Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:32, контрольная работа
Необходимо представить развернутые ответы на два вопроса в соответствии с программой дисциплины.
Вопрос № 1. Основные понятия дисциплины “Теория организации и организационное поведение”.
Вопрос №2. Классификации организаций: основные подходы.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»
Контрольная работа № 1
По дисциплине: теория организации и организационное поведение
Студента(ки): Семёновой Елизаветы Денисовны
Специальность: менеджмент, стратегическое планирование
Курс, группа 1 – МГЗ - 42
Шифр зачетной книжки 1123511
e-mail: semona13@mail.ru
Задание 1. Самостоятельная подготовка ответов на теоретические вопросы
Необходимо представить развернутые ответы на два вопроса в соответствии с программой дисциплины.
Вопрос № 1. Основные понятия дисциплины “Теория организации и организационное поведение”.
Организация может рассматриваться как процесс либо как явление. Как процесс организация - это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация - это объединение элементов для реализации программы или цели и действующих на основании определенных правил и процедур.
Теория организации - область научного знания, которая изучает общие закономерности устройства, функционирования и развития всех типов организаций как сложных динамических систем, имеющих цель.
Теория организации как наука понимается как совокупность принципов и идей, обобщающих практический опыт человека о процессах и явлениях организации. Как наука, теория организации имеет взаимосвязь с такими науками как менеджмент, философия, физика, кибернетика, общее устройство систем, управленческие решения, исследование систем управления и др. науки.
Как самостоятельная наука, теория организации выделилась в начале прошлого века. Основоположником теории науки стала наука тектология (строить, созидать). Понятие организации предполагает наличие объекта и субъекта управления.
Теория организации изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, развития и ликвидации организаций. Теория организации - это научная организация организаций.
Организационное поведение — это изучение поведения людей (индивидов и групп) в организациях и практическое использование полученных знаний. Исследования ОП позволяют определить пути повышения эффективности трудовой деятельности человека. Организационное поведение — научная дисциплина, в которой к основному массиву знаний постоянно добавляются результаты новых исследований и концептуальных разработок. И в то же время ОП — прикладная наука, благодаря которой информация об удачах и фиаско компаний распространяется в других организациях.
Организация может быть определена как: 1) искусственная (синоним – организованная) система, созданная человеком по определенному плану (проекту); 2) активный, относительно независимый элемент общественной системы, через который преломляются интересы индивида и общества.
Организация – это самая распространенная форма человеческой общности, первичная ячейка социума. Она не существует без общества, и общество не может существовать без организаций, которые оно ради своего существования и создает. Организация – объект и субъект общества. Но будучи самостоятельной подсистемой общества, организация имеет специфические потребности, интересы, ценности, предлагает обществу продукты своей деятельности, свои услуги и предъявляет ему определенные требования.
Организация обладает функциями и структурой. Основной ее функцией (задачей), как следует из определения, является решение проблем и достижение целей.
Структуру организации, то есть упорядоченную совокупность ее взаимосвязанных элементов, можно рассматривать с нескольких точек зрения: технической, социотехнической, социальной.
Техническая структура представлена совокупностью материальных объектов и процессов (помещения, оборудование, планировка, условия труда, технологии), которые в единстве образуют базу остальных. Эти ее элементы относят к жестким.
В производственной организации техническая структура во многом определяет профессионально-
Социальная структура образуется совокупностью самих ее участников и связей между ними. Сюда включают формальные и неформальные группы, ценности, нормы, власть, влияние и пр. Первым стал рассматривать организацию как социальную систему уже упоминавшийся Элтон Мейо.
Социальная структура организации обладает определенным потенциалом. Последний складывается из нескольких элементов:
1. Потенциала общего руководства (характеризуется уровнем его знаний и понимания ситуации; способностью выявлять и решать проблемы, в том числе в критических условиях; ориентацией на прошлое или будущее; готовностью к риску; умением использовать власть).
2. Психологического потенциала (характеризуется состоянием морально-психологического климата, стабильностью отношений и проч.).
