Корпоративный отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание

В современных экономических сферах корпоративные отношения получили широкое распространение. Вместе с тем в хозяйственной и юридической практике возникают проблемы, обусловленные той причиной, что сущность корпоративных

Содержание

Введение
1. Теоретические основы изучения корпоративных отношений
1.1. Понятие и сущность корпоративных отношений
1.2.Виды корпоративных отношений
1.3. Признаки корпоративных отношений.
2.Корпоративные отношения в системе гражданского права
2.2. Правовая природа корпоративных отношений
Вывод
Список источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

Корпоративные отношения.docx

— 36.24 Кб (Скачать документ)

некоммерческие -

товарищество собственников жилья;

потребительский кооператив (в том  числе жилищно-строительный кооператив - ЖСК);

фонды;

общественные и религиозные  организации;

коммерческие -

производственный кооператив (артель);

хозяйственное товарищество (полное товарищество; товарищество на вере; простое  товарищество);

хозяйственное общество (ЗАО, ОАО, ООО, ОДО).

Проблема правового регулирования  некоммерческих корпоративных организаций  является отдельной темой исследования, вследствие чего в настоящей работе не рассматривается.

Метод формирования корпоративных  отношений на уровне организации - это учреждение хозяйственных товариществ (без статуса юридического лица и со статусом юридического лица) и/или обществ, которые условно можно классифицировать:

- по виду уставного капитала:

неакционерные;

акционерные (от лат. "actore" - особый представитель);

- по характеру вхождения в  состав участников (учредителей):

закрытые;

открытые;

- по степени зависимости от  своих участников:

основные;

дочерние или зависимые;

- по национальной принадлежности  состава участников:

национальные;

совместные;

иностранные (нерезиденты);

- по форме собственности:

государственные;

негосударственные;

смешанные;

- по отраслевой направленности:

производственные;

непроизводственные.

Вторая форма корпоративных  отношений (в рамках корпоративных  групп организаций). В соответствии с российским законодательством  существуют следующие виды групп  организаций:

- основное и дочернее (и/или зависимое)  общества (являются юридическим  лицом) - в законодательстве присутствуют понятия, схожие по смыслу с понятием основного и дочернего, зависимого обществ, - "холдинг", "группа лиц", "взаимозависимые лица", "ассоциированные предприятия" - организация и ее обособленные подразделения (организация является юридическим лицом, обособленные подразделения не являются юридическими лицами);

- простое товарищество (не является  юридическим лицом);

- финансово-промышленная и промышленно-финансовая  группа (не является юридическим  лицом и имеет особый статус "ФПГ" и "ПФГ").

 

1.3. Признаки корпоративных отношений.  

  К хозяйственным субъектам, в корпоративно – правовом смысле относятся коллективные субъекты (организации), занимающиеся коммерческой деятельностью. Для вхождения в сферу правового регулирования КП эти субъекты должны обладать специфическими признаками «корпоративности отношений» - понятия сложного и многогранного.

Существует несколько  признаков корпоративных отношений.

1. Признак социальности корпоративных отношений.

Социальность корпоративных отношений включает в себя элементы социальной организации субъектов и упорядочивания их поведения. "Социальность" отношения может рассматриваться двояко: как отношение между конкретными субъектами и как некий тип отношений, сложившихся и существующих в обществе. И в том и в другом случае наличие отношения предполагает взаимодействие субъектов. Корпоративная социальность – это часть общественных связей в сфере экономики, что позволяет выделять эти отношения из общей массы «квазикорпоративных отношений».

2. Волевой признак. 

Волевой признак корпоративных  отношений представляет собой форму  ограничения воль субъектов –  участников, которая отражает перераспределение между ними экономических возможностей в сфере отношений собственности, т.е. как отношения собственности с множественным составом субъектов – участников (собственников). Иными словами, собственники должны желать образования волевой организации, с которой они и мыслят цель своей деятельности. При этом социально – экономические отношения формируются как волевые, направленные на установление связи до этого не связанных субъектов. Согласованность воль субъектов по поводу имущества ведет к взаимной утрате независимости по отношению к вещи.

