Контрольная работа по "Публичному администрированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 01:06, контрольная работа

Описание

Сегодня во всем мире признано, что информация является важнейшим средством организации и регулирования частной и общественной жизнедеятельности, одной из форм закрепления и распространения имеющихся и приобретаемых знаний, действенным инструментом и "материей" управления. Движение к "информационному обществу" еще более усиливает роль информации в решении любых человеческих проблем.

Содержание

I. Информация и ее роль в государственном управлении
II. Государственное управление в сфере образования
1. Организационно-правовые основы и система образования
2. Система и полномочия органов управления образованием
3. Компетенция местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления в области образования
4. Управление образовательными заведениями
5. Государственный контроль за деятельностью образовательных заведений

Работа состоит из  1 файл

Публичное администрирование.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)

I. Информация и ее роль в государственном управлении

 

Сегодня во всем мире признано, что  информация является важнейшим средством  организации и регулирования  частной и общественной жизнедеятельности, одной из форм закрепления и распространения  имеющихся и приобретаемых знаний, действенным инструментом и "материей" управления. Движение к "информационному обществу" еще более усиливает роль информации в решении любых человеческих проблем.

В таких условиях получение новой  информации, хранение и поиск уже  созданной, адекватное понимание и актуальное использование информации становятся очень трудным делом, требующим времени, сил и средств, создания специальных структур (систем), применения новейшей техники и технологии. Работа с информацией превращается в обширное и массовое занятие людей, а сама информация выступает основным источником интенсификации и гармонизации общественного развития. Перед обществом стоит проблема овладения информацией, ее организации, каналов движения, способов осмысления и оценки, механизмов эффективного использования на практике. Если здесь не будут предприняты упорядочивающие меры, то общество может "утонуть" в информации, остаться только с ее "шумами", которыми и так уже переполнено так называемое информационное поле. Проявляется парадокс: обилие информации создает информационные иллюзии и лишает людей информации, достоверной и реально нужной им.

Разумеется, что информация как  совокупность каких-либо сведений, данных, фактов, характеристик о соответствующих  предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму, составляет основу государственного управления. По существу, все управленческие процессы — это не что иное, как поиск, фиксация, анализ, оценка, закрепление, распространение социальной информации, т.е. той информации, которая связана с отражением, познанием и преобразованием различных форм жизнедеятельности людей. Но, и это самое важное, в управлении вообще и в государственном управлении в частности происходит взаимодействие не со всей информацией, а только с той, которая непосредственно необходима для формирования и реализации государственно-управляющих воздействий. Речь идет об управленческой информации.

Управленческая информация — это  часть социальной информации, которая выделена из ее общего массива по критериям пригодности к обслуживанию государственно-правовых процессов формирования и реализации управляющих воздействий. Она своими "корнями" проникает в социальную информацию, однако выбирает оттуда только то, что отражает управленческие потребности, интересы и цели людей, их совокупную властную волю, конкретные механизмы и способы организации и регулирования их сознания, поведения и деятельности.

Такая информация должна быть ориентирована, по крайней мере, по следующим направлениям: во-первых, по месту и роли государства в системе частной и общественной жизнедеятельности людей и, соответственно, по компетенции конкретных государственных органов (объем и содержание управленческой информации призваны коррегироваться с компетенцией государственных органов); во-вторых, по характеру и иерархии законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих обязательной реализации в управленческих процессах (государственное управление во многом существует для исполнения законов, и ему нужна информация, раскрывающая состояние данных отношений); в-третьих, по свойствам, формам и закономерностям управляемых объектов, которые дифференцируют и конкретизируют управляющие воздействия различных государственных органов, а также формируют специфические виды правоотношений.

В практике государственных органов  об этом часто забывают и вводят в управленческую информацию много  политики, идеологии, пропаганды, различных  концепций и программ, обещаний и  прогнозов. Порой простые управленческие требования так растворяются в массе слов, что их трудно обнаружить и уж, тем более, практически реализовать. Не всегда подобное происходит по злому умыслу, есть причины, это объясняющие, к примеру политизация управления, но в любом случае ненужные информационные "шумы" усложняют государственное управление. Поэтому рациональность и эффективность последнего напрямую обусловливаются качеством той информации, которая обозначается термином "управленческая информация".

