Лекции по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:12, курс лекций

Описание

Альтернативные издержки – ценность лучшего из отвергнутых вариантов использования ресурсов.
Затраты, связанные с увеличением масштаба (отрицательный эффект масштаба) – увеличение средних совокупных издержек в долгосрочном периоде при возрастании объема производства.
Золотое правило определяет оптимальную норму накопления, обеспечивающую равновесный экономический рост с максимальным уровнем потребления, при котором выполняется условие:
MPK = d.

Работа состоит из  10 файлов

7.темы курсовых работ.docx

— 14.72 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

8.глоссарий микро.doc

— 48.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

8.словарь микро.doc

— 64.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

1. РП микро.doc

— 130.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

5.Тестовые вопросы для рубежного контроля..doc

— 135.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

2.Силл микроэк.русс.doc

— 140.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

6.тестовые задания.doc

— 208.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

4.СРСП и СРС.doc

— 732.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

5.Рубежка тесты по микроэкономика.rtf

— 763.67 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

3.Лекций по микроэкономике.doc

— 938.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КРАТКИЕ КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине  «Микроэкономика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект лекционных занятий

Тема 1: Современная микроэкономика и ее методология .

План лекций 1.

    1. Предмет микроэкономики
    2. Методология микроэкономики
    3. Этапы разработки микроэкономической теории

1.Микроэкономика изучает:

  • Теорию рыночной экономики.
  • Определенную теоретическую систему – неоклассическое направление экономической мысли.

Микроэкономика рассматривает  положение продавцов, покупателей, их взаимодействие, механизм формирования цен и т.д., т.е. начинает с анализа рынка вообще. Микроанализ имеет дело с описанием поведения экономических агентов – субъектов рыночной экономики. Микроэкономика изучает, как в условиях рыночной экономики организовано взаимодействие экономических агентов, посредством которых осуществляется распределение ресурсов для производственной деятельности и последующего потребления.

Макроэкономика базируется на принципах:

  • Ограниченности ресурсов.
  • Многоцелевого использования ресурсов, т.е. возникает необходимость выбора из альтернативных ресурсов. Эта концепция затрагивает вопросы: «Что производить? Какие технологии использовать? И т.д.»
  • Оптимизирующего поведения участников экономического процесса. Предполагается, что каждый участник рационален, информирован и решает задачу улучшения своего положения. Например, при существующих ограничениях на ресурсы, фирма стремится выбрать такой план производства, чтобы максимизировать свою прибыль. Если известно количество продуктов, то задача – минимизировать издержки.

 

Участники рыночной экономики:

  • Потребители
  • Фирмы – производственные (одушевленные) единицы.
  • Государство – арбитр (за рамками модели), организующий денежную систему.

 

Рыночный механизм дает сбои –  это «общественные блага», которые  никто не хочет производить. Именно государство, собирая налоги, формирует ресурсы для «общественных благ».




 

 

 

 

 

На начальном этапе микроэкономики роли государства не рассматриваются.

Экономические ресурсы  в микроэкономике.

  • Труд. Капитал. Земля. Предпринимательство или управление.

Часто факторы производства рассматриваются обобщенно, в агрегированном виде. Т.е. труд рассматривается как  один фактор производства без разделения на виды труда, квалификацию и т.д. –  некий универсальный ресурс. То же самое в отношении капитала. Часто рассматриваются двухфакторные модели, т.е. рассматривается два фактора производства: труд и капитал. Для рассмотрения сущности рыночного обмена этого достаточно.


 

Институциональные предпосылки:

  • Установлена частная собственность потребителей на все имеющие ресурсы, т.е. продукция, произведенная в экономической системе (объект частной собственности) распределяется между владельцами фактора производства пропорционально вкладу каждого из факторов производства в ее производство.
  • Эквивалентность обмена – ресурсы, продукты как экономические блага могут обмениваться. Условия обмена – равная ценность.
  • Товарно–денежный характер обмена.

С точки зрения микроэкономики: деньги – общественный посредник  обмена, некий идеальный товар, который  всеми участниками экономического процесса признается как воплощение ценности. Количество этого товара в экономической системе должно быть в точности таким, чтобы обслужить все товарные сделки. Природу этого товара микроэкономика не рассматривает. Такой взгляд на деньги получил название «концепция нейтральных денег»: деньги, сами по себе, не оказывают влияния на экономические процессы.


