Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:56, курсовая работа
В современных экономических сферах корпоративные отношения получили широкое распространение. Вместе с тем в хозяйственной и юридической практике возникают проблемы, обусловленные той причиной, что сущность корпоративных
Введение
1. Теоретические основы изучения корпоративных отношений
1.1. Понятие и сущность корпоративных отношений
1.2.Виды корпоративных отношений
1.3. Признаки корпоративных отношений.
2.Корпоративные отношения в системе гражданского права
2.2. Правовая природа корпоративных отношений
Вывод
Список источников и литературы
Содержание
Введение
1. Теоретические основы
изучения корпоративных
1.1. Понятие и сущность
1.2.Виды корпоративных
1.3. Признаки корпоративных отношений.
2.Корпоративные отношения в системе гражданского права
2.2. Правовая природа
Вывод
Список источников и литературы
Введение
В современных экономических
В этой связи экономисты, социологи,
психологи, юристы анализируют различные
вопросы, такие как корпоративная
собственность, корпоративное управление,
финансовая политика хозяйствующих
субъектов, социальные функции корпораций,
корпоративная культура и этика,
особенности и недостатки правового
регулирования корпоративных
Достижению этой цели и посвящена
настоящая работа. Она "умышленно"
имеет доктринальный аспект, направленный
на выявление экономической
Хочется надеяться, что новое осмысление теории корпоративных отношений будет способствовать становлению критических подходов к сложившимся стереотипам мышления и взглядам на корпоративные отношения, изменению законодательной концепции их гражданско-правового регулирования.
1. Теоретические основы изучения корпоративных отношений
1.1. Понятие и сущность корпоративных отношений
История развития человеческого общества показывает, что исключительно все стадии развития человечества сопровождались преобладанием процессов объединения людей между собой в различные социальные группы по различным признакам (от признаков семейного родства до признаков производственных отношений - собственности, интересов). Развитие общественных производственных отношений привело к появлению разнообразных механизмов и форм подобных объединений. В силу господства природы над человеком люди всегда стремились к объединению - один обособленно живущий человек погибнет, а группа людей, действующая сообща, выживет. Дальнейшее развитие общественных производственных отношений подтвердило необходимость объединения. Таким образом, люди, объединенные общностью целей, интересов и иных факторов, в течение всей истории развития человечества вступали между собой в корпоративные отношения (корпоративный - от лат. "corpore" - связывать, взаимосвязывать, объединять).
Корпоративные отношения на сегодняшний день являются неотъемлемой частью современного общества. Особенно широко и динамично в настоящее время корпоративные отношения развиваются в политической и экономической сферах общества и соответственно регулируются правовыми нормами. В данной работе основное внимание будет уделено вопросам, связанным с правовым регулированием процесса возникновения, деятельности и ликвидации корпоративных отношений, функционирующих в экономике современного российского общества.
В действующем российском
гражданском законодательстве существует
в настоящий момент множество
противоречий и всевозможных коллизий,
казуистических норм, позволяющих неоднозначно
понимать и трактовать акты законодательства
по вопросам некоторых определений,
понятий, сущности корпоративных отношений,
имеющих преимущественно
В общем виде, учитывая преимущественно (но необязательно) экономическую природу корпоративных отношений, наиболее актуальным представляется введение следующих понятий и определений, затрагивающих основные аспекты корпоративного предпринимательства.
Корпоративные отношения - совместное (объединенное, интегрированное, корпоративное), подчиненное одной или нескольким общим целям действие и/или действия, поведение, волеизъявление заинтересованных лиц (участников корпоративных отношений), объединенных (инкорпорированных) между собой совместными (корпоративными) связями (правоотношениями).
Участники корпоративных отношений (далее - участники) - физические лица (группы физических лиц), юридические лица (группы юридических лиц), физические и юридические лица (группы физических и юридических лиц), вступившие между собой в корпоративные отношения (или объединенные между собой корпоративными связями (корпоративным участием)).
