Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 15:52, контрольная работа
Соотнесите понятия «руководство» и «лидерство».
Дайте характеристику базовым стилям лидеров. Какие требования предъявляются к менеджерам?
Дайте характеристику основным элементам процесса коммуникации (отправитель, сообщение, канал, получатель)
Определите сущность, функции, виды и этапы контроля.
Чем отличаются социальные группы от других видов социальных общностей? В чем состоит отличие групп в организации от других социальных групп?
Можно определить основные различия между руководством и лидерством, которые сводятся к следующему:
-Разновидности власти: у лидера — личностная власть, у руководителя — совокупность личностной и статусной при приоритете статусной.
-Лидерство связано с регулированием внутригрупповых межличностных отношений, носящих неофициальный характер, а руководство является средством регулирования отношений в рамках социальной организации.
-Лидерство возникает и функционирует преимущественно стихийно, характеризуется относительной стабильностью функций и проявлений, тогда как руководство представляет собой процесс целенаправленной и контролируемой деятельности социальных организаций и институтов и отличается большей стабильностью и постоянством в своих проявлениях.
-Процесс принятия решений в системе руководства носит более сложный и многократно опосредованный характер, чем в условиях лидерства.
Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.
Существует различие между формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения в организации и естественным лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.
Лидерство
— это психологическая
Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.
Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.
Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.
Официально
назначенный руководитель подразделения
обладает преимуществами в завоевании
лидирующих позиций в группе, поэтому
он чаще, чем кто-либо другой, становится
лидером. Однако необходимо помнить, что
быть руководителем не означает автоматически
считаться лидером, так как лидерство
в значительной мере базируется на неформальной
основе.
Руководство представляет собой процесс организации и управления совместной деятельностью членов коллектива, осуществляемый официально назначенным руководителем.
Лидерство
— процесс организации и
Начало развития
теории стилей руководства было положено
К. Левиным, который в 1938 г. предложил
три типа стилей.
-Авторитарный (диктаторский), для этого стиля характерны деловые краткие распоряжения, запреты с угрозой, неприветливый тон с подчиненными, субъективные похвала и порицание. Позиция руководителя вне группы или выше ее. Дела в коллективе (группе) планируются руководителем заранее, решения принимаются единолично, голос — решающий, при этом подчиненные знают лишь непосредственные, ближние цели, дальние — неизвестны.
-Демократический. Руководитель доводит до подчиненных инструкции в форме предложений, поэтому для него типичны товарищеский тон, уважительное и внимательное отношение к коллегам, при этом позиция руководителя — внутри группы и коллектива. Распоряжения и запреты сочетаются с дискуссиями, похвала и порицание — с советами. Мероприятия планируются не заранее, а в группе, решения принимаются на основе коллегиального обсуждения, за реализацию которых отвечают руководитель и подчиненные.
-Либеральный
(нейтральный, попустительский) стиль.
Руководитель с доминированием этого
стиля не проявляет склонности к похвале
и порицаниям, для него типичны полная
устраненность от дел коллектива и отсутствие
сотрудничества. Члены группы работают
самостоятельно, при этом сам руководитель
в ее составе. Дела в группе идут сами по
себе, т.к. руководитель не дает никаких
указаний, фронты работы складываются
из отдельных интересов лидеров подгрупп.
Основными
требованиями, предъявляемыми
к менеджеру, являются:
- наличие общих знаний в области управления предприятием;
- компетентность в вопросах технологии производства фирмы;
- владение навыками не только администрирования, но и
предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках,
проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы
фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
- принятие обоснованных и компетентных решений;
- наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на рынках;
- умение анализировать деятельность фирм-конкурентов;
- умение предвидеть тенденции развития хозяйственной
конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на
рынках которых фирма стремится усилить, либо удержать свои
позиции;
- умение согласования решений с нижестоящими сотрудниками и распределение участия каждого в их исполнении;
- знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их
способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;
- знание условий, связывающих предприятие и работни
ков, и защита интересов обеих сторон на справедливой основе;
- устранение неспособных с целью удержания единства и
правильности
функционирования фирмы.
3.
Дайте характеристику
основным элементам
процесса коммуникации (отправитель,
сообщение, канал,
получатель)
Основными
элементами коммуникационного
-Отправитель – лицо, генерирующее идею либо собирающее информацию и передающее ее.
-Сообщение – информация, закодированная в виде символов.
- Канал – средства передачи информации.
-Получатель (реципиент) – тот, кому предназначена
информация.
4.
Определите сущность,
функции, виды и этапы
контроля.
Контроль является одной из основных функций управления. Включает в себя деятельность по формированию его стандартов, а так же проверке и оценке их исполнения, осуществлению корректирующих шагов.
Сущностью контроля является выработка, осуществление эффективного и своевременного управляющего воздействия для обеспечения заданной эффективности достижения цели деятельности.
А конечным результатом и целью контроля является выработка и осуществление эффективного управляющего воздействия, которое должно свести к нулю и исключить отклонение от плана.
Общее содержание (задачи) контроля:
1. проверка значений контролируемых параметров в определенных точках контроля;
2. выработка управляющего воздействия в случае несоответствия параметров запланированным значениям;
3. утверждение выработанного управляющего воздействия;
4. осуществление управляющего воздействия.
Задачи контроля в организации:
1. изучает положение дел в организации;
2. отслеживает тенденции ее развития;
3. выявляет нарушения и ошибки;
4. является основой вознаграждения;
5. ориентирует, на что нужно обращать внимание.
Этапы процесса контроля.
-Выявление параметров деятельности организации, подлежащих контролю.
-Уточнение модели функционирования организации и определение «точек контроля».
-Принятие и выполнение решений о корректирующих действиях.
-Осуществление наблюдения, сбор и обработка информации.
Виды контроля по периодичности
-Предварительный контроль персонала прежде всего отвечает на вопрос, можно ли с его помощью решать предусмотренные планом задачи.
-Текущий контроль бывает стратегическим и оперативным.
-Стратегический контроль имеет в качестве своего основного объекта эффективность использования ресурсов организации. Такой контроль предназначен для оценки состояния организации, а не для исправления ошибок и поиска виновных.
-Оперативный
контроль, соединяющийся на практике
с оперативным управлением, имеет объектом
текущую деятельность.
-Итоговый
контроль. Обычно он связан с оценкой
выполнения организацией своих планов
и предполагает всесторонний анализ не
только конкретных результатов деятельности
за истекший период, но и сильных и слабых
ее сторон. Данные итогового контроля
используются для составления очередных
планов.
5.
Чем отличаются социальные
группы от других видов
социальных общностей?
В чем состоит отличие
групп в организации
от других социальных
групп?
Социальная группа - это объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Члены группы обладают некоторыми общими ценностями и отделены от других общностей на основе принципов обособления.
Существует достаточно большое количество определений социальных групп. Группы определяются по ощущению принадлежности к ним индивидов, по единству выполняемых групповых функций и т.д. Но эти определения маловероятно могут раскрыть сущность социальных групп. В общем виде социальную группу можно охарактеризовать как совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. В этом определении отражены два существенных условия, при реализации которых совокупность индивидов может считаться социальной труппой в организации:
1) наличие устойчивых взаимодействий между членами группы;
2) наличие разделяемых
ожиданий каждого члена труппы
относительно других членов
Вместе с тем социальным группам в организациях присущ ряд специфических признаков, к которым относятся:
-четко определенное членство в группе, ощущение принадлежности и границ группы и ее места в организации;
-групповое сознание, которое касается, прежде всего, признания правильности и уместности социальных норм, характерных только для данной группы, а также связи этих норм с нормами культуры организации;