 

Метод микроэкономики заключается  во всестороннем изучении данной модели. Данная модель – изучается поэтапно:

  • Изучаются закономерности поведения потребителей.
  • Изучается поведение фирмы – теория конкурентной фирмы.
  • Первый взгляд на теорию в целом – теория конкурентного равновесия.
  • Теория несовершенной конкуренции.
  • Рынки факторов производства.

 


Отличия классической школы  от неоклассической:

  • Позитивное начало. Неоклассики изучают законы рационального хозяйствования при данных институциональных предпосылках.
  • Неоклассики поставили в центр рассмотрения проблему рынка (обмена), а не производства.
  • Неоклассики применили строгий математический инструментарий.

Общее у неоклассиков и классиков  то, что они исходят из того, что  рыночная экономика – саморегулирующийся механизм, способный оптимально распределять ресурсы при минимальном вмешательстве государства.

 

 

Тема 2. Рыночная экономическая система и рыночный механизм

 

План лекций 2. 1. Спрос 2.Предложение 3.Эластичность

1. Спрос – это количество товара, которое потребители готовы приобрести при данной цене. Спрос – однофакторная функция: .

 – на самом деле, спрос зависит от многих условий, но мы берем только условие изменения цены, т.е. условие ceteris paribus – при прочих равных условиях. Спрос всегда платежеспособный и всегда реальный.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закон спроса: имея данную функцию спроса, мы можем сказать, что небольшому увеличению цены сопутствует уменьшение спроса. Это для большинства товаров – нормальных товаров. Факторы, влияющие на изменение функции спроса:

  • Доход потребителя – R. Цены других товаров – Pj.
  • Ожидание. Сезонность.
  • Количество продавцов и покупателей на рынке и т.д.

2. Предложение – количество товаров, которые фирмы готовы продать при заданной цене. Предложение – тоже однофакторная функция: .

Закон предложения: при росте цены желание продать товар увеличивается.

Если условия ceteris paribus выполняются, то тогда изменения продаж есть функция цены товара, и мы движемся вдоль кривой предложения. Если эти условия не выполняются, то происходит изменение функции предложения, так, в силу технического прогресса происходит рост объема предложения при данных ценах.

Условие задачи:

На рынке существует один вид  продукта. Всех покупателей мы можем  объединить в одного покупателя, а всех продавцов – в одного продавца. Продавец и покупатель имеют заданную функцию спроса и предложения соответственно. Мы рассматриваем короткий период времени, когда выполняется условие ceteris paribus. И покупатель, и продавец могут, как угодно изменять цену.


Решение задачи:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пусть в начальный  момент времени цена равна P1. Тогда Q1>Q2. Существует некоторое избыточное предложение Q1 – Q2 = A. Для того, чтобы продать А, нужно уменьшить цену. Пусть начальная цена равняется P2. В этом случае Q1>Q2 – избыточный спрос дефицит. Возникает желание увеличить цену.

Если же в начальный  момент времени цена равна PE. Если на рынке установилась ситуация, которая задается парой чисел (PE, QE), то А=0 и, если выполняется условие ceteris paribus, то рынок находится в равновесии. Отраслевое равновесие всегда задается парой чисел, а именно: равновесная цена и равновесный объем закупок (равновесный объем продаж).

Закон спроса и предложения  для монопродуктовой модели: при условии свободного ценообразования избыточный спрос стремится к 0.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предположим, что на рынке  действует много покупателей, и  каждый из них покупает по одной единице товара. Рассмотрим всех этих покупателей последовательно. Самый первый был готов купить по самой высокой цене, второй – по цене, чуть ниже первой и т.д. Рассмотрим положение покупателя посередине: он был готов купить по довольно высокой цене, а купил по равновесной. Эта разница между ценами называется выигрышем потребителя. Сумма выигрышей называется потребительским излишком.

