Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:12, курс лекций
Альтернативные издержки – ценность лучшего из отвергнутых вариантов использования ресурсов.
Затраты, связанные с увеличением масштаба (отрицательный эффект масштаба) – увеличение средних совокупных издержек в долгосрочном периоде при возрастании объема производства.
Золотое правило определяет оптимальную норму накопления, обеспечивающую равновесный экономический рост с максимальным уровнем потребления, при котором выполняется условие:
MPK = d.
АО «ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра «Экономика и менеджмент»
«Утверждаю»
Проректор по учебно-методической работе
____________С.К. Баймуханов
Рабочая учебная программа
Астана 2012
Рабочая программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования РК послевузовского образования по специальностям бакалавриата 5В050800 «Учет и аудит», 5В050900 «Финансы»
Составитель: ст.преподаватель Мингишпанов Е.А.
Обсуждено на заседании кафедры «Экономика и менеджмент»
Протокол № 1, _10___09____ 2012 г.
Зав. кафедрой «Экономика и менеджмент» _____________ Орынбасарова С.Е.
Согласовано:
Декан факультета высшего образования
_____________ Бабланов Т.К.
Утверждено на заседании научно-методического совета
Протокол №___ от «___» _______________2012 года
Председатель НМС _________________Баймуханов С.К.
Учебный курс «Микроэкономика» представляет собой раздел экономической теории, который, со временем перерос в самостоятельную область научно- практических знаний. Основной целью дисциплины является формирование у студентов базовых теоретических знаний и практических навыков в процессе принятии решений на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.
Целью преподавания дисциплины курса «Микроэкономика» является заинтересовать и обучить студентов, будущих экономистов, теории и модели микроэкономики в целях дальнейшего применения полученных знаний на практике, в реальной жизни.
Задачи изучения данной дисциплины заключаются в:
- рассмотрении теоретических и методических основ микроэкономики;
- изучении микроэкономических процессов и модели.
-анализ и оценка экономического состояния фирмы в конкурентных условиях;
- поведение
потребителей в рыночных
- определении и использовании основных микроэкономических инструментов.
-основными инструментами микроэкономического анализа изучения поведения фирм в различных рынках, оптимизация их деятельности.
Пререквизиты дисциплины: Основы экономической теорий, Высшая математика, Политология, Информатика.
Постреквизиты дисциплины: Макроэкономика, Экономика предприятия, Экономическая политика, Финансы, Международная экономика, Деньги, кредиты и банки.
Студенты, изучившие данную дисциплину, должны:
Знания. Студент должен знать основные микроэкономические понятия (полезность, равновесие потребителя изокоста, изокванта, производственные функции, издержки производства), взаимосвязь микроэкономических показателей, микроэкономические задачи в теорий фирм. Определения роли государства в регулировании деятельности различных предприятий.
Умение. Проведение оценки микроэкономического положения на основе основных экономических моделей. Умение разрабатывать стратегию фирмы исходя из конкретной экономической ситуации. Рассчитывать коэффициенты эластичности спроса и предложений. Определить равновесное положение потребителя и производителя и излишки потребителя и производителя. Умение применение моделей позволяют достичь общего равновесия на всех внутренних рынках, что обеспечивает микроэкономическое равновесие различных рыночных структур.
Навык. Применяя навыки математической формализации, обучаясь способностям логического мышления и умению оценивать эффективность работы фирм в различных условиях рыночной структуры. Применять расчетную форму нахождения совокупного среднего и предельного фактора производства.
Компетенции. Студент должен быть компетентным в процессе принятия решения в хозяйствовании реальной экономикой, но безусловно верно то, что он получит правильные направления и ориентиры, позволяющие достичь этих верных решений. Объяснить: значение спроса и предложения, эффект масштаба производства, внешнее эффекты, ассиметричную информацию.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дисциплинЫ
«МИКРОЭКОНОМИКА»
№ |
Наименование темы |
Всего |
Контактные часы |
СРС (с учетом СРСП) | |||
в том числе | |||||||
лекции |
Практические занятия |
Лабораторные занятия |
СРСП | ||||
1 |
Современная микроэкономика и ее методология |
4 |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
2 |
Рыночная экономическая система и рыночный механизм |
4 |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
3 |
Теория потребительского выбора |
6 |
1 |
1 |
- |
2 |
2 |
4 |
Поведение производителей |
6 |
1 |
1 |
- |
2 |
2 |
5 |
Издержки производства |
4 |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
6 |
Концентрация капитала и рыночная власть |
4 |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
7 |
Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции |
4 |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
8 |
Поведение фирмы в условиях монополия |
4 |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
9 |
Поведение фирмы в условиях олигополии |
4 |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
10 |
Поведение фирмы в условиях монополия конкуренция |
4 |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
11 |
Рынок труда |
4 |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
12 |
Рынок капитал |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 | |
13 |
Рынок земли |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 | |
14 |
Инновационные рынки |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 | |
15 |
«Провалы» рынка и государственное регулирование |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 | |
ИТОГО |
90 |
15 |
15 |
- |
30 |
30 |
1 тема. Современная микроэкономика и ее методология
Предмет микроэкономики. Цель и задачи микроэкономической теории. Проблема ограниченности ресурсов и необходимости выбора. Неограниченность желаний людей. Экономические ресурсы. Гипотеза о рациональном поведении людей. Три фундаментальные задачи экономики. Понятие рынка. Субъекты рынка. Позитивный и нормативный анализ. Оптимизационные и равновесные модели.