Корпоративные связи (корпоративное участие) - механизмы и формы объединения (корпорирования) участников между собой (имущественные связи (правоотношения) и/или неимущественные связи (правоотношения)). Обязательства (например, по кредиту, займу) могут также выступать в качестве корпоративных связей.
Субъект корпоративных отношений - участник корпоративных отношений.
Объект корпоративных отношений - право собственности и/или совместные интересы или волеизъявления. Участники могут объединять свою собственность, свои совместные (взаимные) интересы, совместно свою собственность и/или свои совместные интересы.
Предмет корпоративных отношений - совместная деятельность участников, вступивших между собой в корпоративные отношения.
Организационная
форма корпоративных отношений
Корпоративная группа - несколько участников, вступивших между собой в корпоративные отношения, объединенных между собой корпоративными связями и едиными корпоративными целями совместной деятельности. Корпоративные отношения могут возникать как между отдельными участниками в рамках одной корпоративной группы, так и между совершенно различными корпоративными группами на основе корпоративной системы участия.
Корпоративная система участия - форма корпоративных связей между участниками, в рамках которой участники (группы участников), вступившие в корпоративные отношения, взаимодействуют между собой (может быть как имущественная, так и неимущественная).
Корпоративная организация,
корпоративный хозяйствующий
1.2.Виды корпоративных отношений
Можно выделить следующие виды корпоративных отношений:
в зависимости от целей корпорирования:
- с целью извлечения прибыли
(коммерческие корпоративные
- без цели извлечения прибыли (некоммерческие);
в зависимости от предмета корпорирования:
- финансово-экономические,
- нефинансовые, неимущественные корпоративные отношения (договорные, административно-директивные - личная уния - представительство в высших органах управления, семейные (родственные) корпоративные отношения).
Также можно выделить виды корпоративных отношений в зависимости от характера оформления:
- корпоративные отношения без
официального юридического
- корпоративные отношения с
официальным юридическим
Наиболее актуальным для целей углубленной научной проработки проблемы корпоративных отношений представляется введение классификации корпоративных отношений:
по инициативе участия в корпоративных отношениях:
- на добровольной основе;
- на принудительной основе;
по характеру участия в
- неполное участие (существует
преобладание собственности,
- полное участие (положения
по форме участия в
- с правом голоса (в рамках
своей доли) участников корпоративных
отношений на участие в
- без права голоса участников
корпоративных отношений на
По качественному составу
- корпоративные отношения (
- государственные;
- смешанные (участвуют:
В зависимости от границ взаимодействия участников корпоративные отношения бывают:
- на уровне одной организации;
- на уровне групп организаций.
Иначе говоря, признаками корпоративных отношений являются:
- собственность + собственность;
- совместные интересы + совместные интересы;
- собственность + совместные интересы.
Корпоративные отношения оформляются
в различные организационно-
Первая форма корпоративных отношений (в рамках отдельно взятых коммерческих корпоративных организаций). В соответствии с российским законодательством к корпорации (как организационной форме корпоративных отношений) на уровне отдельно взятой коммерческой организации можно отнести:
- производственный кооператив (ПК) (является юридическим лицом);
- полное товарищество (ПТ) (является юридическим лицом);
- товарищество на вере (ТВ) (является юридическим лицом);
- общество с ограниченной
- общество с дополнительной ответственностью (ОДО) с числом участников - более одного (является юридическим лицом);
- открытое акционерное общество (ОАО) с числом акционеров - более одного (является юридическим лицом);
- закрытое акционерное общество (ЗАО) с числом акционеров - более одного (является юридическим лицом).
Многообразие принципов, методов,
форм формирования и функционирования
современного российского корпоративного
бизнеса позволяет провести условную
классификацию организационно-
По характеру основной деятельности (согласно российскому гражданскому законодательству) организационные формы корпоративных отношений можно разделить на: