Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:55, курсовая работа
Организация – это сложный организм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо, и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. В современном бизнесе корпоративная культура выступает важным условием успешной работы фирмы, фундаментом ее динамичного роста, своего рода гарантом стремления к повышению эффективности
Введение
3
Глава 1.
Организационная культура в управлении
5
1.1.
Характеристика культуры организации. Ее элементы и функции
5
1.2.
Типология культуры организации
11
1.3.
Культура организации как фактор эффективности
17
Глава 2.
Понятие и природа стиля руководства
21
2.1.
Сущность стиля руководства
21
2.2.
Черты эффективного лидерства
26
Заключение
32
Список использованной литературы
Концепция лидерства продолжает развиваться одновременно с изменениями потребностей организаций. Выделяются три аспекта: люди, влияния и цели. Лидерство возникает среди людей, подразумевает оказание влияния и используется для достижения целей. Влияние означает, что взаимоотношения между людьми не являются пассивными. Более того, оно осуществляется ради определенных целей. Следовательно, лидерство можно определить, как способность индивида влиять на других людей для достижения организационных целей [8, С.535].
Природа лидерства может быть лучше понята, если ее сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники ее питающие. Лидерство, как специфичный тип отношений управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействие в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников.
Быть менеджером не означает
автоматически считаться
В первых попытках осознания природы успеха лидера внимание исследователей было обращено на их личностные особенности, или характерные черты. Характерные черты – это ярко выраженные индивидуальные особенности человека, такие как умственные способности, морально-этические ценности и внешность. Начальные исследования на эту тему были посвящены людям, достигшим самых высоких постов и звания, и поэтому получили название исследования Великого человека. Идея была относительно проста: выяснить, благодаря каким индивидуальным качествам некоторым менеджерам удалось достичь «заоблачных» высот, и попытаться наладить «отбор» потенциальных лидеров среди тех, кто уже продемонстрировал сходные черты или может развить их. В целом исследование выявило относительно слабые взаимосвязи между характерными чертами и успехом в руководстве организациями.
Кроме характерных особенностей ученые анализировали роль физических, социальных и рабочих качеств лидеров. Впрочем, сами по себе они мало что значат. Пригодность какого-либо качества или их набора зависит от ситуации, от особенностей организации. Дальнейшие исследования вышли за рамки рассмотрения характерных черт человека и сконцентрировались на динамике взаимоотношений между лидером и его «войском».
Нельзя обозначить лидерство какой-то формулой. Это искусство, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают этим от природы. Другие обучаются этому. А третьи так никогда этого не постигают.
В конце концов, каждый находит свой стиль. Один динамичен, обаятелен, способен воодушевлять других. Другой спокоен, сдержан в речи и поведении. Однако оба они могут действовать с равной эффективностью – внушать к себе доверие и добиваться того, чтобы работа выполнялась быстро и качественно.
Несмотря на это различие в стиле, хорошим лидерам присущи некоторые общие, характерные черты. Можно заметить хотя бы некоторые из этих качеств в личностях наиболее известных мировых лидеров – в Черчилле или Джоне Кеннеди, В Махатме Ганди или в Иисусе Христе.
Таким образом, стиль руководства и проблемы лидерства являются ключевыми для эффективности организации. Стиль руководства является не только совокупностью приемов, с помощью которых руководитель управляет подчиненными, но это своеобразный показатель качества управления, успеха руководителя на его поприще. Лидерство же – это, с одной стороны, приписывание определенного набора качеств тем, кто успешно воздействует на других, с другой стороны, это процесс несилового воздействия в направлении достижения группой своих целей.
Заключение
Таким образом, культура организации – это совокупность убеждений, отношений, норм обращения и ценностей, общих для всех сотрудников учреждения. Они могут быть не четко выражены, но при отсутствии прямых инструкций определяют способ действий и взаимодействий людей и в значительной мере влияют на ход выполнения работы. Если разделяемые в организации верования и ценности помогают ей адаптироваться, достичь целей, объединиться и доказать свою полезность людям и другим организациям, то очевидно, что такая культура будет влиять на организацию в направлении успеха.
Стиль руководства не является элементом культуры, он развивается по собственным законам. Но организационная культура может определять и влиять на него. Поскольку неписанные нормы и правила, существующие в организации, как правило, с момента ее зарождения, могут редактировать различные стили руководства, меняющиеся со сменой руководителя.
Проведенные исследования показали, что в своей практической деятельности руководители не используют один устоявшийся стиль руководства. Они вынуждены его постоянно корректировать в соответствии с изменяющимися как внутренними, так и внешними условиями. Сейчас руководители должны больше внимания уделять человеческим качествам своих подчиненных, их преданности фирме и способности решать проблемы. Высокие темпы морального старения и постоянные перемены, характерные сегодня почти для всех отраслей производства вынуждают руководителей быть постоянно готовыми к проведению технических и организационных реформ, а так же к изменению стиля руководства. Когда вся организация работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает, что помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, – в том числе и простое человеческое счастье, взаимопонимание и удовлетворенность работой.
Эффективность – это
очень многогранное понятие. Она
зависит не только от количества полученной
прибыли или масштабов производ
В ходе исследования данной курсовой работы была достигнута поставленная цель: на основе характеристики корпоративной культуры и стиля руководства получены основные модели, которые приведет организацию к успеху, и черты эффективного лидерства.
Список использованной литературы
Книги, монографии:
Статьи:
Материалы Интернет:
28. Понятие и элементы организационной структуры www.pragmatist.ru.