Лекции по "История управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:41, курс лекций

Описание

Цель нашего изучения заключается в рассмотрении наиболее значительных периодов в эволюции менеджмента от ранних не научных периодов до наших дней. Изучение менеджмента, также как и изучение цивилизаций и культуры, представляет собой исследование истории непрерывного изменения взглядов на природу работы, человека и функционирования организаций.

Работа состоит из  1 файл

для 1 курса.docx

— 224.79 Кб (Скачать документ)

     Церковь была не только духовным, но и наиболее крупным экономическим центром раннесредневековой цивилизации. Она обладала огромными земельными владениями. Причем, наиболее важными их составляющими были сельские, изолированные от городов монастыри. В своих мастерских монастырь сохранял прежние ремесла и искусства, в библиотеках он поддерживал интеллектуальную культуру, а благодаря своим земельным владениям, сельскохозяйственной технике и труду монахов и зависимых крестьян он был важным центром производства и образцовым хозяйством.

     Католическая  церковь была крупнейшим ростовщиком  того времени. Церковные учреждения были едва ли не первыми банкирами  в истории Европы. Имея накопления, церковь открывала кредит королям и сеньорам, причём не брезгала и мелкими ссудами. Официальная церковная догма запрещала взимание процентов. Церковь не взимала процентов, но брала в залог главным образом землю. В случае неуплаты ссуды она получала возможность захватить эту землю.

     Старые  города были оживлены торговлей, а новые рождались как центры торговли. Промышленный рост сопровождался укреплением торговли, а текстиль стал ведущим фактором экономического роста. Первой формой организации промышленности была система домашнего производства. При этой системе торговец доставал сырье и передавал его рабочим или семьям, которые используя свое оборудование, производили вещи и поставляли их работодателю за заработную плату. На самом деле, домашняя система производства существует даже сейчас в производстве твидовой одежды в Ирландии и Шотландии. Недостатки надомного производства находятся в простых орудиях труда и технологии, небольшим желанием их усовершенствовать и в незначительном разделении труда. По мере роста объема торговли, домашняя система доказала свою неэффективность. Преимущества специализации труда, масштабного производства в одном месте неизбежно вели к становлению фабричной системы.

     Рассматриваемый период представлен исключительно  интересными работами Николо Макиавелли. Предмет книги Макиавелли - это манипуляция как главное средство приобретения и сохранения контроля над другими. Исследования показали, что личность макиавеллистического типа характеризуется тенденцией оценивать ситуации логично и продуманно; способностью обманывать ради достижения личных целей. Они не очень сочетаются со справедливостью, законностью, дружбой, обещанием или мнением других, но, тем не менее, они могут влиять на других.

     Во  второй половине XX века политологи, историки и, особенно, специалисты по менеджменту  не только проявили к Н.Макиавелли повышенное внимание, но и перешли к более позитивной оценке его творчества (возможно потому, что в самом менеджменте имеет место манипуляция работниками). Сейчас его произведения рассматриваются как источники идей, составлявших оригинальную систему практического управления. По своей эффективности, глубине и политической мудрости она не только не уступает, но даже превосходит иные разработки наших современников.

     Специалисты упоминают четыре принципа Макиавелли, которые оказали влияние на развитие менеджмента:

     1) авторитет, или власть лидера, коренится в поддержке сторонников;

     2) подчиненные должны знать, чего  они могут ожидать от своего  лидера, и понимать, чего он ожидает от них;

     3) лидер должен обладать волей  к выживанию;

     4) лидер - всегда образец мудрости  и справедливости для своих  сторонников.

     Макиавелли  учил правителя, стремящегося к успеху, согласовывать свои действия, во-первых, с законами необходимости (судьбой), а во-вторых, с поведением подчиненных.

     До  сих пор не потеряла актуальности макиавеллиевская концепция циклического развития государственных форм (демократия - олигархия - аристократия - монархия). Монархия легко обращается в тиранию, аристократия - в олигархию и т. д. Циклическое развитие форм управления напоминает идею кругооборота, взаимообращения добра и зла.

     Согласно  Макиавелли, существуют три хороших, или основных формы управления (монархия, аристократия и демократия) и три плохих, или извращенных (тирания, олигархия и анархия).

