Культура речи руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 14:24, реферат

Описание

В настоящее время, в условиях развития рыночных отношений, роста конкуренции, перед любым предприятием стоят задачи повышения эффективности своей деятельности. Успешное их решение во многом зависит от уровня управления работой персонала. В связи с этим назрела необходимость совершенствования управления, приведения его в соответствие с условиями и целями деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Личность руководителя 3
2. Культура речи 5
3. Культура речи руководителя 6
3.1. Составляющие профессиональной речи 6
3.2. Принципы культуры речи 7
3.3. Препятствия делового общения 9
3.4. Средства выразительности речи 10
3.5. Условия речевой культуры 12
Заключение 14
Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

*****

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

*****

 

Кафедра гостиничного и туристического менеджмента

 

Реферат на тему: «Культура речи руководителя»

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы 201-М

Меркулова М.С.

Проверил:

Тынянкин О.А.

 

 

Волгоград – 2013 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   В настоящее  время, в условиях развития  рыночных отношений, роста конкуренции, перед любым предприятием стоят задачи повышения эффективности своей деятельности. Успешное их решение во многом зависит от уровня управления работой персонала. В связи с этим назрела необходимость совершенствования управления, приведения его в соответствие с условиями и целями деятельности.  

  Руководитель должен  понимать, что чем лучше у него  сложатся отношения с подчинёнными, тем эффективнее будет производство, а основной характеристикой отношений  между руководителем и подчинённым является их непосредственное общение. Поэтому этика делового общения в управлении является основополагающей. 

   Деловое общение - это взаимодействие между собой двух и более людей, построенное вокруг общего, что есть между ними, в данном случае - вокруг дела.

   Культура речи - понятие включает в себя, во-первых, требование правильности речи, знания и соблюдения языковых норм и, во-вторых, стремление к выразительности, наибольшей эффективности высказывания.

  1. Личность руководителя

   На авторитет  руководителя оказывает большое влияние наличие высокой культуры общения, которая выражается в нормах профессиональной этики.  
   К ним относятся: 
- демократизм общения руководителя с подчиненными, коллегами по работе; 
- его доступность, внимательность; 
- умение создать товарищескую атмосферу доверия; 
- вежливость и корректность в обращении; 
- точность и ответственное отношение к данному слову. 
   Немалую важность играют подтянутость и аккуратность, четкость и организованность в манере поведения. Но внешняя сторона поступков должна соответствовать внутренним нравственным убеждениям руководителя, Только при этом условии нормы служебного этикета может помочь руководителю общаться с людьми более действенно.

   Общительность  личности характеризуется легкостью  вхождения в контакт с другими людьми, отсутствие замкнутости, изолированности. Причем общительность как качество личности обязательно должно сопровождаться эмоционально-положительным "планом" общения. Человек, легко вступающий в контакт, в деловую связь с другими людьми, но при этом вызывающий у партнеров эмоционально-отрицательный "план" общения, может быть назван контактным, но не может быть назван общительным. В отличие от общительного, контактный человек общается по необходимости, в зависимости от условий и обстоятельств конкретного производства, его общение обязательное, вынужденное. 
   Противоположным качеством общительности является замкнутость, или необщительность. По результатам проведенных исследований психологи установили, что неправомерным является требование к личности руководителя, сформулированные в общем виде. Например, "руководитель должен быть высокообщительным человеком". Исследования показали, что только конкретные уровни проявления общительности сопровождаются высокими результатами эффективности руководства. Такой эффективности могут добиваться как высокообщительные, так и низкообщительные руководители - в зависимости от индивидуальных способностей подчиненных. 
   Там, где уровень организованности, сработанности коллектива достаточно высок, невысокая общительность его руководителя является не только допустимой, но и более того желательной. Недостаточно большой уровень развития организованности и сработанности коллектива потребует от руководителя проявление высокой общительности, постоянных организаторских усилий. Поэтому невысокая общительность сама по себе не может рассматриваться как отрицательный фактор в деятельности руководителя, тем более что сверхобщительность руководителя мешает работе коллектива, отвлекая большим числом контактов.

  

  1. Культура речи

   Культура речи  среди правил приличия, имеющих  наибольшее практическое значение, играет особую роль. Она предполагает  лингвистические умения и навыки, умение подобрать для выражения  своих мыслей правильные и  нужные слова и построить из  них фразы, использование словесных формул вежливости (благодарю, извините и т. д.), оптимальный темп речи, эмоциональную окраску слов, текстов, мимики, стилистическую и орфоэпическую грамотность, богатый лексикон. Речь несвязная, невыразительная, заштампованная не способствует высокой эффективности общения, не убеждает и не оставляет впечатление в душах людей.

   Недопустимым  элементом речи руководителя  является сквернословие.

Для того, чтобы научиться  хорошо говорить, необходимо научиться  ясно мыслить, а для этого необходимо быть эрудированным, образованным человеком, уметь убеждать, размышлять, анализировать. Нужно владеть техникой речи, постоянно пополнять свой лексикон и практиковаться в ораторском искусстве.

   Правила общения  с людьми:

1. Необходимо проявить  интерес к людям, быть внимательным к ним.

2. Нужно уметь давать  указания своим подчиненным.

3. Нужно стараться  запомнить имена подчиненных  и обращаться к ним непринужденно.

4. В служебных отношениях  важно развивать и поддерживать  чувство личного достоинства  каждого работника.

5. Нельзя высмеивать, осуждать людей, нужно уметь  ставить себя на место осуждаемых.

6. Умение приветствовать  людей также способствует авторитету  руководителя.

7. Умение слушать является  критерием коммуникабельности.

  1. Культура речи руководителя

   Культура  человека наиболее ярко и непосредственно  проявляется в его речи. В определенном смысле культура речи человека, манера выражать свои мысли и чувства являются его визитной карточкой. Первое представление о человеке и его первоначальная характеристика, как правило, формируются на основании впечатления, которое возникает от речевой манеры собеседника.   Поэтому для менеджера, одной из обязанностей которого является воспитательное воздействие на людей, культура речи приобретает особое значение.

    1. Составляющие профессиональной речи

   Обычно  выделяют 3 компонента профессиональной  речи:

1)    нормативный — речевая правильность;

2)    коммуникативный — возможность понимания речи собеседником;

3)    этический - уместность, правомерность высказывания в данной ситуации.

   К сожалению, должностное  положение руководителя дает  ему возможность не утруждать  себя необходимостью наделять  речь убеждающей или познавательной  функцией. Дефицит времени, и низкий  уровень культуры побуждают такого  руководителя обходиться и довольствоваться грубостью, иными крайними проявлениями командной речи. Уверенность в том, что независимо от содержания и формы высказывания подчиненные обязаны выслушать начальника, позволяет ему не заботиться об эстетике выражения, создает у него представление о вседозволенности в речи. Впоследствии это входит в привычку, закрепляется не только в лексическом материале, но и в способе логико-композиционного построения текста и, что самое главное, неизбежно оборачивается неуважением подчиненных, низким авторитетом, неэффективностью руководства.

   Подобного рода  начальники даже не подозревают,  что речь, язык являются для  руководителя могучим средством  управления личным составом, выступают  одним из его основных профессиональных «инструментов», оказывают огромное влияние на его авторитет. Умное, страстное слово, обращенное к человеку, будит мысль, развивает инициативу, формирует высокие чувства и помыслы.

   Культура речи - это  и культура мысли, и характеристика  культурного уровня, и свидетельство нравственной цельности человека. Чтобы хорошо писать или говорить, надо, прежде всего, правильно думать и поступать. Запутанность выражений говорит о запутанности мыслей, о нечеткости взглядов и убеждений. Бедность мышления, его противоречивость, ошибочность, иными словами, отсутствие культуры речи свидетельствуют о недостаточности общей культуры, знаний, начитанности и отрицательно сказываются как на авторитете сотрудника органов, так и на эффективности его воспитательной деятельности.

   Высокая культура речи - это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Оно заключается в умении найти наиболее доходчивое и наиболее уместное, подходящее для данного случая средство для выражения своей мысли.

    1. Принципы культуры речи

   Культура  речи обязывает человека придерживаться  некоторых обязательных норм и правил, среди которых важнейшими являются:

   1. Содержательность. Речь руководителя должна быть  тщательно продуманной, предельно  сжатой и при этом предельно  информативной. Немногословная, но содержательная речь свидетельствует о высокой культуре и мышления, и языка, поскольку истинное красноречие состоит в том, чтобы сказать все, что нужно, но не более того.

    2. Логичность. В  логичной речи все ее положения  обоснованны, непротиворечивы и последовательно вытекают одно из другого. Все ее ведущие положения взаимосвязаны и подчинены единой мысли. Логика создает фундамент убеждения и доказательства.

   3. Доказательность.  Доводы должны быть достоверными  и обоснованными, т.е. должны доказывать собеседнику, что все, о чем говорится, существует в реальной действительности и носит объективный характер.

   4. Убедительность. Цель  и смысл всякой беседы заключаются  не только в том, чтобы убедить  собеседника в правильности сообщаемых ему сведений, но и добиться того, чтобы это убеждение прочно укоренилось в его сознании.  Поэтому при разговоре необходимо учитывать и психологическую характеристику собеседника,  и систему его  взглядов и  ценностей,  обращаться не только к его разуму, но и к сердцу, и к совести, иллюстрировать свои доводы яркими и понятными для собеседника примерами. Следует помнить, что всякое убеждение есть переубеждение, переформирование мировоззренческих или нравственных принципов, и поэтому оно не может ограничиваться простыми логическими доводами. Для этого требуются и взаимное доверие, и эмоциональный, неравнодушный взгляд, и человечное, доброе слово, и т.п.

   5. Ясность. Нужно  говорить четко, спокойно, сдержанно,  в умеренном тоне. Слишком быстрая  речь трудно воспринимается, слишком медленная — вызывает раздражение. Каждое произносимое слово, слог, звук должны быть, безусловно, восприняты собеседником. Тусклая и невыразительная речь способна погубить самые глубокие мысли и самые содержательные идеи.

   6. Понятность. Следует употреблять только слова и термины, понятные собеседнику. Кроме того, необходимо убеждаться, что в употребляемые   вами   понятия   собеседник   вкладывает  тот  же  смысл. Если этого не делать, то вполне может статься, что львиная доля информации, сообщаемой вами, останется неусвоенной собеседником.

   7. Чистота  речи. Чистота речи выражается  отсутствием в ней чуждых литературному  языку элементов, а также тех,  что отвергаются нормами нравственности.

    1. Препятствия делового общения

Что разрушает чистоту речи?

  • диалектизмы - слова, свойственные не общему языку народа (литературному), а местным, территориальным говорам и диалектам;
  • варваризмы включаемые в речь без всякой надобности иноязычные слова и словосочетания;
  • жаргонизмы слова и обороты, присущие, прежде всего отдельным профессиональным или социальным группам (чувак, балдеть, мочить);
  • вульгаризмы бранные слова, унижающие достоинство и честь человека;
  • слова-паразиты - заслоняющие смысл выступления (так сказать, вот, значит, как бы, ну, как говорится, понимаете (понимаешь), типа и т.п.);
  • междометия (ага, угу, ого), а также неуместные звуки: э-э-э, м-м-м, а-а-а и др.;
  • канцеляризмы - слова и обороты, типичные для делового стиля и неуместные в разговорно-бытовом стиле;
  • штампы - избитые выражения, стершиеся от частого употребления (имеет место, нельзя не отметить, необходимо подчеркнуть и пр.);
  • малоизвестные слова и словосочетания; если же без них нельзя обойтись, они тут же должны быть объяснены.

   Все они  затрудняют речь, засоряют ее, психологически негативно воздействуют на слушателей, снижают значимость информации (не говоря уже о том, что большинство из них несет единственную информацию - о речевой некультурности выступающего). Они губительны для любого доклада, лекции или беседы, ибо отпугивают своей холодностью, сухостью и безразличием к слушателю.

Информация о работе Культура речи руководителя