Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:26, контрольная работа
Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Конфликт – это «ситуация, в которой стороны сообщают о несовместимости их потенциальных позиций, исключающих намерение другой стороны» (Боулдинг)
Конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений двух или более людей.
1. Что такое конфликт и его типы.
2. Причины конфликтов.
3. Конфликтная ситуация и его участники.
4. Развитие конфликтов, его основные этапы
5. Способы и этапы разрешения конфликтов.
6. Приемы необходимые для предотвращения конфликтов.
1.Что такое конфликт и его типы.
Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Конфликт – это «ситуация, в которой стороны сообщают о несовместимости их потенциальных позиций, исключающих намерение другой стороны» (Боулдинг)
Конфликт – это
столкновение противоположных
В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение одним из участников полностью или частично лишая другую сторону возможности добиться своих целей.
Среди участников конфликта различают:
- оппонентов – это
стороны, которые выступают в
противостояние из-за
- вовлеченные группы;
- заинтересованные группы.
Вовлеченные и
Непосредственными
· Межличностный конфликт – это, пожалуй, самый распространенный
тип конфликта. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.
· Конфликт между личностью и группой, который возникает, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности или если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы.
· Межгрупповой конфликт, который также распространен, поскольку организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.
2. Причины возникновения конфликтов:
1. «Позиционный дефицит». Невозможность одновременного исполнения одной роли или функции несколькими субъектами, что ставит их в отношение состязательности.
2. «Дефицит источников». Разные представления о ценностях, в результате чего несколько человек одновременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере.
3. Формирование агрессивных реакций человека.
4. Ограниченность в ресурсах; различия в уровне образования, манерах поведения, жизненном опыте.
5. Низкий уровень коммуникации.
6. Низкая культура поведения.
Очень важно определить
3.Конфликтная ситуация и его участники.
Конфликтная ситуация – это противоречивые позиции сторон по какому – либо поводу, стремление к противоположным целям , использование различных средств по их достижению, не совпадению интересов, желаний и т.д. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой – либо мелочи: не удачно сказанного слова, мнения, то есть инцидента – и конфликт может начаться.
Инцидент - повод, когда одна из сторон начинает действовать (пусть даже не умышленно), ущемляя интересы другой стороны.
Эскалация конфликта происходит по схеме:
Межличностный
конфликт
Объяснить экскалацию конфликта можно закономерными усилиями каждого участника по поиску поддержки среди окружения и «вербовки» своих сторонников.
Для перерастания возникшего
противоречия в конфликтную
· Значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия;
· Наличие препятствия, которое воздвигает один из оппонентов на пути к достижению целей другими участниками (даже если это субъективное восприятие, а не реальность);
· Превышение личной или групповой терпимости к возникшему препятствию, хотя бы у одной из сторон.
Разные люди склонны
4.Развитие конфликтов, его основные этапы
Каждый конфликт проходит в своем развитии несколько этапов:
1) Возникновение конфликта;
2) Осознание данной ситуации сторон;
3) Конфликтное поведение;
4) Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта).
Взаимные действия.
Разновидность конфликта |
Цель взаимных действий |
Война |
Уничтожение противника |
Игра |
Выигрыш |
Спор |
Убеждение |
Степени заинтересованности сторон |
Формы проявления конфликта |
Столкновение предпочтений Столкновение интересов Столкновение основных ценностей |
Кооперация Конкуренция Открытый конфликт (опасный) |
5.Способы и этапы разрешения конфликтов.
Как правило, о негативных
последствиях конфликтов
Признавая конфликт нормы
общественной жизни,
Выделяют пять способов разрешения конфликта:
№ 1 |
Стиль |
Сущность стратегии |
Условия эффективного применения |
Недостатки |
|
|
Соревнование (конкуренция) |
Стремление добиться своего в ущерб другому; предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера. |
Исход очень важен. Обладание определенной властью. Необходимость срочного решения. |
При поражении - неудовлетворенность; при победе - чувство вины; непопулярность; испорченные отношения. |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|||
2 |
Уклонение (избегание) |
Уход от ответственности за решения; характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересом партнера. |
Исход не очень важен. Отсутствие власти. Сохранение покоя. Желание выиграть время. |
Переход конфликта в скрытую форму. |
|
3 |
Приспособление |
Сглаживание разногласий за счет собственных интересов; предполагает повышенное внимание к интересам другого, при этом собственные интересы отходят на задний план. |
Предмет разногласия более важен, для другого. Желание сохранить мир. Правда, на другой стороне. Отсутствие власти |
Вы уступили. Решение откладывается |
|
4 |
Компромисс |
Поиск решений за счет взаимных уступок; представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной. |
Одинаковая власть. Взаимоисключающие интересы. Нет резерва времени. |
Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены |
|
|
|
|
Другие стили неэффективны |
||
5 |
Сотрудничество |
Поиск решения, удовлетворяющего всех участников; является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. |
Есть время. Решение важно обеим сторонам. |
Временные и энергетические затраты. Не гарантированность |
|
|
|
|
Четкое понимание точки зрения другого. Желание сохранить отношения |
Этапы разрешения конфликта:
· создать атмосферу сотрудничества;
· стремиться к ясности отношений и общения;
· признать наличие конфликта;
· договориться о процедуре (где, когда и как начнется работа по его преодолению);
· очертить конфликт, т.е. определить его в терминах обоюдной проблемы, подлежащей урегулированию;
· добиться соглашения;
· установить срок решения;
· Воплотить план в жизнь;
· Оценить принятое решение.
6.Приемы необходимые для предотвращения конфликтов.
На своих занятиях в
школьной службе примирения мы разработали
основные приемы, необходимые для
предотвращения конфликта:
· Не отвечайте на агрессию агрессией;
· Не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;
· Дайте возможность оппоненту высказаться;
· Старайтесь выразить свое понимание в вязи с возникающими у оппонента трудностями;
· Не делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешных советов;
· Предложите оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке.
План темы.
1. Что такое конфликт и его типы.
2. Причины конфликтов.
3. Конфликтная ситуация и его участники.
4. Развитие конфликтов, его основные этапы
5. Способы и этапы разрешения конфликтов.
6. Приемы необходимые для предотвращения конфликтов.