Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:10, контрольная работа
Фирма осуществляет любые виды предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли (предпринимательского дохода). Содержание менеджмента состоит в достижении фирмой определенных результатов в ходе предпринимательской деятельности.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕНЕДЖМЕНТ»
СТУДЕНТА _________________
III курса, гр. 928
шифр 1192803
СТ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ _________________ Будурян Т.А.
2012 год
Содержание понятия «менеджмент» можно рассматривать как организацию управления фирмой и как процесс принятия управленческих решений.
1 Менеджмент как организация управления фирмой. Фирма осуществляет любые виды предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли (предпринимательского дохода). Содержание менеджмента состоит в достижении фирмой определенных результатов в ходе предпринимательской деятельности.
Цели фирмы предполагают преобразование ресурсов (капитала, материалов, технологии, информации, трудовых ресурсов) для достижения конечных результатов. Для их реализации необходимо осуществление различных видов деятельности – функций.
В зависимости от конкретных функций фирма делится на подразделения, выполняющие возложенные на них задачи по реализации специфических целей. Подразделения (отделы, службы, отделения) представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели. Здесь речь идет об управлении фирмой (организацией).
Такое содержание понятия «менеджмент» соответствует нашему понятию внутрифирменного управления.
Менеджмент как аппарат управления. Обычно под аппаратом управления понимается состав подразделений, в рамках которых проводятся сознательно координируемые мероприятия, направленные на достижение общих целей.
Под аппаратом управления часто понимают также руководство, которое представляет фирму и действует от ее имени.
Менеджмент как различные уровни аппарата управления. Крупная фирма обычно имеет в своем аппарате три уровня, каждый из которых в названии на английском языке содержит слово «менеджмент»:
Top management – высшее звено управления, высшее руководство;
Middle management – среднее звено управления;
Lower management – низовое звено управления.
Менеджмент как управление персоналом. Менеджмент понимается как организация работы людей, сотрудников, коллектива для достижения намеченной цели наиболее рациональным способом. Предполагается, что управление персоналом необходимо строить с таким расчетом, чтобы оно соответствовало потребностям сотрудников и позволило активизировать работу, повышать производительность труда и, следовательно, эффективность производства.
Менеджмент как система управления. Здесь первостепенное значение имеют взаимные связи между подразделениями фирмы, рассматриваемые как единое целое.
Система управления должна располагать материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами, обеспечивающими реализацию управленческих воздействий. Управленческие воздействия поступают в исполнительные органы как изнутри управляемого объекта, так и извне, т.е. из внешней среды. Наличие информации о внешней среде и выводы о ее влиянии на систему управления повышают эффективность системы, поскольку позволяют своевременно вносить коррективы в процессе управления и приспосабливаться к изменениям внешней среды – рыночных условий и системы их регулирования.
Основной оценкой
Менеджмент как управление любой организацией. Сюда относятся государственные учреждения, армия, церковь, непредпринимательские корпорации, т.е. организации независимо от целей их деятельности. В США непредпринимательские корпорации отвечают по своим обязательствам своим капиталом, однако цель их деятельности состоит не в получении прибыли, а в выполнении конкретных функций (например, школы, больницы, библиотеки). Государственные и публичные организации используют принципы и методы менеджмента, хотя многие специалисты руководство такими организациями к менеджменту не относят.
2 Менеджмент как
процесс принятия
Управленческие решения принимаются на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Принятое управленческое решение конкретизируется для исполнителей и контроля за выполнением. Иначе говоря, управленческое решение должно содержать ответ на вопрос: как реализовать принятое решение и как проконтролировать его выполнение.
Принятие решения – прерогатива менеджеров всех уровней, имеющих соответствующие полномочия. Менеджер рассматривает принимаемое решение с точки зрения лиц, отвечающих за доведение решений до исполнителей, и лиц, обеспечивающих контроль исполнения. Это заставляет менеджера не только выбирать меры воздействия средства контроля , но и рассматривать варианты решений в отношении их практической осуществимости в данной конкретной обстановке.
Анализ информации и принятие на ее основе управленческих решений составляют технологию менеджмента. Иерархия в системе управления решает проблемы передачи ответственности на более низкие уровни управления, централизации и децентрализации процесса принятия решений и самой организации управления.
Процесс функционирования системы управления включает работу по ее совершенствованию и рационализации, поскольку современный менеджмент основан на рациональных способах принятия решений.
Каждый аспект подхода к менеджменту как к системе управления требует ее изучения в статике и динамике; в рамках глобальной деятельности; на текущий момент и на перспективу. А это отражается на формулировке целей, методах воздействия для их достижения, на организационной структуре управления, на функционировании фирмы как управляемого объекта.
Объективной основой использования
этих методов управления выступают
организационные отношения, составляющие
часть механизма управления. Поскольку
через их посредство реализуется одна
из важнейших функций управления – функция
организации, задача организационно-
Подход, согласно которому сфера
воздействия экономических
Организационно-
В рамках организации возможны
три формы проявления организационно-
1) обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);
2) согласительные (консультация, компромисс);
3) рекомендации, положения
(совет, разъяснение,
Как правило, это прямые задания
и распоряжения вышестоящих органов
управления (волевое воздействие руководителя
на подчиненных), которые направлены на
соблюдение законов и постановлений, приказов
и распоряжений руководителей в целях
оптимизации производственных процессов.
Организационно-
В общем виде система организационно-
Организационное воздействие на структуру управления осуществляется в большинстве случаев путем организационного регламентирования, нормирования, организационно-методического инструктирования и проектирования.
Наибольший интерес для нас представляет организационное воздействие руководителя на процесс управления (2-й элемент). По сути это методы распорядительного влияния руководителя на коллектив в целом и личность в частности. Необходимость в таком распорядительстве возникает в связи с отклонениями в системе управления от ранее заданных или желаемых режимов работы, неизбежно возникающими под воздействием как субъективных, так и объективных факторов.
В зависимости от функционирующих в коллективе методов руководства формируется соответствующая им система подчинения. Понятно, что в процессе управленческой деятельности происходит подчинение одной воли другой. Однако формы такого подчинения должны носить самый благожелательный характер, способствовать прогрессу в коллективе и не вызывать нежелательных эмоций типа унижения, неловкости, досады, раздражения, а иногда и стрессов, что исключает всякое взаимопонимание между управляющей и управляемой системами.
В практике управленческой деятельности административное воздействие связано, как правило, с тремя типами подчинения:
1) вынужденное и внешне
навязанное. Оно сопровождается
неприятным чувством
2) пассивное. Для него характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений;
3) осознанное, внутренне обоснованное.
В целом организационно-
Анализ содержания управления
организацией показал, что, в сущности,
вся система пронизана организационно-
В организации эти методы служат средством прямого воздействия на процесс производства и труд работников, что позволяет координировать выполнение ими отдельных функций или решение общей задачи. это создает благоприятные условия для существования и развития управляемой системы, оказывает целенаправленное воздействие на объект управления. К характерным особенностям прямого воздействия относится непосредственная связь руководителя и подчиненного. Однако в целом прямые воздействия в конечном счете ведут к усилению пассивности подчиненных, а иногда и к скрытому неповиновению. Поэтому наиболее эффективны косвенные методы воздействия, которые осуществляются посредством постановки задачи и создания стимулирующих условий.