3. Творческого потенциала (характеризуется умением реагировать на изменения, предлагать альтернативы; стремлением к поиску; способностью преодолевать инерцию мышления и привычек; предприимчивостью при принятии инновационных решений; готовностью к новшествам; использованием новых прогрессивных методов работы). Все элементы социальной структуры являются «мягкими».
Социотехническая структура — это система рабочих мест, объединяющая работников пространственно и в трудовой взаимосвязи. Она интегрирует в себе жесткую техническую и гибкую социальную структуры. Таким образом, организация не есть чисто материальное, или чисто духовное явление.
Все три структуры должны соответствовать друг другу.
Организация обладает следующими общими признаками:
- определение ее характера кадрами и менеджером;
- объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно;
- сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации реагирования работника и менеджера.
Вопрос №2. Классификации организаций: основные подходы.
Несмотря на все многообразие возможных определений и трактовок понятия «организация», в литературе выделяют наиболее общие признаки, которые можно сгруппировать по шести основным классам, или видам (табл. 1.1.):
• критерий формализации;
• форма собственности;
• отношение к прибыли;
• организационно-правовая форма;
• размеры;
• участие в различных секторах производства.
Таблица 1.1. Классификация организаций по основным критериям
Критерий классификации | Классы, или виды | Примеры и комментарии
|
Критерий формализации | Формальные организации | Коммерческие организации, а также государственные и международные институты и органы
|
Неформальные организации | Институт семьи, неформальные отношения между людьми
| |
Форма собственности | Частные | Собственность частных лиц и организаций (кафе, пекарни, строительные организации и др.)
|
Муниципальные | Муниципальная собственность (больницы, развлекательные комплексы, спортивные базы и т. д.)
| |
Государственные | Государственная собственность (вузы, музеи и т. д.)
| |
Иные | Организации, находящиеся в совместной или иностранной собственности (отели, магазины и проч.)
| |
Отношение к прибыли | Коммерческие | Организации, где основная цель - получение прибыли
|
Некоммерческие | Организации, созданные с некоммерческими целями
| |
Критерий классификации | Классы, или виды | Примеры и комментарии
|
Организационно-правовая форма | Коммерческие | Хозяйственные товарищества, акционерные общества (АО), общества с ограниченной ответственностью (000), государственные унитарные предприятия (ГУП) и т. д.
|
Некоммерческие | Фонды, учреждения, ассоциации, общественные и религиозные организации, потребительские кооперативы и т. д.
| |
Размер (в зависимости от численности работающих) | Малые | Численность персонала до 100 чел. в промышленности, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 чел., розничная торговля, сфера обслуживания - 30 чел., в остальных отраслях - 50 чел.
|
Средние | Численность персонала от 100 до 300 чел.
| |
Крупные | Численность персонала от 300 чел. (в некоторых отраслях - от 500) и выше
| |
Сектор производства | Отрасли первичного цикла (добыча сырья) | Организации и предприятия газовой, угольной, нефтяной промышленности, сельского, лесного, рыбного хозяйства и т.д.
|
Отрасли вторичного цикла (обрабатывающая промышленность) | Организации и предприятия машиностроительного комплекса, химической промышленности и металлообработки, машиностроения, текстильной промышленности и т. д.
| |
Отрасли третичного цикла (услуги) | Банки, образовательные и медицинские учреждения, торговые предприятия, туристические и гостиничные организации, предприятия питания, страховые компании и т. п.
| |
Четвертый сектор (информационные технологии) | Институты и организации, занимающиеся информационными технологиями |
Критерий формализации является основной характеристикой организации, определяющей ее цели, связи и взаимоотношения. На основании этого критерия выделяют два типа организаций — формальные и неформальные.
Формальные организации имеют четко поставленные цели и структуру, которые основаны на формализованных правилах, отношениях и связях. К ним относятся все бизнес-организации, а также государственные и международные институты и органы.
Неформальные организации не имеют четко определенных целей, правил и структур. К ним относят институты семьи, неформальные отношения между людьми, такие, например, как дружба или хобби.
В данном издании центральным предметом изучения являются организации первого типа, т. е. формальные хозяйственные организации.
Основное определение организациям такого типа дано в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 48, п. 1), согласно которому это юридические лица, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом.
