Корпоративный отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание

В современных экономических сферах корпоративные отношения получили широкое распространение. Вместе с тем в хозяйственной и юридической практике возникают проблемы, обусловленные той причиной, что сущность корпоративных

Содержание

Введение
1. Теоретические основы изучения корпоративных отношений
1.1. Понятие и сущность корпоративных отношений
1.2.Виды корпоративных отношений
1.3. Признаки корпоративных отношений.
2.Корпоративные отношения в системе гражданского права
2.2. Правовая природа корпоративных отношений
Вывод
Список источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

Корпоративные отношения.docx

— 36.24 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

Введение

1. Теоретические основы  изучения корпоративных отношений

1.1. Понятие и сущность корпоративных  отношений

1.2.Виды корпоративных отношений

1.3. Признаки корпоративных  отношений. 

2.Корпоративные отношения в  системе гражданского права

2.2. Правовая природа корпоративных  отношений

Вывод

Список источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных экономических сферах корпоративные отношения получили широкое распространение. Вместе с  тем в хозяйственной и юридической  практике возникают проблемы, обусловленные  той причиной, что сущность корпоративных  отношений еще недостаточно выяснена.

В этой связи экономисты, социологи, психологи, юристы анализируют различные  вопросы, такие как корпоративная  собственность, корпоративное управление, финансовая политика хозяйствующих  субъектов, социальные функции корпораций, корпоративная культура и этика, особенности и недостатки правового  регулирования корпоративных отношений. Безусловно, их исследования и выводы играют важную роль в уяснении такого сложного и многогранного понятия, как корпоративные отношения. Однако представляется, что назрела необходимость  не просто разрозненного рассмотрения тех или иных проблем в данной сфере, а создания целостной теоретической  концепции корпоративных отношений, их систематизации как с экономических, так и с юридических позиций.

Достижению этой цели и посвящена  настоящая работа. Она "умышленно" имеет доктринальный аспект, направленный на выявление экономической сущности и юридической природы корпоративных  отношений, являющихся "ключом" для  разрешения многих практических проблем.

Хочется надеяться, что новое осмысление теории корпоративных отношений  будет способствовать становлению  критических подходов к сложившимся  стереотипам мышления и взглядам на корпоративные отношения, изменению  законодательной концепции их гражданско-правового  регулирования. 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  основы изучения корпоративных  отношений

1.1. Понятие и сущность корпоративных отношений

  История развития человеческого общества показывает, что исключительно все стадии развития человечества сопровождались преобладанием процессов объединения людей между собой в различные социальные группы по различным признакам (от признаков семейного родства до признаков производственных отношений - собственности, интересов). Развитие общественных производственных отношений привело к появлению разнообразных механизмов и форм подобных объединений. В силу господства природы над человеком люди всегда стремились к объединению - один обособленно живущий человек погибнет, а группа людей, действующая сообща, выживет. Дальнейшее развитие общественных производственных отношений подтвердило необходимость объединения. Таким образом, люди, объединенные общностью целей, интересов и иных факторов, в течение всей истории развития человечества вступали между собой в корпоративные отношения (корпоративный - от лат. "corpore" - связывать, взаимосвязывать, объединять).

Корпоративные отношения  на сегодняшний день являются неотъемлемой частью современного общества. Особенно широко и динамично в настоящее  время корпоративные отношения  развиваются в политической и  экономической сферах общества и  соответственно регулируются правовыми  нормами. В данной работе основное внимание будет уделено вопросам, связанным  с правовым регулированием процесса возникновения, деятельности и ликвидации корпоративных отношений, функционирующих  в экономике современного российского  общества.

В действующем российском гражданском законодательстве существует в настоящий момент множество  противоречий и всевозможных коллизий, казуистических норм, позволяющих неоднозначно понимать и трактовать акты законодательства по вопросам некоторых определений, понятий, сущности корпоративных отношений, имеющих преимущественно западные (латинские) корни в морфологическом  смысле. В научных работах большинство  подобных проблем получило свое толкование и разрешение, но единства и однозначности  по данным вопросам еще не достигнуто. Принимая во внимание особенности современного российского законодательства, такие, как непостоянство, высокая инертность и низкий профессионализм законодателей, возникает необходимость дополнительного уточнения вопросов, касающихся сущности, определений и понятий применительно к термину "корпоративные отношения". Специфика корпоративных отношений выражается также в несоответствии терминологии в экономической и юридической литературе действующей законодательной базе как в Российской Федерации, так и в большинстве зарубежных стран, что дополнительно обусловливает актуальность повторного рассмотрения вопросов, касающихся сущности корпоративных отношений.

В общем виде, учитывая преимущественно (но необязательно) экономическую природу  корпоративных отношений, наиболее актуальным представляется введение следующих  понятий и определений, затрагивающих  основные аспекты корпоративного предпринимательства.

Корпоративные отношения - совместное (объединенное, интегрированное, корпоративное), подчиненное одной или нескольким общим целям действие и/или действия, поведение, волеизъявление заинтересованных лиц (участников корпоративных отношений), объединенных (инкорпорированных) между собой совместными (корпоративными) связями (правоотношениями).

Участники корпоративных  отношений (далее - участники) - физические лица (группы физических лиц), юридические лица (группы юридических лиц), физические и юридические лица (группы физических и юридических лиц), вступившие между собой в корпоративные отношения (или объединенные между собой корпоративными связями (корпоративным участием)).

Корпоративные связи (корпоративное участие) - механизмы и формы объединения (корпорирования) участников между собой (имущественные связи (правоотношения) и/или неимущественные связи (правоотношения)). Обязательства (например, по кредиту, займу) могут также выступать в качестве корпоративных связей.

Субъект корпоративных  отношений - участник корпоративных отношений.

