Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 01:06, контрольная работа
Сегодня во всем мире признано, что информация является важнейшим средством организации и регулирования частной и общественной жизнедеятельности, одной из форм закрепления и распространения имеющихся и приобретаемых знаний, действенным инструментом и "материей" управления. Движение к "информационному обществу" еще более усиливает роль информации в решении любых человеческих проблем.
I. Информация и ее роль в государственном управлении
II. Государственное управление в сфере образования
1. Организационно-правовые основы и система образования
2. Система и полномочия органов управления образованием
3. Компетенция местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления в области образования
4. Управление образовательными заведениями
5. Государственный контроль за деятельностью образовательных заведений
Язык образования в Украине определяется Конституцией Украины и Законом Украинской ССР от 28 октября 1989 г. «О языках в Украинской ССР», согласно которым учебно-воспитательная работа в образовательных заведениях ведется на украинском языке. В местах компактного проживания национальных меньшинств может использоваться язык национального большинства населения, а в общеобразовательных школах обучение ведется на языке, совместно определенном родителями учеников.
Учебно-воспитательный процесс в учебных заведениях свободен от вмешательства политических партий, общественных и религиозных организаций. Привлечение учеников, студентов к участию в политических акциях и религиозных мероприятиях во время учебно-воспитательного процесса не допускается. Учебные заведения в Украине независимо от форм собственности отделены от церкви (религиозных организаций), имеют светский характер (кроме учебных заведений, основанных религиозными организациями). В тоже время принадлежность лица к какой-либо политической партии, общественной или религиозной организации, которые действуют в соответствии с Конституцией Украины, не является препятствием для его участия в учебно-воспитательном процессе. Ученикам, студентам, работникам образования законодательство разрешает создавать в учебных заведениях первичные ячейки объединений граждан, членами которых они являются.
Ведущая роль в развитии образования
в Украине принадлежит
2. Система и полномочия
органов управления
Управление образованием в Украине осуществляется системой государственных органов и органов местного самоуправления. К органам управления образованием в Украине относятся: Министерство образования и науки Украины; другие министерства и ведомства Украины, которым подчинены учебные заведения; Высшая аттестационная комиссия Украины; министерство образования АРК; местные органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления, а также подчиненные им органы управления образованием.
Центральным отраслевым органом государственного управления в области образования является Министерство образования и науки Украины (далее — Минобразования и науки Украины). Минобразования и науки Украины согласно возложенным на него задачами в сфере прогнозирования и планирования развития образования, разработки организационного и правового механизма его функционирования анализирует состояние образования в государстве, прогнозирует и планирует его дальнейшее развитие с учетом потребностей личности, общества, государства; разрабатывает нормативно-правовую базу функционирования системы образования, осуществляет экспертизу проектов общегосударственных, ведомственных, других решений и программ в части, которая касается образования и науки, готовит проекты законодательных актов и правительственных решений; прогнозирует и упорядочивает структуру сети государственных учебно-воспитательных заведений; разрабатывает предложения относительно перечня специальностей, квалификаций, ученых званий и научных степеней; обеспечивает выполнениє вузами, которые находятся в его управлении, государственного заказа и договоров на подготовку специалистов, научно-педагогических кадров; разрабатывает положения об учебно-воспитательных учреждениях образования. В сфере учебно-воспитательного процесса Минобразования и науки Украины определяет требования к содержанию, уровню и объему социально необходимого государственного минимума образования (устанавливает государственные стандарты знаний по каждому предмету), обеспечивает непрерывность образования, интеграцию обучения с наукой и производством, разрабатывает и утверждает соответствующие типовые учебные планы, программы для учебно-воспитательных заведений; разрабатывает условия приема в государственные учебно-воспитательные заведения; обеспечивает издание соответствующей литературы по вопросам образования и др. Минобразования и науки Украины решает ряд вопросов образовательного характера вместе с Академией педагогических наук Украины, которая занимается координацией и развитием научных исследований по педагогике, внедрением их в практику.
