Контрольная работа по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:32, контрольная работа

Описание

Необходимо представить развернутые ответы на два вопроса в соответствии с программой дисциплины.
Вопрос № 1. Основные понятия дисциплины “Теория организации и организационное поведение”.
Вопрос №2. Классификации организаций: основные подходы.

Работа состоит из  1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.doc

— 273.00 Кб (Скачать документ)


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИИ  И ДИЗАЙНА»

 

 

                                                                        Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 1

 

 

По дисциплине: теория организации и организационное поведение

 

 

 

Студента(ки): Семёновой Елизаветы Денисовны

 

Специальность:  менеджмент, стратегическое планирование

 

Курс, группа 1 – МГЗ - 42

 

Шифр зачетной книжки 1123511

 

 

 

 

e-mail: semona13@mail.ru
Задание 1. Самостоятельная подготовка ответов на теоретические вопросы

Необходимо представить развернутые ответы на два вопроса в соответствии с программой дисциплины.

Вопрос № 1. Основные понятия дисциплины “Теория организации и организационное поведение”.

Организация может рассматриваться как процесс либо как явление. Как процесс организация - это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация - это объединение элементов для реализации программы или цели и действующих на основании определенных правил и процедур.

Теория организации - область научного знания, которая изучает общие закономерности устройства, функционирования и развития всех типов организаций как сложных динамических систем, имеющих цель.

Теория организации как наука понимается как совокупность принципов и идей, обобщающих практический опыт человека о процессах и явлениях организации. Как наука, теория организации имеет взаимосвязь с такими науками как менеджмент, философия, физика, кибернетика, общее устройство систем, управленческие решения, исследование систем управления и др. науки.

Как самостоятельная наука, теория организации выделилась в начале прошлого века. Основоположником теории науки стала наука тектология (строить, созидать). Понятие организации предполагает наличие объекта и субъекта управления.

Теория организации изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, развития и ликвидации организаций. Теория организации - это научная организация организаций.

Организационное поведение — это изучение поведения людей (индивидов и групп) в организациях и практическое использование полученных знаний. Исследования ОП позволяют определить пути повышения эффективности трудовой деятельности человека. Организационное поведение — научная дисциплина, в которой к основному массиву знаний постоянно добавляются результаты новых исследований и концептуальных разработок. И в то же время ОП — прикладная наука, благодаря которой информация об удачах и фиаско компаний распространяется в других организациях. 

Организация может быть определена как: 1) искусственная (синоним – организованная) система, созданная человеком по определенному плану (проекту); 2) активный, относительно независимый элемент общественной системы, через который преломляются интересы индивида и общества.

Организация – это самая распространенная форма человеческой общности, первичная ячейка социума. Она не существует без общества, и общество не может существовать без организаций, которые оно ради своего существования и создает. Организация – объект и субъект общества. Но будучи самостоятельной подсистемой общества, организация имеет специфические потребности, интересы, ценности, предлагает обществу продукты своей деятельности, свои услуги и предъявляет ему определенные требования.

Организация обладает функциями и структурой. Основной ее функцией (задачей), как следует из определения, является решение проблем и достижение целей.

Структуру организации, то есть упорядоченную совокупность ее взаимосвязанных элементов, можно рассматривать с нескольких точек зрения: технической, социотехнической, социальной.

Техническая структура представлена совокупностью материальных объектов и процессов (помещения, оборудование, планировка, условия труда, технологии), которые в единстве образуют базу остальных. Эти ее элементы относят к жестким.

В производственной организации техническая структура во многом определяет профессионально-квалификационный состав персонала, влияет на характер и содержание труда (сложность, трудоемкость, ритмичность и пр.) Техническая структура создает основу функциональных связей между людьми, в значительной мере влияет на характер их отношений (формальный или неформальный), т.е. на социальную структуру.

Социальная структура образуется совокупностью самих ее участников и связей между ними. Сюда включают формальные и неформальные группы, ценности, нормы, власть, влияние и пр. Первым стал рассматривать организацию как социальную систему уже упоминавшийся Элтон Мейо.

Социальная структура организации обладает определенным потенциалом. Последний складывается из нескольких элементов:

1.       Потенциала общего руководства (характеризуется уровнем его знаний и понимания ситуации; способностью выявлять и решать проблемы, в том числе в критических условиях; ориентацией на прошлое или будущее; готовностью к риску; умением использовать власть).

