Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:07, контрольная работа
Формирование и функционирование в сфере публичной власти разнообразных идеологий, чувств, ценностей, символов, доктрин, официальных норм и оппозиционных оценок и мнений различных авторов составляют особый политический процесс. Суть его заключается в том, что за счет передачи и обмена сообщениями политические субъекты сигнализируют о своем существовании различным контрагентам и устанавливают с ними необходимые контакты и связи, позволяющие им играть различные политические роли.
1. Коммуникационные процессы в политической сфере 3
2. Теоретические трактовки информационно-коммуникационных процессов 6
3. Структура политических коммуникаций 10
4. СМИ в системе массовой коммуникации 13
5. Структура СМИ и проблема их функционирования 17
6. Общественное мнение и проблемы его формирования 20
7. Отличительные черты, структура и функции общественного мнения 23
8. Компьютерные технологии на информационном политическом рынке 25
9. Информационная революция и сфера политики 27
10. Интернет как средство политической коммуникации. 29
Список литературы 31
Если же рассматривать внутреннюю структуру общественного мнения, то можно увидеть последовательную смену присущих ему стадий: от зарождения до исчезновения.:
1 зарождения: проявление широкого интереса множества людей к проблеме и активный поиск информации. У человека появляется потребность выразить свое мнение (оценку), обменяться им с другими людьми и, таким образом, уже складывается групповое мнение;
2 формирования: в ходе обмена мнениями, словами между группами с различными оценками формируются уже большие группы (массы) людей. Идет активная работа по поиску и сплочению единомышленников; выявляются доминирующие противоположные мнения, вокруг которых и концентрируются основные силы;
3 функционирования: доминирующее мнение узаконивается и способно выступать партнером (противником) управляющих органов и организаций, создавших какую-либо проблему. Она (проблема) в фокусе внимания. Позиции большинства четко очерчены;
4 спад: это снижение массового интереса к проблеме (либо решение проблемы на данный момент невозможно, либо решена, либо появилось что-либо, перекрывающее данную проблему). Сужается социальный состав, теряется острота противостояния.
Общественное мнение имеет свои каналы выражения:
- поведение во время выборов (всех уровней);
- участие в законодательной деятельности через референдумы, плебисциты, сходы, собрания и т.п.;
- посредством средств массовой информации и коммуникации;
- митинги, протесты, демонстрации, забастовки и т.д.
- через лоббистские структуры и группы давления.
И если «народ безмолвствует», то идет просто процесс накопления потенциала общественного мнения. Это его особая и крайне опасная форма из-за невозможности прогнозировать поведенческую составляющую, с одной стороны, и место социального «взрыва», с другой. Выявление тенденций изменения общественного мнения, системный анализ его изменения и возможность прогноза реакций на внедрение тех или иных управленческих решений, в первую очередь, относятся к самим основам жизни людей экономической, политической и социальной.
Выдающуюся роль в преобразовании политического пространства сыграли: появление на информационном политическом рынке электронных СМИ, возникновение диалоговых способов политической коммуникации, резкое увеличение скорости передачи сообщений, формирование «электронных общностей» и др. Эти и связанные с ними явления и факты качественно изменили условия и возможности конкуренции за государственную власть.
Конечно, как справедливо утверждает Липпманн, информационные средства были не способны «транслировать весь объем общественной жизни человечества, так чтобы каждый индивид мог вынести компетентное мнение по каждому вопросу». Более того, информационные технологии внесли свой вклад и в упадок «общественного капитала», поскольку теле-видео-аудио-мультимедиа развлечения позволяли людям удовлетворять свои потребности в эмоциях и адреналине, не выходя из дома, способствуя пассивному восприятию людьми информации, сокращению ресурсов обратной связи и т.д.
Тем не менее, активно внедряясь в сферу политики, новые информационные и коммуникативные технологии не только качественно видоизменили, но и сломали многие старые представления, установки, стереотипы, формы поведения, модели взаимоотношений между индивидами и группами, политическими институтами и структурами.
Э. Коррадо и Ч. Фаерстон обращают внимание на то, что именно Интернет может обеспечить «неопосредованное» общение между гражданами и властью, сведя к минимуму зависимость граждан от избираемых представителей, партийных организаций и организованных групп интересов.