В сфере управления, работы с руководящими
и научно-педагогическими
Для согласованного решения вопросов, которые отнесены к компетенции Минобразования и науки Украины, обсуждения наиболее важных направлений деятельности и развития образования в Миноб-разовании и науки Украины создается соответствующая коллегия.
Для решения практических вопросов обеспечения потребностей системы образования при Минобразования и науки Украины функционируют аккредитационные органы, инспекция, научно-методический совет, Аттестационная коллегия, другие научные и методические подразделения, организации и учреждения, полномочия которых определяются Минобразования и науки Украины.
Акты Минобразования и науки Украины, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для министерств и ведомств, которые имеют подчиненные им учебные заведения, министерства образования АРК, местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления, подчиненных им органов управления образованием, учебных заведений независимо от форм собственности.
Другие министерства и ведомства Украины, которым также подчинены учебные заведения (Министерство культуры и искусств, Министерство здравоохранения, Минюст, МВД, Служба безопасности, прокуратура и др.) осуществляют вместе с Минобразования и науки Украины государственное управление подчиненными им учебными заведениями путем их финансирования, создания материальной базы, назначения на должность руководителей этих заведений, организации подготовки научных и научно-педагогических кадров, обеспечения организационного и методического руководства, осуществляют контрольные функции по вопросам соблюдения требований о качестве образования и др. Акты этих органов, принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления, подчиненных им органов управления образованием, учебных заведений соответствующего профиля независимо от форм собственности.
Высшая аттестационная комиссия Украины (далее — ВАК Украины) в соответствии с Положением о Высшей аттестационной комиссии Украины организует и проводит аттестацию научных и научно-педагогических кадров, руководит работой по присуждению научных степеней, присвоению ученого звания старшего научного сотрудника.
Министерство образования АРК осуществляет полномочия по руководству образованием на подведомственной ему территории, кроме полномочий, отнесенных к компетенции Минобразования и науки Украины, министерств и ведомств, которым подчинены учебные заведения.
3. Компетенция местных
органов государственной
Местные органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления, реализуя государственную политику в области образования, в пределах своей компетенции: устанавливают, не ниже определенных Минобразованием и науки Украины минимальных нормативов, объемы бюджетного финансирования заведений образования, учреждений, организаций системы образования, которые отнесены к коммунальной собственности, и обеспечивают финансирование затрат на их содержание; обеспечивают развитие сети заведений образования, укрепление их материальной базы, хозяйственное обслуживание; осуществляют социальную защиту работников сферы образования, детей, ученической и студенческой молодежи, создают согласно требованиям нормативов материально-технического и финансового обеспечения условия для их воспитания, обучения и работы; организуют учет детей дошкольного и школьного возраста; контролируют соблюдение правил обучения детей в заведениях образования; решают вопросы, связанные с опекой и попечительством несовершеннолетних, оставшихся без родительской заботы, детей — сирот, защитой их прав, предоставлением им материальной и другой помощи; по месту жительства создают надлежащие условия для воспитания детей, молодежи, развития их способностей и удовлетворения их интересов; обеспечивают в сельской местности регулярный и бесплатный подвоз к месту обучения и домой детей дошкольного возраста, учеников и педагогических работников; организуют профессиональную консультацию молодежи и продуктивный труд учащихся; определяют потребности, объемы, а также разрабатывают предложения по государственному заказу на подготовку трудовых кадров для региона.
Для решения этих задач местными органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления создаются соответствующие органы управления образованием — отделы образования и управления образования (на областном уровне), которые действуют на основании законов Украины «Об образовании», «О местном самоуправлении в Украине», «О местных государственных администрациях», положений об отделах и управлениях образования местных органов самоуправления и органов исполнительной власти, которые принимаются на основании типовых положений, других нормативных актов.
