Контрольная работа по "Основам менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 20:34, контрольная работа

Описание

Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.
I период - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

Содержание

1. Дайте характеристику и выделите отличительные особенности (древнего), второго (индустриального) и третьего периодов развития менеджмента…………...3
31. Приведите сущность и содержание планирования потребности в кадрах…........6
Контрольное задание………………………………………………………………......10
Литература……………………………………………………………………………...17

Работа состоит из  1 файл

Буйневич Г.Э. КР №1.doc

— 270.00 Кб (Скачать документ)

Учреждение  образования

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

 

 

Факультет дистанционного образования

 

Специальность: маркетинг

 

 

 

 

 

Контрольная работа

ПО КУРСУ «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА» № 1

Вариант № 1

 

 

 

 

 

Буйневич Галина Эдуардовна

Группа № 002222

Зачётная книжка 002222-01

 

 

 

 

Минск 2012

 

Содержание

 

1. Дайте характеристику  и выделите отличительные особенности  (древнего), второго (индустриального)  и третьего периодов развития  менеджмента…………...3

31. Приведите сущность  и содержание планирования потребности в кадрах…........6

Контрольное задание………………………………………………………………......10

Литература……………………………………………………………………………...17

 

1. Дайте характеристику и выделите  отличительные особенности (древнего), второго (индустриального) и третьего  периодов развития менеджмента.

 

Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов

I период - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и  организации совместного труда  существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Примерно в 9-7 тысячелетии до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов - их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.

В Древнем Египте был  накоплен богатый опыт управления государственным  хозяйством. В этот период (3000 - 2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно раз 747c22ih витый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).

Одним из первых, кто дал  характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Платой (428-348 гг. до н.э.) дал  классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.

Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.

Приведенные материалы  не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют  процесс накопления знаний в области  управления, однако данный обзор позволяет  в какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки - менеджмента.

II период - индустриальный период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежите. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

Первый переворот в  теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект "аналитической машины" – прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.

III период - период систематизации (1856-1960). Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.

В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников - обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры.

 

31. Приведите сущность  и содержание планирования потребности в кадрах.

 

Одной из основных задач кадрового  планирования является определение  потребностей в персонале. Под потребностью предприятия в персонале понимается необходимый количественный и качественный состав, определяемый в соответствии с выбранной стратегией развития компании. Данное планирование осуществляется с целью определения численности работников по категориям кадров, которые задействованы для выполнения конкретных заданий. При этом указывается их профессиональный состав, утверждаются штаты.

Как видно из сказанного, следует различать качественную и количественную потребность в кадрах. Оба эти вида потребности в практике планирования численности рассчитывают в единстве и взаимосвязи.

Качественная потребность, т.е. потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу, рассчитывается исходя из:

  • профессионально-квалификационного деления работ, зафиксированных в производственно-технологической документации на рабочий процесс;
  • требований к должностям и рабочим местам, закрепленным в должностных инструкциях или описаниях рабочих мест;
  • штатного расписания организации и ее подразделений, где фиксируется состав должностей;
  • документации, регламентирующей различные организационно-управленческие процессы с выделением требований по профессионально-квалификационному составу исполнителей.

Расчет качественной потребности  по профессиям, специальностям и т.п. сопровождается одновременным расчетом количества кадров по каждому критерию качественной потребности. Общая потребность в кадрах находится суммированием количественной потребности по отдельным качественным критериям.

Качественная потребность в  специалистах и руководителях может  быть определена путем последовательной разработки следующих организационных  документов:

  • системы целей как основы структуры управления;
  • общей организационной структуры, а также организационных структур подразделений;
  • штатного расписания;
  • должностных инструкций (описаний рабочих мест) специалистов и руководителей. Этот вид документа может использоваться как основа расчета трудоемкости выполнения должностных функций.

Типовая должностная  инструкция должна иметь следующие  разделы:

  • характеристика организационного статуса должности (рабочего мета) – место в иерархической системе организации или подразделения, группа платы труда и т.п.;
  • содержание выполняемых задач – регулярно повторяемые задачи, случайным образом возникающие задачи, основные предписания по выполнению задач;
  • описание рабочих требований к исполнителю – знания, опыт, способности, черты характера, необходимые по специфике рабочего места, организаторские способности, качества руководителя и т.п.;
  • права, ответственность, взаимосвязи рабочего места – отдаваемые и поручаемые указания, входная и выходная информация (и формы ее представления), характер участия в процессе принятия решений, структурные взаимосвязи с другими рабочими местами и подразделениями.

Задача определения  количественной потребности в кадрах сводится как к выбору метода расчета численности сотрудников, так и к установлению исходных данных для расчета и непосредственному расчету необходимой численности работников на определенный времен период.

Планирование потребностей фирмы  в персонале, необходимом для выполнения плана производства и реализации продукции, осуществляется в плане по труду и кадрам (рис. 1).

Целью разработки плана по труду  и кадрам является определение рациональной (экономически обоснованной) потребности  фирмы в кадрах и обеспечение эффективного его использования в планируемом периоде времени.

 

 

К числу основных задач, которые  решаются в процессе планирования труда, относятся следующие:

  • создание здорового и работоспособного трудового коллектива, способного выполнить намеченные тактическим планом цели;
  • формирование оптимальной половозрастной и квалификационной структуры трудового коллектива фирмы;
  • подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров фирмы;
  • совершенствование организации труда;
  • стимулирование;
  • создание благоприятных условий труда и отдыха для кадров;
  • повышение производительности и качества труда;
  • обеспечение оптимального соотношения между численностью кадров, заработной платой и производительностью труда в планируемом периоде;
  • ротация кадров (приём, увольнение, перевод на другую работу);
  • оптимизация средств на содержание кадров и т.д.

Процесс планирования труда  является составной частью тактического планирования. Однако если планирование материально-вещественных факторов производства не представляет собой трудности, то планирование кадров является наиболее сложным. Это обусловлено тем, что каждый член трудового коллектива фирмы имеет свои потенциальные трудовые возможности, черты характера и в этом отношении он неповторим. Следовательно, трудовой коллектив как объект тактического планирования не представляет собой сумму работников фирмы, а характеризуется синергетическим эффектом, оценить который чрезвычайно сложно.

 

Контрольное задание №1. Экономичность управления предприятием

 

1. В соответствии с вариантом определить показатели, характеризующие экономичность управления предприятия.

2. Провести сравнительный  анализ экономичности управления  по предприятиям и показать  предприятие, имеющее наилучшие  показатели экономичности управления.

3. Составить схему организационной структуры предприятия, имеющего наиболее высокий показатель экономичности управления.

Исходные данные приведены  в табл. 1,2,3,4.

 

Таблица 1.

Вариант

Количество структурных  подразделений

Нормативное

Фактическое

1

1

А

30

43

Б

28

26

В

32

44

Г

24

20


 

Таблица 2

Вариант

Численность работников, чел.

Нормативная

Фактическая

1

1

А

210

265

Б

129

142

В

250

280

Г

117

100


 

Таблица 3

Вариант

Среднегодовая численность, для

Рабочих

Управленческого персонала

1

1

А

2200

265

Б

1640

142

В

2500

280

Г

1500

100

Информация о работе Контрольная работа по "Основам менеджмента"