инвестиционное);

• контроль (сравнение  заданных и фактических показателей, анализ отношений, анализ преимуществ  и недостатков);

• управление (проведение мероприятий по подготовке, корректировке  стратегий и задач) [20].

 

 

1.2 Концепции системы  контроллинга и  инструментарий

 

В настоящее  время в экономической литературе выделяют две основные концепции: американскую и немецкую.

По немецкой концепции центральные задачи контроллинга включают в себя решение проблем  внутреннего учета во всех формах:

документальной;

плановой;

контрольной.

В отличии от немецкой, американская концепция включает в себя еще и задачи внешнего учета, анализа и оценки.

Таким образом, основное отличие американской концепции  от немецкой заключается рассмотрением в первой проблем внешнего учета, анализа внешней среды. В тоже время следует заметить, что в немецкой концепции более детально разработаны методики внутреннего учета, планирования, контроля.

По мнению Д. Хана (Германия), современная цель контроллинга может находиться в плоскости оптимизации результата с учетом гарантии ликвидности. В этой же концепции в качестве главной выделяется задача реализации функций информационного обеспечения, ориентированных на результат планирования, регулирования и мониторинга событий на предприятии во взаимосвязи с функциями интегрирования, организации и координирования на базе системы показателей производственного и финансового учета.

Д. Хан выделяет также и специальные задачи контроллинга [23]:

1. Пользовательские задачи:

• планирование и контроль на предприятии (плановоконтрольные расчеты

• планирование и контроль целей;

• стратегические планирование и контроль;

• оперативные  планирование и контроль;

• координация  всех частных планов;

• учет и отчетность;

• информация:

• формирование внутренней отчетности для различных  групп заинтересованных пользователей;

2. Организационные  задачи:

• принятие решений;

• участие в  принятии решений.

В соответствии с вышеперечисленным Д. Хан предлагает следующую систему разграничения задач контроллинга:

Рисунок 1  Разграничение задач контроллинга (по Д. Хану) [10]. 

Приведенная на рис. 1. система разграничения задач  контроллинга может быть адаптирована и к американской концепции, и  к российской. Различия могут быть только в содержании или раскрытии приведенных задач. С учетом последних достижений в науке для России можно рекомендовать следующую классификацию задач контроллинга:

Классификация задач контроллинга

1. Генеральное  целевое планирование:

• анализ и контроль внутренней и внешней среды;

• выработка  альтернативных локальных целей  и стратегий;

• многовариантное  планирование;

• система показателей  системы планирования и контроллинга.

2. Оперативное  планирование:

• планирование и контроль программы;

• имитационное моделирование;

• реинжиниринг бизнеса.

3. Стратегическое  планирование:

• портфельные  матрицы;

инвестиционные  планы и проекты;

• инновационные  планы;

• расчеты ФСА (функционально-стоимостного анализа);

• анализ и контроль внешней и внутренней среды;

• разработка и  корректировка локальных и в некоторых случаях глобальных стратегий;

4. Финансовый  и управленческий учет:

• анализ эффективности  производства;

• анализ платежеспособности;

• анализ рентабельности;

• анализ ROI;

• анализ производственного  результата.

5. Сбыт. Производство. Снабжение:

• реинжиниринг;

• функционально-стоимостный  анализ;

• покрытие издержек;

• управление ассортиментной политикой;

• анализ безубыточности.

6. Ревизия и  другие штабные функции (планирование  по местам возникновения затрат)

Для решения  поставленных задач в экономической литературе выделяют оперативный и стратегический контроллинг.

Таким образом, можно привести следующую градацию планирования и контроллинга:

• генеральное  целевое;

• стратегическое;

• оперативное.

На основе вышеописанного можно сделать следующий важный вывод: под системой контроллинга следует понимать совокупность выработанных целей и задач, инструментов и методов контроллинга, организационной системы службы контроллинга

Задачи контроллинга могут выполняться при помощи специальных инструментов. Инструментарий контроллинга имеет свою специфику и меняется в зависимости от конкретной концепции службы контроллинга.

Можно выделить следующие инструменты контроллинга:

• анализ баланса, результатов, прибыли и убытков;

• расчет издержек, их покрытие;

• отчетность;

• система планирования, информации, контроля;

• система показателей;

• АВСанализ;

• расчеты рентабельности капиталовложений и экономичности;

• Breakevenanalise (анализ безубыточности);

• программы  снижения и оптимизации издержек;

• портфолио-анализ;

• планы, стратегии;

• анализ жизненного цикла;

• анализ стоимости;

• анализ рабочего времени;

• анализ эффективности;

Информация о работе Контроллинг