Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:55, курсовая работа
Организация – это сложный организм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо, и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. В современном бизнесе корпоративная культура выступает важным условием успешной работы фирмы, фундаментом ее динамичного роста, своего рода гарантом стремления к повышению эффективности
Введение
3
Глава 1.
Организационная культура в управлении
5
1.1.
Характеристика культуры организации. Ее элементы и функции
5
1.2.
Типология культуры организации
11
1.3.
Культура организации как фактор эффективности
17
Глава 2.
Понятие и природа стиля руководства
21
2.1.
Сущность стиля руководства
21
2.2.
Черты эффективного лидерства
26
Заключение
32
Список использованной литературы
Содержание
стр.
Введение |
3 | ||
Глава 1. |
Организационная культура в управлении |
5 | |
1.1. |
Характеристика культуры организации. Ее элементы и функции |
5 | |
1.2. |
Типология культуры организации |
11 | |
1.3. |
Культура организации как фактор эффективности |
17 | |
Глава 2. |
Понятие и природа стиля руководства |
21 | |
2.1. |
Сущность стиля руководства |
21 | |
2.2. |
Черты эффективного лидерства |
26 | |
Заключение |
32 | ||
Список использованной литературы |
34 |
Введение
Организация – это сложный организм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо, и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. В современном бизнесе корпоративная культура выступает важным условием успешной работы фирмы, фундаментом ее динамичного роста, своего рода гарантом стремления к повышению эффективности [21, С.36].
Для успешного развития и функционирования любой организации также важен выбор правильного стиля руководства. Очевидно взаимовлияние культуры организации и стиля руководства. От стиля руководства зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое. Он является залогом долгосрочной перспективы развития организации.
Тема данной курсовой работы считается актуальной, так как организационная культура играет очень важную роль в жизни организации. Управление не только соответствует организационной культуре, сильно зависит от нее, но и может в свою очередь оказывать влияние на формирование и развитие организационной культуры. И поэтому важно уметь анализировать организационную структуру, ее влияние на организацию и выработать наиболее разумный стиль руководства.
Из выше сказанного ясно, что объектом изучения курсовой работы является культура организации и стиль руководства, а предметом – их влияние на эффективность управления организацией.
Цель данной работы – исследовать понятия «культура организации» и «стиль руководства», влияние корпоративной культуры на эффективность организации, и на основании этого выделить черты эффективного лидерства. Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Первая глава посвящена описанию понятия «культура организации». Во второй изложена информация, касающаяся стиля руководства, также в ней рассмотрены основные принципы успешного лидерства.
Глава 1. Организационная культура в управлении
1.1. Понятие «культура организации». Ее элементы и функции
Деятельность любой организации не может осуществляться только на основе технологии или управленческой иерархии. На предприятии действуют люди, и в своей деятельности они руководствуются конкретными ценностями, по-своему строят отношения друг с другом, совершают укоренившиеся среди них обряды. В этом смысле каждая организация представляет собой культурную среду.
Термин "культура" произошел от латинского слова culture и означает "возделывание, образование, воспитание". Он начал применяться в качестве научного в историко-философской литературе европейских стран со второй половины XVIII в. – века Просвещения.
Культура организации (организационная культура, корпоративная культура) – это не только совокупность ценностей, отношений, норм, привычек, традиций, форм поведения и ритуалов, но и вся среда обитания организации, присущий ей стиль отношений и поведения [4, С.504]. Она задает пределы, в которых возможно уверенное принятие решений на каждом из уровней управления, возможности использования ресурсов организации в целом, ответственность, дает направления развития, регламентирует управленческую деятельность, способствует идентификации членов с организацией.
Есть и другие определения корпоративной культуры:
В основе организационной культуры лежат потребности личности и потребности организации. Поэтому не существует двух одинаковых культур организации, как и не бывает двух абсолютно одинаковых людей.
Задает корпоративную культуру организационное ядро – формальные руководители, лидеры всех уровней, задающие совокупность базовых представлений, приемов и правил управленческих действий, условий труда, направляющие поведение на рабочем месте и определяющие отношения с окружающей средой. [12, С.273]
Организационная культура
имеет ряд специфических
В понятие «культура» входят субъективные и объективные элементы (см. рис.1). Субъективные элементы являются основой управленческой культуры, характеризующейся стилями руководства, методами решения проблем, поведением руководителей. А объективные элементы отражают материальную сторону жизни организации.
Рис. 1. Элементы организационной культуры [28].
Рассмотрим более подробно некоторые из субъективных элементов культуры. Базовый элемент – это организационные ценности. К ним можно отнести явления, предметы и процессы, направленные на удовлетворение потребностей членов организации и признающиеся в качестве таковых большинством членов организации. Что это за ценности?
Ключевые ценности, будучи объединенными в систему, образуют философию организации, отвечающую на вопрос, что является для нее самым важным. Философия отражает восприятие организацией себя и своего предназначения, задает главные направления деятельности организации, формирует позицию в отношении ее управления (стиль, мотивационные принципы, порядок разрешения конфликтов и пр.) и создают основу ее имиджа, то есть представления о ней у окружающих.
Предания – это основанные на происходивших в компании реальных событиях часто повторяемые повествования, известные всем сотрудникам организации. Обычно они в неявной форме выражают основные ценности корпоративной культуры.
Обряд – это стандартное мероприятие, проводимое в определенное время и по специальному поводу.
Ритуал представляет собой совокупность специальных мероприятий (обрядов), оказывающих психологическое влияние на членов организации с целью укрепления преданности ей, затушевывания истинного смысла тех или иных сторон ее деятельности, обучения организационным ценностям и формирования необходимых убеждений. Работники многих японских компаний, например, начинают трудовой день с пения их гимнов. Ритуалы могут быть связаны с принятием в члены организации, проводами на пенсию и пр., но иногда они превращаются в самоцель.
Образы, легенды и мифы являются элементом знаково-символической подсистемы культуры. Мифы отражают в нужном свете и в закодированной форме историю организации, унаследованные ценности, а образы – портреты ее известных деятелей. Они информируют (каков главный босс, как он реагирует на промахи; может ли простой сотрудник стать руководителем и пр.), снижая неопределенность, советуют, учат, направляют поведение персонала, создают образцы для подражания. Во многих западных фирмах в ходу легенды о бережливости и рачительности их основателей, которые за счет этих качеств сумели разбогатеть, их заботливом, отеческом отношении к подчиненным.
В мифологии организации видное место отводится героям. Различают два типа героев: "врожденные герои" и "герои ситуации". Первые оказывают влияние на деятельность организации в течение длительного времени, это отцы-основатели, а также те, кто принес фирме наибольший успех. "Герои ситуации" – это победители соревнования, добившиеся успеха на небольшом временном отрезке [17].
Среди материальных (объективных) элементов можно выделить символику. Символы – это объект, действие или событие, имеющее смысл для окружающих. Под символами понимается богатый невербальный язык, который образно доносит важные ценности организации, связанные с тем, как люди относятся друг к другу и взаимодействуют с внешней средой. Символами также могут служить здания и планировка офиса компании.
Функции культуры организации многообразны, к их числу относятся: