Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2011 в 18:18, реферат
Корпоративная культура возникает в любой структурированной группе людей.
В современном бизнесе корпоративная культура выступает важным условием успешной работы фирмы, фундаментом ее динамичного роста, своего рода гарантом стремления к повышению эффективности.
Введение
1. Понятие и принципы корпоративной культуры
2. Формирование корпоративной культуры
3. Структура и содержание корпоративной культуры
4. Влияние корпоративной культуры на эффективность функционирования организации
Заключение
Литература
Москва 2011
Введение
Заключение
Литература
Введение
Термин "корпоративный" возник от латинского "corporatio" - объединение, сообщество.
Динамика роста и переменчивость деловой среды создают для организаций необходимость постоянных коммуникаций с партнерами, потребителями, сотрудниками. Так же рост образованности, квалификации, информированности работников и общественности в целом требует от менеджмента использования более сложных методов управления. Недостаточно управлять поведением людей, чтобы управлять событиями. Необходимо управлять их мыслями, эмоциями, формировать общественное мнение и настроение. Такое управление предполагает установление и ведение целенаправленных систематических коммуникаций с различными группами общественности — с партнерами, с широкой общественностью и средствами массовой информации, с местной общественностью и госструктурами, с финансовой общественностью и прежде всего, с работниками. В работе с работниками возникает потребность в создании единой системы ценностей, норм и правил, то что называется корпоративной культурой, позволяющей достичь максимальной эффективнсти работы, сосредоточиться на достижении целей компании, и самореализоваться самим сотрудникам.
В корне любого здорового и успешного бизнеса лежит здоровая, основанная на общих ценностях, корпоративная культура. Она определяет отношение людей к работе, стиль и эффективность командной работы, удовлетворенность людей работой, отношения в коллективе, отношения с клиентами и партнерами и, в конечном счете, успех или неудачу фирмы.
Очень
часто в основе успехов и неудач
фирмы лежат причины, прямо или
косвенно относящиеся к ее корпоративной
культуре. Стиль руководства, психологический
климат в коллективе, сложившийся
имидж организации - все это не
может не влиять на результаты работы
любого предприятия.
В России понятие «корпоративная культура» до последнего времени практически не использовалось, но это не значит, что в стране нет организаций с развитой корпоративной культурой. Таких предприятий не мало в машиностроении, энергетике, обрабатывающей промышленности и в других ведущих отраслях экономики. Это достаточно крупные организации с длительной историей существования и большой численностью сотрудников. Просто большинство организационных культур исторически носили неявный характер, так как не подчеркивалась их роль и влияние на работу предприятий в целом. В последнее же время, в условиях высококонкурентной и динамичной деловой среды, все чаще стали говорить о важности и необходимости формирования философии фирмы и развития корпоративной культуры.
"Союз
- это сила. А она является результатом
гармонии персонала". Файоль
Корпоративная
культура возникает в любой
В
современном бизнесе
Корпоративная культура - «Философия, определяющая политику организации в отношении служащих и заказчиков» - набор базовых ценностей, убеждений, негласных соглашений и норм, разделяемых всеми членами организации, это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды. Своего рода система общих ценностей и предположений о том, что и как делается в фирме, которая познается по мере того как приходится сталкиваться с внешними и внутренними проблемами. Она помогает предприятию выжить, победить в конкурентной борьбе, завоевать новые рынки и успешно развиваться. Корпоративную культуру определяет формула: общие ценности – взаимовыгодные отношения и сотрудничество – добросовестное организационное поведение. Благодаря сильной корпоративной культуре организация становится подобно большой семье, когда каждый сотрудник предпринимает только те действия, которые наилучшим образом служат ее благу. Полная идентификация сотрудника с компанией означает, что он не только осознает идеалы компании, четко соблюдает правила и нормы поведения в организации, но и внутренне полностью принимает корпоративные ценности. В этом случае культурные ценности организации становятся индивидуальными ценностями сотрудника, занимая прочное место в мотивационной структуре его поведения. Со временем работник продолжает разделять эти ценности уже вне зависимости оттого, находится ли он в рамках данной организации или трудиться в другом месте, более того, такой работник становится мощным источником данных ценностей и идеалов, как в рамках сформировавшей его организации, так и в любой другой компании, фирме и т.п. Как уже отмечалось, помимо ценностей в структуру корпоративной культуры внутри организационные нормы и социальные роли. Под нормами понимаются управляющие поведением сотрудников обобщенные правила, которые приводят к достижению целей организации. Роли определяют вклад каждого в совместную деятельность, в зависимости от занимаемой им формальной или неформальной позиции в организации, а также взаимные ожидания и взаимный контроль сотрудников.
Решающим фактором в становлении корпоративной культуры является философия компании, принципы, которым следует руководство компании. Эти принципы формируются в рекламных материалах, в выступлениях основателей компании, информационных документах, слоганах. Формирование таких принципов преследует цель создать в глазах своих сотрудников и во внешней среде определенный имидж корпорации.