Рыночная экономическая
3 тема. Теория потребительского выбора
Понятие полезности. Количественная теория полезности. Порядковая теория полезности. Предельная полезность. Условия максимизации полезности потребителем. Кривая безразличия. Свойства кривых безразличия. Предельная норма замещения (MRS) для совершенно взаимозаменяемых товаров. Уменьшающаяся предельная норма замещения. Бюджетная линия. Уравнение бюджетной линии. Условие равновесия потребителя. Угловое равновесие. Влияние на равновесие изменения цен и дохода потребителя. Кривая «цена - потребление». Кривая «доход - потребление». Качественные и некачественные товары
4 тема. Поведение производителей
Понятие производства. Факторы производства. Технологии производства. Производственная функция, ее свойства. Примеры улучшения технологии. Изокванты. Карты изоквант. Построение производственной функции. Закон убывающей предельной отдачи. Постоянные и переменные факторы производства.
Совокупный, средний и
предельный продукты переменного фактора
производства. Их графическое представление.
Связь между средним и
5 тема. Издержки производства
Понятия «затраты» и «издержки» производства. Частные и общественные затраты. Затраты производства и альтернативные затраты. Явные и неявные затраты. Функция затрат. Долгосрочные и краткосрочные затраты. Бухгалтерские и экономические издержки. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Нормативная прибыль. Затраты в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки. Средние переменные, средние общие и предельные издержки. Соотношение между ними. Краткосрочные кривые всех видов издержек.
Взаимосвязь между предельными издержками и предельным продуктом. Изокванты и кривые долгосрочных затрат при различном характере отдачи от масштаба. Долгосрочные предельные и средние затраты. Условие минимума долгосрочных средних затрат. Взаимосвязь между краткосрочными и долгосрочными затратами. Кривая долгосрочных затрат как огибающая кривых краткосрочных затрат.
6 тема. Концентрация капитала и рыночная власть
Сущность, источники и значение рыночной власти. Оценка степени рыночной власти. Индекс Лернера. Индекс Херфиндаля- Хиршмана. Индекс Тобина. Индекс Бейне.
7 тема. Поведение фирмы в условиях совершенной
конкуренции.
Признаки совершенно конкурентной фирмы. Многообразие рыночных структур. Реальные и идеальные структуры. Ограничения, накладываемые на модели рынка совершенной конкуренции. Максимизация прибыли фирмы на краткосрочных временных интервалах. Минимизация краткосрочных убытков. Прекращение производства для уменьшения убытков на краткосрочном временном интервале. Кривая предложения фирмы на краткосрочном временном интервале. Эффективность совершенно конкурентного рынка.
8 тема. Поведение фирмы в условиях монополии.
Экономическая природа и разнообразие видов монополии. Чистая монополия. Барьеры для входа в отрасль. Спрос на продукт монополиста. Предельный доход монополиста. Цена и эластичность спроса по цене. Точка максимальной прибыли монополиста. Графический анализ краткосрочного монопольного равновесия. Монопольное равновесие и ценовая эластичность спроса. Экономические последствия монополистического рынка. Регулирования естественных монополий.
9 тема. Поведение фирмы в условиях олигополии
Сущность, причины и формы олигополии. Принятие решений олигополий.Основные черты олигополии. Олигополистические ценовые войны. Олигопольный рынок гомогенного блага. Модель Курно. Линии реакции.
Обобщение модели Курно, Чемберлина, Штакельберга. Кривая спроса олигополиста. Ценообразование за лидером. Твердость цен и ломаная кривая спроса. Ценообразование, ограничивающие вход в отрасль. Модели ценовой олигополии:Бертрана и Эджуорта.
10 тема. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции
Признаки монополистической конкуренции. Дифференциация продукта. Несовершенная конкуренция и дифференциация продукта. Экономия на масштабах. Безвозвратные издержки. Признаки монополистической конкуренции. Определение цены и объема выпуска в краткосрочном периоде. Равновесие монополистической конкурентной фирмы, в долгосрочном периоде.. Убытки монопольно конкурентной фирмы. Избыточная производственная мощность. Использование рекламы для максимизации прибыли монополистически конкурентной фирмы. Долгосрочное равновесие фирмы, осуществляющей рекламную деятельность. Ценовая дискриминация.
11 тема. Рынок труда
Предложение труда. Спрос на труд. Равновесие на рынке труда. Цена труда. Влияние профсоюзов на уровень оплаты труда. Типы рынка труда. Минимальная заработная плата. Регулирование на рынке труда
12 тема. Рынок капитала
Капитал и его формы. Инвестирование. Краткосрочные инвестиции. Оптимальный объем инвестиции. Долгосрочные инвестиции. Предельная окупаемость капиталовложений. Дисконтированная стоимость при расчете инвестиций. Спрос на инвестиций. Предложение заемных средств. Номинальная и реальная ставка ссудного процента.
13 тема. Рынок земли
Особенности земли как фактора производства. Предложение земли. Спрос на земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения. Равновесие на рынке земли. Земельная рента. Абсолютная и дифференциальная рента. Цена земли. Арендная плата.Частичное и общее равновесие рынков.
14 тема. Инновационные рынки
Понятие и классификация инноваций. Виды и структура инновационных организаций.
Патентно-лицензионная деятельность инновационной организации. Инновации на конкурентном рынке. Стимулы к инновациям в условиях монополии и в условиях монополистической конкуренции. Цена инновационной продукции. Электронный рынок.
15 тема. «Провалы» рынка и государственное регулирование
«Провалы» рынка: монополия, несовершенная информация, внешние эффекты, общественные блага. Рыночная неопределенность и риск. Ассиметрия информации и способы ее снижения. Природа, формы проявления регулирование внешних эффектов. Сущность и признаки общественного блага. Спрос на общественные блага. Эффективный объем чисто общественного благо. Экономические последствия монополизации рынка. Регулирование деятельности монополий.
Тематика практических занятий
Тема 1. Введение в микроэкономику