Объект корпоративных  отношений - право собственности и/или совместные интересы или волеизъявления. Участники могут объединять свою собственность, свои совместные (взаимные) интересы, совместно свою собственность и/или свои совместные интересы.

Предмет корпоративных  отношений - совместная деятельность участников, вступивших между собой в корпоративные отношения.

Организационная форма корпоративных отношений - система, включающая в себя участников, вступивших между собой в корпоративные отношения, и корпоративные связи между участниками. Организационная форма корпоративных отношений может иметь либо не иметь правового статуса в системе законодательства. Организационные формы корпоративных отношений, имеющие юридическую основу, традиционно в деловой лексике называются "корпоративные организационно-правовые формы хозяйствования".

Корпоративная группа - несколько участников, вступивших между собой в корпоративные отношения, объединенных между собой корпоративными связями и едиными корпоративными целями совместной деятельности. Корпоративные отношения могут возникать как между отдельными участниками в рамках одной корпоративной группы, так и между совершенно различными корпоративными группами на основе корпоративной системы участия.

Корпоративная система  участия - форма корпоративных связей между участниками, в рамках которой участники (группы участников), вступившие в корпоративные отношения, взаимодействуют между собой (может быть как имущественная, так и неимущественная).

Корпоративная организация, корпоративный хозяйствующий субъект, корпоративная организационно-правовая форма, корпоративная структура - форма существования корпоративных отношений, которая объединяет собой своих участников, вступивших в корпоративные отношения, в определенную систему, организацию, которая может иметь или не иметь юридическое оформление. В связи с этим целесообразно проанализировать сущность следующих понятий: организация непосредственно, структура, организационно-правовая форма, корпорация.

 

1.2.Виды корпоративных отношений

Можно выделить следующие виды корпоративных  отношений:

в зависимости от целей корпорирования:

- с целью извлечения прибыли  (коммерческие корпоративные отношения  или корпоративные отношения  в предпринимательской деятельности);

- без цели извлечения прибыли  (некоммерческие);

в зависимости от предмета корпорирования:

- финансово-экономические, имущественные  корпоративные отношения (корпорирование собственности, корпоративные отношения, базирующиеся на основе имущественных связей, - система участия - владение долями (акциями) в уставном капитале);

- нефинансовые, неимущественные корпоративные  отношения (договорные, административно-директивные - личная уния - представительство в высших органах управления, семейные (родственные) корпоративные отношения).

Также можно выделить виды корпоративных  отношений в зависимости от характера  оформления:

- корпоративные отношения без  официального юридического оформления (дружеские коллективы);

- корпоративные отношения с  официальным юридическим оформлением - семейные отношения, корпоративные формы хозяйствования, предусмотренные российским законодательством, - товарищества, общества, объединения.

Наиболее актуальным для целей  углубленной научной проработки проблемы корпоративных отношений  представляется введение классификации  корпоративных отношений:

по инициативе участия в корпоративных  отношениях:

- на добровольной основе;

- на принудительной основе;

по характеру участия в корпоративных  отношениях:

- неполное участие (существует  преобладание собственности, интересов  одних участников над другими  участниками, то есть участие  одних субъектов корпоративных  отношений ограничено по сравнению  с другими);

- полное участие (положения участников  корпоративных отношений практически  равноправное, хотя это чисто  условное понятие);

по форме участия в корпоративных  отношениях можно выделить участие:

- с правом голоса (в рамках  своей доли) участников корпоративных  отношений на участие в управлении  хозяйственной деятельностью корпоративной  организации (корпоративной группы  организаций);

- без права голоса участников  корпоративных отношений на участие  в управлении хозяйственной деятельностью  корпоративной организации (корпоративной  группы организаций).

По качественному составу участников корпоративных отношений можно  выделить:

- корпоративные отношения (участвуют:  юридическое лицо - юридическое лицо, юридическое лицо - физическое лицо, физическое лицо - физическое лицо);

- государственные;

- смешанные (участвуют: государство - юридическое лицо, государство - физическое лицо, государство - юридическое лицо физическое лицо).

В зависимости от границ взаимодействия участников корпоративные отношения  бывают:

- на уровне одной организации;

- на уровне групп организаций.

Иначе говоря, признаками корпоративных  отношений являются:

- собственность + собственность;

- совместные интересы + совместные  интересы;

- собственность + совместные интересы.

Корпоративные отношения оформляются  в различные организационно-правовые формы хозяйствования, получая тем  самым юридическую основу.

Первая форма корпоративных  отношений (в рамках отдельно взятых коммерческих корпоративных организаций). В соответствии с российским законодательством  к корпорации (как организационной  форме корпоративных отношений) на уровне отдельно взятой коммерческой организации можно отнести:

- производственный кооператив (ПК) (является юридическим лицом);

- полное товарищество (ПТ) (является юридическим лицом);

- товарищество на вере (ТВ) (является  юридическим лицом);

- общество с ограниченной ответственностью (ООО) с числом участников - более одного (является юридическим лицом);

- общество с дополнительной  ответственностью (ОДО) с числом  участников - более одного (является юридическим лицом);

- открытое акционерное общество (ОАО) с числом акционеров - более одного (является юридическим лицом);

- закрытое акционерное общество (ЗАО) с числом акционеров - более одного (является юридическим лицом).

Многообразие принципов, методов, форм формирования и функционирования современного российского корпоративного бизнеса позволяет провести условную классификацию организационно-правовых форм корпоративных отношений, возникающих  в предпринимательской деятельности на уровне отдельной организации  в соответствии с действующим  российским гражданским законодательством  по следующим основным признакам.

По характеру основной деятельности (согласно российскому гражданскому законодательству) организационные  формы корпоративных отношений  можно разделить на:

Информация о работе Корпоративный отношения