Имидж корпорации - представляет собой два образа, внутренний - в сознании членов корпорации, и внешний - предназначенный для партнеров, конкурентов, финансово-кредитных организаций налоговой службы и т.п.
Внешний облик организации – это ее основная забота, так как от этого во многом зависит успех ее деятельности в конкурентной среде. Этот облик формируется в сознании лиц и организаций под воздействием контактов с компанией, как непосредственно с сотрудниками фирмы, так и в ходе знакомства с рекламой, посещений выставок, презентаций.
Имидж компании может формироваться стихийно и целенаправленно. Часто у руководителей нет на это времени чтобы отслеживать создающийся образ своей компании. Все силы отдаются формированию, главным образом, производственного потенциала предприятия. В таких случаях складывается стихийный имидж, имеющий обычно как положительные, так и отрицательные черты, из-за чего об одной и той же компании можно услышать прямо противоположные мнения. Естественно правильнее начинать работу по формированию имиджа компании одновременно с созданием предприятия.
Таким
образом, работа над имиджем тонкая
и сложная, охватывающая многие процессы
и многих людей, но совершенно необходимая,
если корпорация хочет закрепиться
на рынке и иметь хорошие
Принципы, на которые следует опираться, исследуя и оценивая состояние корпоративной культуры, можно определить следующим образом:
1)
научность, использование
2)
системность в восприятии
3) гуманизм, основывающийся на признании личности наивысшей ценностью, а духовности - целью и средством развития личности и общества;
4) представление корпорации как части общества, как коллективного члена сообщества;
5)
профессионализм,
Основные признаки культурной корпорации:
культурная корпорация - это современная организация по всем факторам культуры (материальным и духовным);
это гармоничная организация, в которой отдельные элементы культуры по уровню своего развития, по направленности, по идеям, целям, задачам, способам достижения целей соответствуют друг другу;
это организация, живущая по закону, а не "по понятиям";
это опирающаяся на современные достижения наук социально-экономическая и техническая система;
это
организация, в которой людей
воспринимают как главную ценность
и, следовательно, организуют взаимодействие
между людьми и группами на психологическом
уровне, поскольку самое ценное в
человеке - его душа (такой взгляд
на работников корпорации, или точка
зрения, или нравственная позиция
руководителя, или подход может быть
назван системным социально-
это
развивающаяся организация, строящая
свои отношения с субъектами внутренней
и внешней среды на основе понимания
их системной сущности и уникальности
и не жалеющая усилий на получение
все новых и новых знаний о
деловых партнерах и
Функции, которые на уровне корпорации выполняет корпоративная культура следующие:
воспроизводство
лучших элементов накопленной
оценочно-нормативная
функция (на основе сравнения реального
поведения человека, группы, корпорации
с нашими нормами культурного
поведения, с идеалами мы говорим
о позитивных и негативных действиях,
гуманных и бесчеловечных, изящных
и грубых, прогрессивных и
отсюда - регламентирующая и регулирующая функция культуры, т.е. применение культуры как индикатора и регулятора поведения;
познавательная функция (например, познание и усвоение корпоративной культуры, осуществляемое на стадии адаптации работника, способствует его включению в жизнь коллектива, в коллективную деятельность, определяет его успешность);
смыслообразующая функция: корпоративная культура влияет на мировоззрение человека, зачастую корпоративные ценности превращаются в ценности личности и коллектива либо вступают с ними в конфликт;
коммуникационная функция - через ценности, принятые в корпорации, нормы поведения и другие элементы культуры обеспечиваются взаимопонимание работников и их взаимодействие;
функция общественной памяти, сохранения и накопления опыта корпорации;
рекреативная
функция - восстановление духовных сил
в процессе восприятия элементов
культурной деятельности корпорации возможно
лишь в случае высокого нравственного
потенциала корпоративной культуры
и причастности работника к ней
и разделения ее ценностей.
Корпоративная культура, как и любая система, имеет свой жизненный цикл.
Зарождение
корпоративной культуры обычно происходит
с возникновением новой хозяйствующей
организации и в определенном
смысле отдельные элементы этой культуры
могут бросить вызов
Стабилизация корпоративной культуры может быть констатирована, когда этой культуры придерживается подавляющее большинство, когда она становится органичной средой существования и развития общества. Причем, речь идет как о бытовом проявлении этой культуры (одежде, досуге и т.п.), так и о духовной составляющей (мировоззрении, предпочтении, мотивах и т.п.).
История корпоративной культуры при переходе на уровень классики. Основные элементы культуры обобщаются, обрастают мифами и легендами. Этот уровень становится плацдармом для дальнейшего развития общества и культуры в широком смысле. То есть культура выходит за рамки собственно корпоративной и становится межкорпоративной культурой, а затем и культурой бизнеса в целом.