Можно выделить следующие источники, объективно порождающие управленческую информацию:

а) нормы законодательных  и иных актов, управомочивающие государственные  органы и государственных служащих на принятие определенных управленческих решений или совершение управленческих действий в обозначенном времени и направлении (решения и действия по исполнению законов и иных нормативных актов); б) обращения граждан в государственные органы по реализации своих законных интересов и субъективных прав (обслуживание и защита прав и свобод граждан); в) обязательные указания вышестоящих государственных органов, подлежащие исполнению нижестоящими и обеспечивающие реальность государственного управления (директивная управленческая информация); г) факты, отношения, выявляемые в процессах контроля, которые отражают состояние управляемых объектов, а также уровень функционирования управляющих компонентов (управленческая информация об обратных связях в процессах государственного управления); д) проблемные, конфликтные, экстремальные и иные сложные ситуации, нуждающиеся в оперативном и активном сильном вмешательстве государственных органов и должностных лиц (управленческая информация о кризисных состояниях общественных процессов).

О последних источниках надо сказать  подробнее, поскольку они предполагают выработку заранее соответствующих алгоритмов управленческих действий. Хотя такие ситуации неповторимы, все равно по каждой из них должны быть продуманы и отрепетированы модели быстрого и энергичного поведения конкретных государственных структур и должностных лиц.

Проблемная ситуация возникает тогда, когда обнаруживаются серьезные отклонения от заданных параметров деятельности управляемых объектов или подчиненных управляющих компонентов, появляются сомнения в возможностях достижения поставленных целей, особенно если речь идет о взаимосвязанной, кооперированной деятельности множества людей, становится явной необходимость в изменении заданных целей и параметров деятельности. Эта ситуация порождается диалектикой жизни, извечной несогласованностью между стабильностью и изменчивостью, старым и новым. В информационном отношении проблемная ситуация опирается (должна опираться) на первичные, фактологические сведения и данные, ибо каждый уровень обработки (передачи) ее преломляет, изменяет, интерпретирует, в результате чего в момент принятия необходимого решения она во многих случаях воспринимается иначе, чем есть на самом деле. Отсюда "оттяжки" и некорректности в разрешении проблем.

Конфликтная ситуация, состоящая в  возникновении противоречий, неразрешимых самостоятельно участниками управленческих и иных отношений, предполагает поиск специальной информации и использование в этих целях специальных форм и методов. Такая информация призвана обеспечивать объективный подход к выявлению, анализу и оценке причин конфликта, независимые экспертные заключения, достоверное знание позиций и мнений конфликтующих сторон, обоснованное привлечение действующих правовых норм. Самыми важными при разрешении конфликтных ситуаций являются устранение причин противоречий, разногласий, столкновений, введение их в русло позитивных, компромиссных взаимоотношений, создание гарантий преодоления конфликта и недопущения его в будущем.

В экстремальной (чрезвычайной) ситуации, создаваемой, как правило, стихийными бедствиями, авариями, массовыми беспорядками, организованной преступностью, государственные органы, должностные лица должны действовать в условиях обрывочной, частичной информации и высокой динамики происходящих процессов. Но и здесь следует стремиться к получению возможно большего объема достоверной первичной информации, собранной, так сказать, по "горячим" следам, тогда и решения, и действия будут более точными и адекватными ситуации.

Все источники управленческой информации имеют важное значение для надлежащего  государственного управления. В каждом государственном органе и по каждой государственной должности информацию, идущую сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали (координирующую), целесообразно связывать в "тугой узел", обеспечивающий реализацию соответствующих полномочий.

В то же время вся управленческая информация, из каких бы источников она ни шла и кто бы ни выступал ее носителем, непременно должна соответствовать требованиям актуальности, достоверности, достаточности, доступности и аутентичности.

Актуальность означает, что собранная  информация является свежей, отличается оперативностью сбора и передачи, новизной, соответствует задачам сегодняшнего дня и может способствовать их решению. Часто именно актуальность обусловливает возможности информации.

Достоверность информации определяется ее способностью схватывать и отражать факты, события и особенно их причины и взаимосвязи. Ее получение представляет собой очень сложный познавательный и аналитический процессы, требующие привлечения специалистов и использования современных научных процедур.

