Контрольная работа по Основам теории управления студентки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 09:37, доклад

Описание

Последнее десятилетие XX века было для России весьма трагичным. Системный кризис поразил все сферы жизнедеятельности российского общества. Одна из главных причин кризиса - развал системы государственного и производственного управления. Потеря управляемости экономики обернулась глубоким спадом производства, деловой активности и жизненного уровня населения.

Содержание

Введение 3
Основные категории теории управления 7
Заключение 11
Список литературы 14

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 27.61 Кб (Скачать документ)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»(РГГУ)

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

Волкова Татьяна Игоревна

Основные категории  теории управления

Контрольная работа по Основам теории управления студентки

1-го курса заочной формы обучения

 

 

Руководитель

Чернов Виталий  Вениаминович

(ученая степень, ученое  звание)


 

Москва 2011

Оглавление

  1. Введение        3
  2. Основные категории теории управления   7
  3. Заключение       11
  4. Список литературы      14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Последнее десятилетие XX века было для России весьма трагичным. Системный  кризис поразил все сферы жизнедеятельности  российского общества. Одна из главных  причин кризиса - развал системы государственного и производственного управления. Потеря управляемости экономики  обернулась глубоким спадом производства, деловой активности и жизненного уровня населения.

Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства  в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования  производства административными методами, интенсификацию производства. Современное  управление должно способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений  в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.

Управление есть элемент  и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание  режима деятельности, реализацию программы  и цели деятельности.

Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в  новое более жизненное состояние  организации путем разработки и  реализации целенаправленных воздействий.

Выработка управляющих воздействий  включает в себя сбор, передачу и  обработку необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий.

Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления, направленное на достижение цели управления. Следовательно, результатом управляющего является управленческое решение, в  основе которого лежит цель (целеполагание).

Если управление - это воздействие, значит существуют:

  • среда (система управления);
  • средства (механизм управления);
  • действия (процесс управления).

Понятие "управление" и "менеджмент" часто употребляются  как синонимы, в то же время между  ними имеются различия. Рассмотрим, в чем состоят эти различия.

"Менеджмент" - английское слово, в переводе оно означает "управление". Тем не менее в русском языке слова "управление" и "менеджмент" употребляются в разных контекстах. Обычно мы не говорим: "Я осуществляю менеджмент автомобиля". Мы говорим: "Я управляю автомобилем". Мы не говорим: "Они осуществляют менеджмент выплавки стали". Мы говорим: "Они управляют выплавкой стали".

Слово "менеджмент" обычно употребляется по отношению к  людям, коллективам и организациям: менеджмент означает управление этой организацией. Менеджмент можно рассматривать  как в формальных (законодательно закрепленных), так и в неформальных организациях.

В соответствии с установившейся традицией мировой литературы в  области управления, менеджменту  дается широкая трактовка в фундаментальном  Оксфордском словаре английского  языка.

Менеджмент - это:

  • способ, манера общения с людьми;
  • власть и искусство управления;
  • особого рода умелость и административные навыки, которым обычно обучают;
  • орган управления - административная единица, без которой не может существовать ни одна организация.

Главная задача людей в  аппарате управления - это эффективное  использование и координация  всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей.

В словаре иностранных  языков менеджмент переводится на русский  язык как управление производством  и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, с целью повышения его эффективности  и прибыльности.

Менеджмент можно понимать как интеграционный процесс, поскольку  менеджмент призван рассматривать  разнообразные задачи, необходимость  решения которых в совокупности обеспечивает достижение поставленных целей.

Кроме того, менеджмент –

  • это умение использовать опыт, навыки, знания, интеллект для достижения целей;
  • это область человеческого знания, способствующая приобретению навыков управления;
  • это подготовка определенной категории людей для выполнения работ по управлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные  категории теории управления

Теория управления — наука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами. Основами теории управления являются кибернетика и теория информации. Суть теории управления: на основе системного анализа составляется математическая модель объекта управления (ОУ), после чего синтезируется алгоритм управления (АУ) для получения желаемых характеристик протекания процесса или целей управления.

Данная область знаний хорошо развита и находит широкое  применение в современной технике. В социально-экономических системах теория управления посвящена приемам  и методам анализа, прогноза и  возможностям регулирования деятельности различных общностей людей (мирового сообщества, региональных объединений, наций, общественно-хозяйственных групп). Теория управления, как любая наука, имеет свою методологию и методическое обеспечение. Однако в области естествознания и техники теория управления имеет  гораздо больше успехов, чем в  социально-экономической сфере, где, очевидно, действует ограничение, вытекающее из принципа — «система не может  объяснить саму себя».

Теорию управления (менеджмента) принято рассматривать как комплексную  науку или научное направление, опирающееся на многие теоретические  и прикладные знания. Это объясняется  ограниченностью проблемы управления и многоаспектностью управленческой деятельности, основанной на сознательном использовании экономических, естественно-технических  организационных, социально-психологических законов и закономерностей, присущих объекту управления. Теория управления, очевидно должна быть ориентирована на решение практических задач.