Интернет - это мировая компьютерная сеть, объединяющая сотни тысяч локальных государственных, корпоративных, общественных, образовательных и домашних сетей на основе стандартных соглашений о способах обмена информацией и единой системы адресации. Он зародился в начале б0-х гг. XX в. благодаря исследованиям в области информатики и компьютеризации в рамках одного из крупнейших проектов, субсидируемых Агентством передовых исследовательских проектов при Министерстве обороны США. Примерно 10 лет спустя после рождения ARPAnet появились Локальные Вычислительные Сети (LAN), которые продемонстрировали выгоду интеграции локальных сетей для каждого пользователя, если бы он мог связываться с пользователями других сетей. В связи с этим интернетовские технологии стали быстро развиваться в рамках региональных связей, университетских сообществ, школ и других организаций, которые осознали, что перед ними открылось новое измерение - «киберпро-странство», потенциально обладающее неисчерпаемыми информационными ресурсами и способное объединить миллионы пользователей. Так Интернет вырвался из стен секретных военных лабораторий и стал глобальным средством коммуникации.
Место и роль Интернета связаны с тем, что он одновременно предоставляет людям возможность выступать не только потребителями, приемниками и реципиентами информации, но и ее автономными источниками. Широковещательные медиа – радио, телевидение – способны достигать большой аудитории, но все таки их возможности вещания очень ограничены экономическими, политическими и технологическими обстоятельствами, интернет же снимает географические ограничения и создает возможность увеличения аудитории.
Интернет-коммуникации позволяют преодолевать расовые, возрастные, половые и физические преграды, открывает качественно новый способ асинхронных коммуникаций, снимая в свою очередь ограничения временных поясов и распорядка дня. Интернет-коммуникации имеют также более выраженный «эффект запоминания» благодаря возможности записи сообщений. Компьютерные технологии снимают и противоречие между образной и структурированной (цифровой) информацией. В результате изобретения мультимедийности в одном пакете данных, путешествующих по компьютерным сетям, можно передавать все, что человек может воспринять, а машина обработать - текст, высококачественный звук, цветные изображения высокого разрешения, видеофрагменты, компьютерные программы.
Начало информационной эры ознаменовалось существенными изменениями в политической картине мира, которые носят ярко выраженный постклассический характер. Политическая система испытывает сегодня колоссальное давление со стороны глобальных сетей богатства, информации и могущества. В виртуальном информационном пространстве, где каждое явление становится многозначным, происходит разрыв между политикой представительства и политикой информационного вмешательства, что неминуемо приводит к кризису легитимности всех прежних институтов политической власти.
На наших глазах политическое пространство начинает формироваться по новым правилам и принципам игры, которые диктуют законы информационной революции.
Доступ к новой информации становится важным ресурсом политической власти, которым она может распоряжаться по своему усмотрению, не исключая различные информационные манипуляции в собственных интересах. В отличие от природных, трудовых и денежных ресурсов информация не убывает по мере использования, поэтому ее политического влияния хватает на любую аудиторию; она неотчуждаема, и приобретение новой информации не уменьшает возможности приобрести еще столько же.
Информация мгновенно распространяется в пространстве, и ее одновременно могут использовать самые разные политические авторы. С точки зрения политической мобилизации общества информационный ресурс обладает преимуществом всеохватности и одновременности воздействия, что до информационной революции было практически неосуществимо.
Можно без преувеличения сказать, что информация стала главным ресурсом политики. При этом серьезная опасность информационной революции в том, чтобы принимать новации ради них самих. Новации становятся серьезным дестабилизирующим фактором политического развития в полном соответствии с библейским предупреждением о «благих намерениях, которыми устлан путь в ад». Прежде всего, это касается непредумышленных последствий нововведений, которые никогда не удается предусмотреть заранее.
Синергетический закон эволюционных корреляций утверждает, что каждое структурное, организационное нововведение помимо прямого и планируемого результата приводит к параллельным незапланированным всплескам энтропии в соседних и промежуточных сферах. Это требует от реформаторов опережающей технической, организационной и интеллектуальной реакции, выработки линии корректирующего менеджмента, в несколько десятков раз увеличивающей стоимость планируемых инноваций. Во многом политические риски именно потому и не учитываются, что они слишком дорого стоят. Но в конечном счете, когда наступает «час Х» и негативные результаты шоковой политической терапии становятся очевидными для всех, последствия слишком дорого обходятся обществу. К тому же масштабы современной технической мощи достигли колоссальных величин, а экологический кризис вырос при этом до некоторых предельных «точек роста», так что сегодня плата за возможные неадекватные политические новации и упущения в выработке антиэнтропийной стратегии может стать трагически высокой .