     Вторые  так похожи на первые, что все  они легко переходят одна в  другую: монархия - в тиранию, а демократия - в анархию. Основатель любой из трех хороших форм правления способен установить ее лишь на короткое время, ибо никакое средство не удержит ее от превращения в свою противоположность. Так и в человеческих делах: добродетель легко превращается в порок, а порок принимает обличье добродетели.

     Вклад Макиавелли в историю социальной мысли, в теорию и практику управления огромен. Одним из первых он обосновал понятие гражданского общества и применил термин государство так, как принято сейчас - для обозначения политической организации общества. 
 
 

Тема 4. Промышленная революция и ее влияние на развитие менеджмента

     Триединством  сил, приведших к промышленному  перевороту и новой культуре стали  рыночная этика, протестантская этика  и этика свободы. Рыночная этика  декларировала понятие рыночно направляемой экономики. Открытие заново древних классиков и обновленный интерес к науке и логике породил эпоху Ренессанса серьезно ослабили влияние теологии на человека, через протестантство и протестантскую этику. Этика свободы создала новые концепции в отношениях между человеком и государством через конституционное управление.

     В шестнадцатом и семнадцатом столетии, появление новых сильных национальных реалий, начало формировать заново экономическую мысль. С открытием новых земель, новые торговые пути и новые продукты создали международный рынок. Эта революция в торговле вылилась в формирование экономической философии меркантилизма (Меркантилизм (франц. mercantilisme, от итал. mercante — торговец, купец),1) первая школа буржуазной политической экономии, попытка теоретического обоснования экономической политики, отстаиваемой купцами.2) Экономическая политика периода раннего капитализма, характеризующаяся активным вмешательством государства в хозяйственную жизнь. Политика М. заключалась в поощрении — с целью увеличения производства товаров для экспорта — развития промышленности, особенно мануфактурной, в активном протекционизме, в поддержке экспансии торгового капитала, в частности, в поощрении создания монопольных торговых компаний, в развитии мореплавания и флота, захвате колоний; в резком повышении налогового обложения для финансирования всех этих мероприятий.) и поставила государственное управление на центральную роль в финансировании и покровительстве торговли в целях формирования сильной национальной экономики. В восемнадцатом веке, физиократическая школа экономической мысли бросила вызов меркантилизму. (ФИЗИОКРАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА под этим названием в науке о народном хозяйстве известна школа экономистов, по воззрениям которой одна лишь природа создает хозяйственные ценности и поэтому только сельское хозяйство в широком смысле слова увеличивает народное богатство страны; отсюда - только земледелие должно быть признано производительным, мануфактурная же промышленность и торговля - не производительны и не требуют вмешательства государственной власти; лучшим условием для их существования является совершенная свобода.) Франсуа Куэсней, её основоположник, считал, что богатство лежит не в золоте и серебре, а происходит из сельскохозяйственного производства. Он защищал свободный капитализм, и говорил, что правительствам следует оставить в покое механизм рынка; для него экономика имела естественный характер и была гармоничной, а правительственное вмешательство препятствовало естественному ходу событий.

     Адам  Смит (1723-1790), шотландский политик и экономист находился под влиянием взглядов о естественной природе экономики. В своей работе «Богатство наций» он основал классическую школу и стал отцом либеральной экономики. Смит считал, что тарифная политика меркантилизма была скорее деструктивна, чем охраняюща, уменьшала её эффективность неправильным распределением национальных ресурсов. Смит предполагал, что только рынок и конкуренция могут быть регуляторами экономической активности. Невидимая рука рынка может обеспечить наилучшее распределение ресурсов, наиболее эффективную отдачу и экономическую заинтересованность каждого участника и каждой нации, принесет наибольшее благосостояние всем, кто действует на рынке свободной конкуренции.

     Работа  Смита появилась на ранней стадии промышленной революции и сразу  же нашла огромное число сторонников  и плодородную почву для его  либеральной экономики. Он действовал в унисон с философией эпохи Просвещения и появляющейся группой предпринимателей, которые стремились устранить ограничения меркантелизма и контролирующую власть землевладельцев. Англия увидела в рыночной этике возможность частной инициативы, а не меркантилизм, конкуренцию, а не протекционизм, инновации, а не экономическую стагнацию, личную заинтересованность, а не государственные интересы в качестве мотивирующей силы.