3. Признак перераспределения  власти на имущественные объекты. 

Данный признак означает распределение объемов власти и  установление степени обобщенности имущественных объектов.

Под обобщением имущественного объекта следует понимать перераспределение  власти между субъектами на этот объект, в результате чего имущество конкретного  участника (по общему правилу) становится "подвластным" всем участникам корпоративных  отношений.

Обобщенность имущественных  объектов участников может быть различной. Помимо того, что участники обладают одинаковыми или разными (основной и зависимой) степенями власти (присвоения), обобщенность имущественных объектов в корпоративных отношениях может возникать либо через ограничения власти участников без формирования общего (единого) имущественного объекта, либо через формирование общего (единого) имущественного объекта. Соответственно, следует выделить, в зависимости от степени обобщенности имущества участников, корпоративные отношения без формирования общего (единого) имущества и корпоративные отношения с формированием такого.

4. Признак саморегулятивности корпоративных отношений.

Данный признак предполагает алгоритмизацию последовательности и  порядка действий субъектов –  участников и введение внутрикорпоративных  санкций за неисполнение корпоративно – принятых общих решений.

5. Признак обобщения  имущества и обобщения деятельности  участников.

Данный признак предполагает высшую степень партнерства, т.к. соединяет  и объединение имущества (единую корпоративную собственность) и  объединение деятельности (единой корпоративной  деятельности участников).

6. Признак самостоятельной  гражданско – правовой ответственности.

Каждая корпорация самостоятельно несет ответственность по своим  обязательствам.

7. Выступление  в гражданском обороте от собственного  имени. 

Использование корпорацией  собственного наименования позволяет  отличить его от всех иных организаций  и поэтому является необходимой  предпосылкой гражданской правосубъектности корпорации. 

 

2.Корпоративные  отношения в системе гражданского  права

2.2. Правовая природа  корпоративных отношений 

Термин «корпорация» не свойственен  российскому законодательству. В  современной отечественной юридической  литературе корпорация рассматривается  как организация, построенная на началах членства (участия), участники которой имеют определенные права в отношении ее имущества[2,стр.25]. Понимая корпорацию как юридическое лицо, организованное на началах членства (строго фиксированного участия) его учредителей, каждый из которых имеет по отношению к юридическому лицу определенные права и обязанности, может так или иначе участвовать в управлении его имуществом и деятельностью чаще всего путем голосования на общем собрании, которое является высшим руководящим органом данного юридического лица, то в этом смысле корпорациями являются не только хозяйственные общества и товарищества, потребительские и производственные кооперативы, некоммерческие партнерства, но также объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), большинство разновидностей общественных организаций и т.п.[8,стр.38].

Необходимость выделения корпорации в качестве особого вида юридического лица обусловлена еще и особым характером прав, которыми обладают по отношению к юридическому лицу корпоративного типа его члены. Данные права являются элементами содержания корпоративных  правоотношений, которые в самом  общем виде можно определить как  правоотношения, возникающие между  участниками организации, основанной на началах членства, и самой организацией. В основе этих правоотношений могут лежать различные юридические факты, главное, чтобы они порождали особую правовую связь, выражающуюся в наличии членства в организации. Поскольку организации, основанные на началах членства, традиционно именуются корпорациями, постольку такие правоотношения получили наименование корпоративных. Иногда эти отношения называют членскими[9,стр.11].

Полагаем, что возникновение членских отношений порождает совокупность корпоративных прав и обязанностей между членом кооператива и самим кооперативом, которые именуются корпоративными правоотношениями.

Согласно определению предмета гражданского права отношения, регулируемые гражданским правом, делятся на имущественные и неимущественные.  Каждая из этих групп отношений может быть классифицирована по основаниям: неимущественные отношения - на связанные и не связанные с имущественными; имущественные - на вещные и обязательственные.