2.       Психологического потенциала (характеризуется состоянием морально-психологического климата, стабильностью отношений и проч.).

3.       Творческого потенциала (характеризуется умением реагировать на изменения, предлагать альтернативы; стремлением к поиску; способностью преодолевать инерцию мышления и привычек; предприимчивостью при принятии инновационных решений; готовностью к новшествам; использованием новых прогрессивных методов работы). Все элементы социальной структуры являются «мягкими».

Социотехническая структура — это система рабочих мест, объединяющая работников пространственно и в трудовой взаимосвязи. Она интегрирует в себе жесткую техническую и гибкую социальную структуры. Таким образом, организация не есть чисто материальное, или чисто духовное явление.

Все три структуры должны соответствовать друг другу.

Организация обладает следующими общими признаками:

- определение ее характера кадрами и менеджером;

- объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно;

- сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации реагирования работника и менеджера.

 

Вопрос №2. Классификации организаций: основные подходы.

 

Несмотря на все многообразие возможных определений и трак­товок понятия «организация», в литературе выделяют наиболее об­щие признаки, которые можно сгруппировать по шести основным классам, или видам  (табл. 1.1.):

• критерий формализации;

• форма собственности;

• отношение к прибыли;

• организационно-правовая форма;

• размеры;

• участие в различных секторах производства.

Таблица 1.1. Классификация организаций по основным критериям

Критерий классификации

Классы, или виды

Примеры и комментарии

 

 

Критерий

формализации

Формальные организации

Коммерческие организации, а также государственные и международные институты и органы

 

Неформальные организации

Институт семьи, неформальные отношения между людьми

 

Форма собственности

Частные

Собственность частных лиц и организаций (кафе, пекарни, строительные организации и др.)

 

Муниципальные

Муниципальная собственность (больницы, развлекатель­ные комплексы, спортивные базы и т. д.)

 

Государственные

Государственная собственность (вузы, музеи и т. д.)

 

Иные

Организации, находящиеся в совместной или иностранной собственности (отели, магазины и проч.)

 

Отношение к прибыли

Коммерческие

Организации, где основная цель - получение прибыли

 

Некоммерческие

Организации, созданные с некоммерческими целями

 

Критерий классификации

Классы, или виды

Примеры и комментарии

 

 

Организацион­но-правовая форма

Коммерческие

Хозяйственные товарищества, акционерные общества (АО), общества с ограниченной ответственностью (000), государственные унитарные предприятия (ГУП) и т. д.

 

Некоммерческие

Фонды, учреждения, ассоциации, общественные и религи­озные организации, потребительские кооперативы и т. д.

 

Размер (в зави­симости от чис­ленности рабо­тающих)

Малые

Численность персонала до 100 чел. в промышленности, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 чел., розничная торговля, сфера обслуживания - 30 чел., в ос­тальных отраслях - 50 чел.

 

Средние

Численность персонала от 100 до 300 чел.

 

Крупные

Численность персонала от 300 чел. (в некоторых отраслях - от 500) и выше

 

Сектор производства

Отрасли первичного цикла (добыча сырья)

Организации и предприятия газовой, угольной, нефтяной промышленности, сельского, лесного, рыбного хозяйства и т.д.

 

Отрасли вторичного цикла (обрабатывающая про­мышленность)

Организации и предприятия машиностроительного ком­плекса, химической промышленности и металлообработки, машиностроения, текстильной промышленности и т. д.

 

Отрасли третичного цикла (услуги)

Банки, образовательные и медицинские учреждения, тор­говые предприятия, туристические и гостиничные органи­зации, предприятия питания, страховые компании и т. п.

 

Четвертый сектор (инфор­мационные технологии)

Институты и организации, занимающиеся информацион­ными технологиями

Критерий формализации является основной характеристикой ор­ганизации, определяющей ее цели, связи и взаимоотношения. На основании этого критерия выделяют два типа организаций — фор­мальные и неформальные.

Формальные организации имеют четко поставленные цели и структуру, которые основаны на формализованных правилах, отно­шениях и связях. К ним относятся все бизнес-организации, а также государственные и международные институты и органы.

Неформальные организации не имеют четко определенных целей, правил и структур. К ним относят институты семьи, неформальные отношения между людьми, такие, например, как дружба или хобби.

В данном издании центральным предметом изучения являются организации первого типа, т. е. формальные хозяйственные органи­зации.