Подразделяя организации на коммерческие и некоммерческие, основным критерием различия считают их отношение к прибыли.
Для коммерческих организаций основной целью деятельности является получение прибыли.
Для некоммерческих организаций получение прибыли и распределение ее между участниками не носит целевого назначения, хотя в рамках достижения своих целей (в соответствии с характером и их назначением) эти организации могут осуществлять активную предпринимательскую деятельность.
Деятельность всех организаций, независимо от их отношения к собственности (и коммерческих и некоммерческих), может осуществляться согласно организационно-правовым формам, предусмотренным Гражданским кодексом РФ.
Новые организационные формы
Изменения, происходящие в мировой и отечественной экономике, предопределили появление все более конкурентоспособных новых организационных форм. Наибольшую распространенность и популярность в экономической среде России имели такие формы интеграции, как:
• финансово-промышленные группы;
• предпринимательские союзы;
• кластеры;
• виртуальные организации.
Финансово-промышленные группы (ФПГ) — это крупные организации, объединяющие в своем составе промышленные предприятия, торговые фирмы, банки, инвестиционные фонды и страховые компании.
Предпринимательские союзы образуются на базе добровольных кооперационных соглашений, объединяющих компании разных размеров и форм собственности.
Кластеры — предпринимательские союзы, объединенные на определенных территориях, которые предоставляют им определенные конкурентные преимущества.
Виртуальные организации — сеть независимых компаний, объединенных современными информационными системами с целью взаимного пользования ресурсами, снижения издержек и расширения рыночных возможностей.
В настоящее время организационное управление вступает в фазу перехода от командно-контрольной организации, разделенной на департаменты и отделения, к «информационно-базирующейся» организации, к организации специалистов, глубоко владеющих знаниями. Сегодня можно только предполагать, как будет выглядеть такая организация, каковы будут ее основные характеристики, черты и требования, что из себя будут представлять ее ценности, структура и поведение. Ориентировочно можно утверждать, что организация будет иметь примерно в два раза меньше уровней, чем в настоящее время. Численность менеджеров должна сокращаться по сравнению с нынешним уровнем. Конструирование и создание подобной организации становится задачей ближайшего будущего.
Практическим результатом совершенствования организационных форм и методов управления должно явиться, с одной стороны, повышение эффективности производства, с другой - снижение удельных затрат на управление предприятием, отраслью промышленности, народным хозяйством.
В процессе эволюции менеджмента как науки и практики выделяют четыре типа моделей, определяющих сущность самих организаций, роль и доминирующие функции менеджмента, отражающие роль организаций в обществе
Первая модель — «механистическая конструкция», основана на разделении работы на автономные элементы с последующим оптимальным их сбором в единое целое. В основе управления такой организацией — оперативное управление производством, которое хотя и было направлено на гарантированное выполнение текущих заданий в области производства, снабжения, маркетинга, управления персоналом и финансами, в основном сосредоточивалось на производственных аспектах предприятия.
Вторая модель — «коллектив людей, построенный на разделений труда», основана на теории человеческих отношений и поведенческих наук. Главная задача менеджмента — организация и управление персоналом. Наиболее важным фактором считается человеческий ресурс, которому подчинены все остальные факторы.
Третья модель — «сложная иерархическая система», основана на общей теории систем, в основе которой взаимосвязь и взаимозависимость элементов системы в их неразрывной связи с внешним миром. Развитие стратегического менеджмента произошло значительно позже и было направлено на конкретизацию основной цели предприятия (как организации, заинтересованной в развитии всех подсистем хозяйствования) путем принятия решений относительно групп потребления, видов товаров и услуг в соответствии с меняющейся обстановкой.
Четвертая модель — «общественная организация с самостоятельными интересами отдельных групп», основана на теоретической концепции заинтересованных групп. Политика как функция управления рассматривается в этой модели как деятельность, направленная на обеспечение продуктивного взаимодействия с внешними и внутренними группами заинтересованных лиц таким образом, чтобы их интересы соответствовали возможностям предприятия, не лишая его жизненно важных ресурсов.