Предположим, что на рынке  действует много продавцов, и  каждый из них продает по одной единице товара. Рассмотрим всех этих продавцов последовательно. Первый был готов продать по очень низкой цене, второй – по цене, чуть выше первой и т.д. Но все они продали по равновесной цене. Разница между равновесной ценой и ценой, за которую был готов продать продавец, называется выигрышем продавца. Сумма всех выигрышей называется излишком продавца. Сумма излишка потребителя и излишка продавца называется выгодой торговли.

Анализ налога на продажи



Если на отраслевом рынке правительство  вводит налог на продажи, так пусть  товар стоил 10 руб., то теперь его цена поднялась до 11, при 10% налоге на продажи. Здесь налог – добавка к цене. В состоянии равновесия QE=10 PE=1, если налог – 10% то цена не 1, а 1,1. У правительства есть ожидание по поводу будущих налоговых поступлений, она базируется на знании графика 1. Но т.к. каждая единица товара становится дороже на 1, то график поднимается на 1. Pe – стала выше, Qe– сократилась. При новом состоянии производители продают меньше товаров, таким образом величина налоговых поступлений меньше чем ожидалось.

 

 

Введение тарифов  во внешней торговле

Если в страну импортируется  какой–то товар, то есть цена, по которой иностранная фирма готова его предложить. Государство же из соображений пополнения казны, защиты интересов национальных производителей, может вводить наценки к новым товарам – тарифы. На рисунке показан эффект введения тарифа на товар (он аналогичен ситуации с налогом от продаж)

Введение и установление квот

Если импортные товары имеют близкие заменители на местном  рынке, то местные производители требуют ограничение импорта иностранных товаров, т.е. установление какого-либо предела на рис отражен эффект квотирования. Если спрос повышается, то цена также растёт.

 

 

 

 

 

 

Установление  потолка и нижнего предела  цен.

 

В ряде случаев правительство  хочет сдержать рост цен, например, защитить потребителей. Тогда оно  устанавливает «потолок цен»

Следствия:

  • Дефицит ,распределение ,рационирование,злоупотребления
  • «черный рынок»,повышение цены

Правительство также  может установить нижний предел цен, но какими бы благими намерениями ни было вызвано отклонение от равновесия, в конечном итоге это наносит ущерб и потребителям и производителям.

Следствия установления нижнего предела цен:

  • Незанятые ресурсы (безработица)
  • «Черный рынок»
  • Снижение цен

 

Тема 2. Понятие эластичности

 План лекций 3.1.Эластичность.2.Виды эластичности.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции спроса весьма различным  способом реагируют на изменения  цен. Хотелось бы ввести некоторую переменную, которая показывала бы некоторую чувствительность спроса к изменению цен.

Из математики эластичность функции:


Эластичность спроса по цене.

 

Экономический смысл: коэффициент эластичности для заданной функции спроса показывает, на сколько процентов изменится спрос, если цена на 1%.

Если мы пойдем из (Q0; P0) к (Q1; P1), то мы получим другое значение – недостаток интервала эластичности. Этот недостаток устраняется, если определить коэффициент эластичности, называемый эластичность по средней точке. Очень часто используют эластичность не на интервале, а эластичность в конкретной точке. Например, EA показывает, насколько эластична функция спроса в окрестности точки А. Эластичность может существенно меняться при нелинейном графике.


 

 

 

 

Зная понятие эластичности можно рассмотреть все функции  спроса и классифицировать их по степени  чувствительности на изменение цены. В качестве критерия взяли Е = 1. Получилось 3 группы:

  • |E| > 1 – эластичная функция (например, Р+1% => Q – 10%);
  • |E| < 1 – жесткая эластичность (например, Р+1% => Q – 1%);
  • |E| = 1;

Эластичность можно  рассчитать не только для традиционной функции спроса, а, например, для  функции предложения:

 


 

 

Eij – перекрестная эластичность.

  • Eij > 0 => если товар i – подорожал, то товар j стали покупать больше – товары заменители – субституты.
  • Eij < 0 => если товар i подорожал, то товар j стали покупать меньше – взаимодополняющие товары – комплементарные товары.
  • E(R) – эластичность спроса по доходу (насколько изменится спрос на товар в результате изменения дохода).
  • E(R) > 0 – если доход возрос, то и спрос возрос – ценные товары.
  • E(R) < 0 – если доход возрос, то спрос упал – малоценные товары.

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"