Гражданско-правовые имущественные  отношения подразделяются на отношения, связанные с принадлежностью  имущества определенным лицам и/или  с управлением имуществом либо с  переходом имущества от одних  лиц к другим. Юридически это различие оформляется с помощью категорий  вещных, корпоративных и обязательственных  прав (отношений)[4,стр5].

В теории гражданского права  учеными высказывались самые противоречивые точки зрения на природу правоотношений, возникающих между  кооперативом и его членами.

Исследуем  правовую природу отношений между членами кооператива и кооперативом опираясь на норму п. 2 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, ГК), согласно которой в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники, члены) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица,  либо вещные права на его имущество. При этом к юридическим лицам, в отношении которых их члены имеют обязательственные права, относятся производственные и потребительские кооперативы. В социалистической системе хозяйствования, когда практически единственной корпорацией был кооператив, корпоративные отношения не признавались отдельной разновидностью правоотношений. Они рассматривались либо в рамках колхозных правоотношений (выделение колхозного права в самостоятельную отрасль вряд ли теперь обоснованно), либо в рамках правоотношений, складывавшихся внутри общественных организаций.С ростом кооперативов в нашей стране, с появлением в имущественном обороте других корпораций возрос интерес и к изучению юридической природы корпоративных правоотношений в кооперативе. Содержанием корпоративных отношений выступают не только корпоративные права, но и корпоративные обязанности. На члене организации лежит обязанность по оплате своего членства, обязанность по неразглашению конфиденциальной информации о деятельности организации. Следовательно, корпоративные отношения - это только такие внутренние отношения, которые связаны с реализацией и защитой внутриорганизационными способами и средствами корпоративных прав и с исполнением корпоративных обязанностей.

 

 

 

 

 

 

Вывод

  Что такое корпоративные отношения? Сегодня нет единой позиции относительно того, что понимать под корпоративными отношениями. На этот счет существует несколько точек зрения.

Одни считают, что корпоративные  отношения - это отношения организационные. Концепция организационных отношений была выдвинута О.А. Красавчиковым. Выделяя организационные отношения, он считал, что они являются служебными по отношению к основным имущественным отношениям и имеют специфическую функцию - упорядочение имущественных отношений.

По мнению других, корпоративные  отношения как отношения собственности - прежде всего имущественные отношения, закрепляющие специфические формы  присвоенности имущественных благ, характеризующиеся множественностью субъектного состава.

Вместе с тем имущественные  отношения как "сторона" корпоративных  отношений не могут быть реализованы  без организационных отношений. Поэтому корпоративные отношения  необходимо понимать как комплексные - имущественные и связанные с  ними неимущественные (организационные) отношения.

Третьи полагают, что корпоративные  отношения являются смешанными имущественно-организационными отношениями.

Все существующие позиции  относительно понимания корпоративных  отношений имеют право на существование, так как в каждом определении  понятия корпоративных отношений  за основу принимается тот или  иной критерий (объект, содержание и  пр.) и сами корпоративные отношения  дифференцируются по этим критериям  на разные виды.

Корпоративные отношения  в силу своей неоднородности следует  рассматривать как категорию  собирательную.

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

1. Беликов И.В. Собственники и менеджеры//Журнал для акционеров, 2007.  -  №

   8.

2. Шеин В., Жуплева А., Володин А. Корпоративный менеджмент: опыт России  и

   США. – М.: Новости,  2006.

3.  Шихвердиев  А.П.,   Гусятников   Н.В.,   Беликов   И.В.   Корпоративное

   управление. М.: Изд.  Центр «Акционер», 2007.

4. Шихвердиев А.П. Государство как субъект корпоративных отношений.  -  М:

   Изд. Центр «Акционер»,2008.

5. Проект совета директоров/Журнал для акционеров, 2005. - № 5.

6.  Силин  А.  Менеджеры:  правовой  статус   и   награждение   (зарубежный

   опыт)//Журнал для  акционеров, 2005. – № 2.

7.  Шихвердиев  А.,  Епихин  А.  Инвестор  должен  быть  уверен/Журнал  для

Информация о работе Корпоративный отношения