В соответствии с Законом «О местном самоуправлении в Украине» органы местного самоуправления: обеспечивают получение несовершеннолетними общего среднего образования, содействуют деятельности дошкольных и внешкольных учебно-воспитательных заведений, детских, молодежных и научно-просветительских организаций; обеспечивают в пределах предоставленных им полномочий доступность и бесплатность образования на соответствующей территории, возможность обучения в школах на государственном и родном языке; организуют учет детей дошкольного и школьного возраста; предоставляют помощь выпускникам школ в трудоустройстве и др. Согласно Положению о порядке создания, реорганизации и ликвидации учебно-воспитательных заведений органы местного самоуправления создают учебные учреждения или выдают разрешения учредителю на создание учебно-воспитательных заведений негосударственной и некоммунальной форм собственности.
Аналогичными полномочиями по Конституции
и законодательству Украины обладают
и местные государственные
4. Управление образовательными заведениями
Непосредственное управление детскими дошкольными заведениями (детскими яслями, детскими садами), школами, внешкольными учебными заведениями осуществляет директор (заведующий), который назначается вышестоящим органом управления образования или органом местного самоуправления. Так, директор средней общеобразовательной школы назначается на должность и освобождается от должности согласно ст. 20 Закона Украины «Об образовании» отделом образования соответствующего исполнительного органа местного самоуправления или местной государственной администрации. Соответствующее образование, стаж работы и наличие организаторских способностей — основные условия назначения на должность руководителя любого образовательного заведения. Руководитель несет персональную ответственность перед государством за организацию и качество учебно-воспитательной работы, укрепление здоровья и физическое развитие учеников и воспитанников, а также за финансово-хозяйственное состояние заведения. В своей деятельности он опирается как на трудовой коллектив, так и на общественные организации, целью которых является предоставление разнообразной помощи учебно-воспитательным заведениям. Полномочия директора (заведующего) регламентируются положениями и уставами учебно-воспитательных заведений.
Для обеспечения коллегиального рассмотрения основных вопросов воспитательной и методической работы в учебном заведении действует педагогический совет, который состоит из учителей и представителей общественности. При школах и дошкольных детских заведениях могут создаваться родительские комитеты из числа родителей учеников и воспитанников. Они призваны оказывать помощь учебно-воспитательному заведению, а также семьям в воспитании детей.
Управление профессионально-
Директор государственного профессионально-технического учебного заведения, действуя в рамках положения или устава о профессионально-учебном заведении, организует учебно-производственный и учебно-воспитательный процесс. Органы управления профессионально-техническим образованием могут делегировать директору государственного профессионально-технического учебного заведения и другие полномочия.
Порядок управления профессионально-техническим учебным заведением другой формы собственности определяет учредитель.
Высшим коллегиальным органом общественного самоуправления профессионально-технического учебного заведения является общее собрание (конференция) коллектива учебного заведения, которое решает в пределах своих полномочий вопросы учебно-производственной, учебно-воспитательной, учебно-методической, экономической и финансово-хозяйственной деятельности учебного заведения, высказывает мнение и дает рекомендации по кандидатурам на должность директора профессионально-технического учебного заведения. Решения общих собраний (конференций) коллектива учебного заведения носят совещательный характер.
Управление высшим учебным заведением
(техникумом, училищем — первый уровень
аккредитации; колледжем — второй уровень;
институтом, консерваторией, академией,
университетом — третий и четвертый уровни)
осуществляет его руководитель (президент,
ректор, директор и т.д.). В соответствии
с Положением о государственном высшем
учебном заведении и уставом высшего учебного
заведения руководитель осуществляет
следующие исключительные функции: самостоятельно
в пределах действующего законодательства
решает вопросы функционирования заведения;
в пределах своих полномочий издает приказы
и распоряжения, обязательные для исполнения
всеми подразделениями заведения (факультетами,
кафедрами, филиалами, отделениями, учебно-консультативными,
научно-исследовательскими подразделениями,
конструкторско-техно-
Информация о работе Контрольная работа по "Публичному администрированию"