Еще одна опасность информационной революции состоит в том, что более точные и полные знания о политическом процессе не приводят к усилению контроля над политикой. В информационном обществе мы сталкиваемся с дифференцированностью и власти, и информации. Получение информации осуществляется не единообразно, наиболее значимая ее часть остается засекреченной спецслужбами. Вместе с тем общие потоки информации становятся все более неконтролируемыми, правдивость, точность и корректность сведений практически никем не проверяется. В сети Интернета сегодня могут оказаться любые политические призывы, ложная информация способна посеять панику и вызвать неадекватные массовые реакции.Информационная революция превратила СМИ в «четвертую» ветвь политической власти, которая по силе, оперативности и влиянию намного превосходит все три традиционные ветви власти вместе взятые.
«Без коммуникации разум не может приобрести истинно человеческую природу, а общество - существовать и развиваться, поскольку только через общение происходит накопление и дальнейшее развитие знаний, навыков и умений», - заявил Ч. Кули в своей классической статье «Важность коммуникации». Известный американский политолог Л. Пай переносит этот вывод в сферу политики, категорически заявляя, что «политическая жизнь в любом обществе невозможна без устоявшихся методов политической коммуникации». Таким образом, важность политической коммуникации в политической сфере невозможно переоценить.
Более того, в результате фундаментальных экономических и социально-политических трансформаций, развернувшихся в экономически развитых странах и приводящих, по общему мнению, к формированию информационного общества, значение коммуникаций вообще и политических в частности в современном обществе резко усилилось.
Так, например, по мнению профессора политологии У. Сарчинелли, в современных демократиях имеет место долгосрочная тенденция преобразования парламентско-представительской системы в медиапредставительскую. Это связано как с падением интереса к политике со стороны гражданского общества, так и уменьшением объемов реального участия в политическом процессе. Поскольку «демократия является единственной формой политического строя, при котором политика обязана постоянно вступать в процесс коммуникации», постольку политические системы демократических стран, испытывающие трудности с поддерживанием тесного контакта с гражданами при помощи традиционных политических институтов вроде партий и избирательных процедур, теперь все больше и больше внимания уделяют средствам массовой информации.
Увеличение значения политической коммуникации и изменение ее роли имеет место не только, как принято выражаться, в развитых странах, но и в странах с переходными политическими и экономическими системами. Более того, именно в этих странах «медиазависимость» политического процесса ставит под угрозу демократические и экономические реформы. Так, например, А.И. Соловьев пишет: «Особо сложное положение в этом плане наблюдается не в демократически и индустриально развитых обществах, а в странах переходных, в частности в России, где еще не достроена демократическая форма организации власти, основанная на идеологических способах символизации, но уже набирает вес иная политическая альтернатива - медиакратия».
Появление Интернета, принципиально нового интерактивного канала массовой коммуникации, самым непосредственным образом способствовало повышению внимания к теме политической коммуникации. Первые опыты по применению интернет-технологий в политике, как средства предвыборной агитации и пропаганды, относятся к началу 90-х годов. В 1993 г. было положено начало проникновению в киберпространство государственных структур. Именно в этом году в США появился первый официальный государственный интернет-сайт, принадлежащий Белому дому. Однако, несмотря на то, что политическая коммуникация в глобальной сети Интернет осуществляется относительно недавно, важность этого канала коммуникации становится все более и более неоспоримой.
1) Анникова В.А. Общественное мнение как фактор формирования массового политического сознания // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2007. – № 4.
2) Белорукова, Е.К. Гражданское общество. - СПб.: Питер, 2008.
3)Витюк, В.В. Состав и структура гражданского общества. - М.: Просвещение, 2010.
4) Ворожейкина, Т.Е. Государство и общество в России. - М.: Дрофа, 2007.
5) Кораблева О.В. Слухи как фактор формирования общественного мнения // Социосфера. 2010. №4.
6) Красин, Ю.А. Публичная сфера и публичная политика. - М.: Дрофа, 2009.
7) http://www.ncstu.ru , «Влияние СМИ на формирование общественного мнения», Архипенко С.А.
2
Информация о работе Контрольная работа по "Менеджменту организации"