Любая научная теория исследует  определенную предметную область. Под которой обычно понимается множество всех предметов, свойства которых и отношения между которыми рассматриваются в данной теории. Предметную область теории тления производством как комплексной науки можно опре­ть, рассматривая управление как всеобщий вид человеческой деятельности во всех сферах общества и как конкретный производительный труд, возникший вместе с кооперацией труда и являющийся частью этого коллективного труда. Элементами управления как всеобщего вида человеческой дельности являются цель управления и способ достижения и, объект и субъект управления, взаимодействующие в определённой окружающей среде.

Предметная область теории управления в широком аспекте  охватывает социально-экономические, социально-психологические и организационно-технические  категории, отражающие свойства субъекта и объекта управления и отношения  между ними. Система отношений  конкретизируется в виде вертикальной иерархии и горизонтальной сети. Данные категории —предмет исследования многих научных дисциплин; задача теории управления как комплексной науки — интеграция знаний, относящихся к управлению, с целью выработки научных принципов и методов эффективного управления.

Предметом рассмотрения теории управления являются управленческие (организационно-управленческие, организационно экономические) отношения, реализующиеся как информационные связи при организации производства и управлении им Организационно-экономические (и их часть — управленческие) отношения отражают единство объективного и субъективного. И поскольку  управление — производительный труд, постольку эти отношения относятся  к производственным. Таким образом, отношения управления изучаются и в экономике (как производственные), и в социальной психологии (как проявление сознания человека).

Процесс управления включает сбор, переработку и передач; информации (предмет управленческого труда), используемой для выработки решений (продукт управленческого труда). Средства труда в управленческой деятельности — методы и средств; обработки и анализа информации и принятия на этой основе конкретных решений.

Содержание управленческого  труда раскрывается в процессе управления, состоящем из цикличного повторения функций управления или конкретных видов управленческих работ, выполняемых  во всех видах деятельности: научно-технической, технологической, учетной, финансовой и др.

Практически ценное в подходе  к управлению как к процесс (кибернетический  подход) заключается в том, что  им можно управлять даже при неполном знании объекта управления, можно  формализовать процесс управления, а следовательно, и автоматизировать его с учетом социально-экономической целесообразности. Однако кибернетика изучает общие закономерности процесса управления преимущественно с количественной стороны, безотносительно к качественной сущности и содержа­нию управления. Следует также учитывать, что лишь незначительную часть управленческих функций можно полностью пере дать ЭВМ. При этом не только окончательное решение, но и объединение отдельных автоматизированных элементов в сие тему для принятия управленческого решения остается за чело веком. Принятие решений — важная часть и теории менеджмента, и практической управленческой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Деятельность любой организации, как в период кризиса, так и  после него требует управления, без  которого неосуществимо не только ее действенное функционирование и  развитие, но и само существование.

Более того, управление организацией обусловливает отношение к ней  со стороны других организаций и  воздействует на их ответные управленческие решения.

Любая организация реализует  три процесса: получает ресурсы из внешнего окружения, осуществляет изготовление продукта и передает продукт во внешнюю  среду. Для успешного существования  организации необходимо поддерживать определенный баланс между этими  тремя процессами. Ключевая роль в  поддержании этого баланса принадлежит  управлению.

Во внутриорганизационной  жизни управление призвано создавать  и управлять функциональными  процессами, протекающими в организации. Это создание структуры организации, осуществление управления внутриорганизационными процессами, формирование и управление использованием технологической подсистемы организации, управление кадровой работой, формирование и развитие организационной  культуры, управление производством, маркетингом  и финансами организации, а также  осуществление анализа и учета  проведенной работы.

Ключевую позицию в  управлении организацией занимают менеджеры. Они выполняют три роли: осуществляют принятые решения; собирают и распространяют информацию о внутренней и внешней среде; формируют отношения внутри и вне организации, мотивируют людей, координируют их усилия и выступают в качестве представителей организации.С теоретической точки зрения, управление следует рассматривать как особый тип взаимодействия двух или нескольких субъектов, в процессе которого осуществляется фиксация целей действия, мотивирование на осуществление действий для достижения целей и, наконец, координация действий в процессе достижения целей. Управленческое взаимодействие реализуется в виде управленческой связи, которая базируется на отношениях управления.

Система управления может  быть рассмотрена как совокупность нескольких подсистем. Структурно-функциональная подсистема является остовом, на котором  держится организация и управление ею. Информационно-поведенческая подсистема отражает управленческую идеологию  и систему ценностей, разделяемых  в организации, интересы и поведенческие  нормы управленцев, а также характер и глубину информирования и информационного  обеспечения в системе управления.

Информация о работе Контрольная работа по Основам теории управления студентки