Основное определение организациям такого типа дано в Граж­данском кодексе Российской Федерации (ст. 48, п. 1), согласно ко­торому это юридические лица, которые имеют в собственности, хо­зяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом.

Подразделяя организации на коммерческие и некоммерческие, основным критерием различия считают их отношение к прибыли.

Для коммерческих организаций основной целью деятельности яв­ляется получение прибыли.

Для некоммерческих организаций получение прибыли и распреде­ление ее между участниками не носит целевого назначения, хотя в рамках достижения своих целей (в соответствии с характером и их назначением) эти организации могут осуществлять активную пред­принимательскую деятельность.

Деятельность всех организаций, независимо от их отношения к собственности (и коммерческих и некоммерческих), может осуще­ствляться согласно организационно-правовым формам, предусмот­ренным Гражданским кодексом РФ.

Новые организационные формы

Изменения, происходящие в мировой и отечественной экономике, предопределили появление все более конкурентоспособных новых организационных форм. Наибольшую распространенность и популяр­ность в экономической среде России имели такие формы интегра­ции, как:

• финансово-промышленные группы;

• предпринимательские союзы;

• кластеры;

• виртуальные организации.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) — это крупные органи­зации, объединяющие в своем составе промышленные предприятия, торговые фирмы, банки, инвестиционные фонды и страховые ком­пании.

Предпринимательские союзы образуются на базе добровольных кооперационных соглашений, объединяющих компании разных размеров и форм собственности.

Кластеры — предпринимательские союзы, объединенные на оп­ределенных территориях, которые предоставляют им определенные конкурентные преимущества.

Виртуальные организации — сеть независимых компаний, объе­диненных современными информационными системами с целью взаимного пользования ресурсами, снижения издержек и расшире­ния рыночных возможностей.

В настоящее время организационное управление вступает в фазу перехода от командно-контрольной организации, разделенной на департаменты и отделения, к «информационно-базирующейся» ор­ганизации, к организации специалистов, глубоко владеющих зна­ниями. Сегодня можно только предполагать, как будет выглядеть такая организация, каковы будут ее основные характеристики, чер­ты и требования, что из себя будут представлять ее ценности, струк­тура и поведение. Ориентировочно можно утверждать, что органи­зация будет иметь примерно в два раза меньше уровней, чем в на­стоящее время. Численность менеджеров должна сокращаться по сравнению с нынешним уровнем. Конструирование и создание по­добной организации становится задачей ближайшего будущего.

Практическим результатом совершенствования организацион­ных форм и методов управления должно явиться, с одной стороны, повышение эффективности производства, с другой - снижение удельных затрат на управление предприятием, отраслью промыш­ленности, народным хозяйством.

В процессе эволюции менеджмента как науки и практики выде­ляют четыре типа моделей, определяющих сущность самих органи­заций, роль и доминирующие функции менеджмента, отражающие роль организаций в обществе

Первая модель — «механистическая конструкция», основана на разделении работы на автономные элементы с последующим опти­мальным их сбором в единое целое. В основе управления такой ор­ганизацией — оперативное управление производством, которое хотя и было направлено на гарантированное выполнение текущих зада­ний в области производства, снабжения, маркетинга, управления персоналом и финансами, в основном сосредоточивалось на произ­водственных аспектах предприятия.

Вторая модель — «коллектив людей, построенный на разделений труда», основана на теории человеческих отношений и поведенче­ских наук. Главная задача менеджмента — организация и управле­ние персоналом. Наиболее важным фактором считается человече­ский ресурс, которому подчинены все остальные факторы.

Третья модель — «сложная иерархическая система», основана на общей теории систем, в основе которой взаимосвязь и взаимозави­симость элементов системы в их неразрывной связи с внешним ми­ром. Развитие стратегического менеджмента произошло значитель­но позже и было направлено на конкретизацию основной цели предприятия (как организации, заинтересованной в развитии всех подсистем хозяйствования) путем принятия решений относительно групп потребления, видов товаров и услуг в соответствии с меняю­щейся обстановкой.

Четвертая модель — «общественная организация с самостоятель­ными интересами отдельных групп», основана на теоретической кон­цепции заинтересованных групп. Политика как функция управле­ния рассматривается в этой модели как деятельность, направленная на обеспечение продуктивного взаимодействия с внешними и внут­ренними группами заинтересованных лиц таким образом, чтобы их интересы соответствовали возможностям предприятия, не лишая его жизненно важных ресурсов.

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджменту"