Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:49, контрольная работа
Противодействие лигализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Федеральная служба по финансовому мониторингу: статус, задачи, ответственность, основные функции, права взаимодействие с федеральными органами государственной власти, регулирующими рынок ценных бумаг.
Необходимо понимать, что спецсообщение банка об определенной финансовой операции, направляемое в ФСФМ, – это не сообщение о правонарушении, и уж вовсе не доносительство на клиента. Не только банк-информатор, но и сама Федеральная служба по финансовому мониторингу в рамках своей компетенции не уполномочены давать точную юридическую квалификацию финансовым операциям того или иного клиента. У Службы имеется лишь право сделать вывод о возможно имеющихся признаках легализации преступных доходов, наличие которых может быть подтверждено, а может быть и опровергнуто в ходе, так называемой доследственной проверки, проводимой компетентным правоохранительным органом в порядке статьи 144 УПК РФ. Таким образом, ФСФМ на основе анализа получаемой информации может лишь заподозрить клиента банка в отмывании преступных доходов и уведомить о своих подозрениях правоохранительные органы. В конечном счете, решение о том, возбуждать уголовное дело или нет, остается за органами следствия. Однако заметим, что позиция ФСФМ чрезвычайно активна: она весьма настойчиво относит к сфере своих интересов вопросы возбуждения уголовных дел по собственным материалам и старается добиваться, чтобы возможно большее число таких материалов было реализовано в уголовно-процессуальном порядке.
Зато в отношении самих банков ФСФМ способна точно квалифицировать те или иные случаи как нарушение законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, и наделена правом применять в отношении банков-нарушителей административные санкции. В соответствии со статьей 15.27 Кодекса об административных правонарушениях неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда. Правда, несмотря на обилие компрометирующей информации, подобные санкции к банкам до настоящего времени ни разу не применялись, поскольку между ФСФМ и ЦБ РФ существует негласное соглашение о разграничении функций: ФСФМ информирует о нарушениях, а Центральный банк России как надзорный орган на основании этой информации и последующей проверки применяет к банкам установленные законом меры ответственности.
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что роль банков в действующей
системе противодействия отмыванию грязных
денег и финансированию терроризма настолько
значительна, что банки стали одним из
главных составляющих элементов этой
системы. С другой стороны, участие в противодействии
отмыванию преступных доходов и финансированию
терроризма стало одним из важнейших направлений
банковской деятельности. Но не менее
важно осознать, что риски соучастия (преднамеренного
или непреднамеренного) в отмывании преступных
доходов и бремя ответственности за это
соучастие закон также целиком возложил
на банки. При обнаружении фактов преступного
отмывания грязных денег в банковской
системе (в случаях, когда сам банк не способствовал
такому обнаружению) и расследовании уголовных
дел весьма велика вероятность того, что
и банки, и их сотрудники будут нести в
связи с этим определенную долю ответственности
– либо как соучастники преступлений,
либо – при отсутствии преднамеренных
действий, - как нарушители Федерального
закона 115-ФЗ. Многое будет зависеть от
оценок со стороны уполномоченного органа.
Поэтому крайне важно, чтобы в каждом банке
была детально разработана и действовала
та система специальных мер, которая предусмотрена
законодательством, включая надлежащее
взаимодействие с уполномоченным органом
власти. Юридическая защита законных прав
и интересов банка в этой сфере может стать
достаточно надежной и эффективной, когда
она будет начинаться с создания и отладки
именно такой системы.
Список литературы
1.
Лимская декларация руководящих принципов
контроля. - Режим доступа: http://www.ccrm.md/file/lima/
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.kodex.nppnt.ru/
3.
Федеральный закон « О
4.
Федеральный закон «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)»:
[от 10.07.2002 № 86-ФЗ]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/today/
4.
Положение о Министерстве финансов Российской
Федерации: [Утверждено постановлением
Правительства Российской Федерации от
30.06.2004 г. № 329]. - Режим доступа: http://www1.minfin.ru/common
/img/uploaded/library/no_date/
5. Бурцев В.В. Система финансового контроля. // Материалы сайта
«Современная Россия. Информационно-аналитический портал». —www.nasledie.ru/schetpal/
6. Опенышев С.П., Жуков В.А. Предмет, метод, виды и принципы государственного финансового контроля. // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. — 2007 — № 4
7. Пансков В.Г. О некоторых вопросах государственного финансового
контроля в стране // Финансы. — 2009— № 5