Достаточность свидетельствует, что информация получена по целому ряду системно увязанных вопросов, глубоко и всесторонне раскрывает исследуемый процесс, особенно его внутренние источники, движущие пружины и внешние детерминанты, характеризует процесс в целом, содержит предпосылки для прогнозирования и моделирования возможных новых состояний данного процесса.

Доступность информации связана с  ее открытостью, гласностью, возможностью ее оперативного получения в нужном объеме. Часто информация имеется, но она закрыта и используется очень узким кругом должностных лиц. В таком случае коэффициент ее полезного действия очень низок.

Аутентичность обусловливает текстуальное и словесное выражение информации в понятной людям форме, соответствие их познаниям в области языка. Засоренность информации различными узкоспециальными терминами или иностранными, к тому же редко употребляемыми, словами усложняет постижение и практическое использование информации.

II. Государственное управление в сфере образования

 

1. Организационно-правовые  основы и система образования

Конституция Украины в ст. 53 закрепляет право граждан Украины на образование. Основанием для реализации этого  права является система образования, которая обеспечивает общеобразовательную  и профессиональную подготовку граждан  Украины, а также профессиональную подготовку иностранных граждан по международным соглашениям или контрактам. В сфере образования решаются две основные задачи: образование и воспитание. Для граждан Украины полное общее среднее образование обязательно.

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность в сфере образования в государстве, является Закон Украины от 23 марта 1996 г. «Об образовании». Он закрепляет доступность и бесплатность дошкольного, полного общего среднего, профессионально-технического, высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях; развитие дошкольного, полного общего среднего, внешкольного, профессионально-технического, высшего и последипломного образования, различных форм обучения. Им же регулируются вопросы предоставления государственных стипендий и льгот ученикам и студентам; социальной защиты воспитанников, учеников, студентов, курсантов, слушателей, стажеров, клинических ординаторов, аспирантов, докторантов и других лиц независимо от форм их обучения и типов заведений, в которых они обучаются; способы содействия получению образования в домашних условиях и т. п. По закону граждане имеют право бесплатно получать высшее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях на конкурсной основе, а гражданам, которые относятся к национальных меньшинствам, государство гарантирует право обучения на родном языке или изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях либо через национальные культурные общества.

 

Государственные стандарты образования разрабатываются отдельно по каждому образовательному и образовательно-квалификационному уровню и утверждаются Кабинетом Министров Украины. Они подлежат пересмотру и переутверждению не реже одного раза в десять лет.

Система образования в Украине состоит из учебных заведений, научных, научно-методических и методических учреждений, научно-производственных предприятий, государственных и местных органов управления образованием и органов самоуправление в области образования.

Структура образования включает в себя: дошкольное образование, общее среднее образование, внешкольное образование, профессионально-техническое образование, высшее образование, последипломное образование, аспирантуру, докторантуру, самообразование.

В Украине предусмотрены такие образовательные уровни: начальное общее образование; базовое общее среднее образование; полное общее среднее образование; профессионально-техническое образование; базовое высшее образование; полное высшее образование и образовательно-квалификационные уровни для специалистов с высшим образованием: квалифицированный работник, младший специалист и бакалавр — квалификационные уровни базового высшего образования; специалист, магистр — полного высшего образования.

Государственная политика в области  образования заключается в том, что Украина признает образование приоритетной сферой социально-экономического, духовного и культурного развития общества. От имени государства политика в области образования в Украине определяется Верховной Радой Украины (в соответствии с Конституцией Украины) и реализуется органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Основными принципами образования  в Украине являются: доступность  для каждого гражданина всех форм и типов образовательных услуг, предоставляемых государством; равенство условий для каждого человека в вопросах полной реализации его способностей, таланта, всестороннего развития; гуманизм, демократизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей; органическая связь с образованием и национальной историей, культурой, традициями; независимость образования от политических партий, общественных и религиозных организаций; научный, светский характер образования; интеграция с наукой и производством; взаимосвязь с образованием других стран; гибкость и прогнозируемость системы образования; единство и преемственность системы образования; непрерывность и разнообразие образования; сочетание государственного управления и общественного самоуправления в образовании.

Информация о работе Контрольная работа по "Публичному администрированию"