     Ослабление  религиозных связей в крестовых  походах и укрепление благосостояния общества через оживление коммерции рано или поздно обязано было привести к мятежу против церкви. Начало ему положил Мартин Лютер. Он привнес в Реформацию трезвое понимание малости и слабости человека. В сочетании церкви и государства он видел некоторый идеал, который реализовался в его теократическом правлении в Женеве. Его концепция избранных, предназначенных для спасения, воодушевляла его последователей. Так как все было предопределено, каждый должен верить, что является избранным, и, черпая силы в этой божественной избранности, каждый должен мужественно встречать невзгоды подчас жестокого мира.

     Макс  Вебер доказал, что протестантизм  создал дух капитализма. Вебер начал  свое исследование духа капитализма  с привлечения внимания к огромному  числу протестантов, которые являлись бизнесменами и предпринимателями, наиболее квалифицированными рабочими, наиболее технически и коммерчески подготовленным персоналом. С точки зрения Вебера, Лютер развил идею призвания в смысле жизненного задания и предназначения, установленного Богом. Это идея оказалась новой и весьма продуктивной, соответствующей духу времени. Она развенчала католические концепции жизни по средствам и монашеского аскетизма, инициируя человека выполнить обязательства, наложенные на него в этом мире, то есть при его призвании. Эта идея признавала мирские дела в качестве высшей формы активности человека и придала исполнению земных долгов религиозную значительность, санкционировала их исполнение. Занятие каждого человека было его призванием, и все призвания законны в глазах Бога. Чтобы обрести уверенность в себе, каждый индивидуум должен погрузиться в интенсивную мирскую деятельность, и только она одна развеет религиозные сомнения и позволит обрести состояние благодати. На практике, это приводит к пониманию того, что Бог помогает тем, кто сам себе помогает.

     Таким образом, требовалось, чтобы он прожил жизнь, исполненную трудовых достижений, а не неправедных деяний, уравновешенных правами покаяния. Вебер усмотрел в этом базисное явление для формирования духа усилия и дохода; человек не был более волен в своих иррациональных импульсах, но в соответствии с догмой должен был контролировать каждое свое действие. Каждый поверял свою веру в мирской деятельности и делал это ревностно и контролируя себя.

     Этот  новый протестантский аскетизм, который  Вебер характеризовал как пуританство, не прощал стремления к обогащению ради него самого, приводящего к удовольствию и ко всем плотским искушениям. Вместо этого целью праведной жизни становилась деятельность. Это порождало на практике многочисленные последствия: (1) греховность потерь времени: потеря времени является наисмертнейшим из грехов, так как каждый потерянный час уничтожает возможность работы во славу Бога; (2) постоянную готовность трудиться: кто не работает, не ест; (3) высшую целесообразность специализации труда, так как разделение труда и его специализация является результатом Божественного промысла, поскольку ведет к развитию навыков более высокой квалификации, к увеличению количества и качества производимых продуктов и, следовательно, служит добру в целом; (4) потребление сверх основных потребностей является затратным, неэкономным расходованием и потому греховным: Нет - тратам и нет - желаниям. В соответствии с Вебером, каждая из этих идей имела значительное влияние на мотивацию людей, развивающую в них дух предпринимательства.

     Интенсивная деятельность уводила людей от созерцательной жизни к жизни, исполненной постоянного  физического и умственного труда. Протестантская этика постулировала  тезис о том, что Бог желает прибыльности, которая является знаком благодати. А неэкономные расходы  и уменьшение доходов или неиспользование  возможности выгодного предприятия означало деятельности вопреки воле Бога. Не стремясь к роскоши, каждый человек создает прибыль и доход от трудов своих. Созданное богатство не может быть потреблено свыше человеческих основных потребностей, таким образом, вся прибыль инвестируется в новые предприятий или в усовершенствование настоящих.

     Провозгласив  постулат экономической свободы  и санкционировав вознаграждение человека за общественно полезный труд, политическая система должна, соответственно, предоставить личности и политическую свободу. Наследственное право королей, власть поместных лордов, влияние церкви на светскую жизнь, крепостное право - все эти инструменты не благоприятствовали развитию индустриального общества. В эпоху Просвещения новые философы стимулировали появление таких идей о человечестве, как идеи равенства, справедливости, прав человека, законности, понятия о республиканском правлении с согласия управляемых. Это были радикальные идеи для тех времен.

Информация о работе Лекции по "История управления"