Личность менеджера: персонализация управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 22:31, курсовая работа

Описание

Личность менеджера играет решающую роль в достижении эффективности управления. Вся совокупность личностных характеристик менеджера разделяется на две группы: характеристики природной индивидуальности и характеристики, приобретенные и развитые в процессе образования, накопления опыта, осмысления промахов и успехов. Профессиональная подготовка менеджера определяет его авторитет, качество управленческих решений, реальность и успешность стратегии управления, время разработки управленческих решений. Личность менеджера формируется на основе как его индивидуальных устремлений к развитию определенных привычек, черт и навыков, так и в результате условий, в которых ему приходится работать.

Работа состоит из  1 файл

Личность менеджера играет решающую роль в достижении эффективности управления.docx

— 87.42 Кб (Скачать документ)

Введение

Личность менеджера играет решающую роль в достижении эффективности  управления. Вся совокупность личностных характеристик менеджера разделяется на две группы: характеристики природной индивидуальности и характеристики, приобретенные и развитые в процессе образования, накопления опыта, осмысления промахов и успехов. Профессиональная подготовка менеджера определяет его авторитет, качество управленческих решений, реальность и успешность стратегии управления, время разработки управленческих решений. Личность менеджера формируется на основе как его индивидуальных устремлений к развитию определенных привычек, черт и навыков, так и в результате условий, в которых ему приходится работать. Личность менеджера наиболее ярко проявляется в стиле управления.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Личность менеджера: персонализация управления.

1.1. Понятие менеджера как личности.

Понятие «личность» характеризует человека как общественное существо. Это устойчивая система социально значимых качеств индивида, сформированных в совместной деятельности и общении с другими людьми. В системе управления мы имеем дело с личностью:    1. находящейся на определенной, достаточно зрелой стадии своего развития;             2. реализующей себя не во всей системе жизнедеятельности, а в конкретной профессиональной;        3. принявшей на себя вместе с выбором профессиональной деятельности и вытекающие из нее цели, задачи, способы и обязательные результаты;           4. не всегда осуществляющей профессиональную деятельность в полном соответствии с предъявляемыми к ней требованиями и взятыми на себя обязательствами.           Уже это показывает, что механистично представлять дело так, будто сформировавшиеся в прошлом особенности личности будут однозначно и неизменно проявляться в профессиональной деятельности и что стоит у данного человека только сформировать качества, как проблема будет решена раз и навсегда. Кроме того, управление должно достигать не только отсроченных, но и текущих целей. Нельзя выполнить долговременные планы, не выполняя их ежедневно. Максимальную производительность труда, ответственное и творческое отношение к делу, дисциплину, соблюдение законности и прочее каждый сотрудник должен проявлять не когда-то в будущем, а каждодневно.       Но практически всегда в организации будут молодые, недостаточно опытные, в чем-то не отвечающие предъявляемым им требованиям, работники. Между тем все это не может служить ни малейшим оправданием невыполнения планов и задач органом управления. Надо выполнять и решать их каждый день и наилучшим образом. Это говорит о том, что искать решения проблем личности в каждом конкретном органе только на путях ее формирования и развития все же нельзя. Кроме того, это и неверно, так как не соответствует реальной психологии личности, существующей и проявляющейся в системе управления.      Менеджер - наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению, имеющий специальную подготовку, не только знающий механизм управления производством определенной продукции, но и обладающий навыками работы по изучению положения на рынке сбыта, поиску перспективных покупателей производимой продукции, проведению с ними коммерческих переговоров и заключению контрактов, приносящих прибыль.           Основное содержание деятельности менеджера, - это управление, руководство людьми и это является главной особенностью профессии менеджера. Управление выступает как важнейший и наиболее эффективный в современном мире способ осуществления власти. В общем случае власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее влияние на поведение и деятельность отдельных людей и их групп с использованием авторитета, права, насилия, денег и т.д. В свою очередь, наличие власти является необходимым условием эффективного руководства . 
Основные особенности профессиональной управленческой деятельности обусловлены следующим:

  • неопределенностью условий принятия решений (дефицит информации и времени для выработки обоснованных критериев выбора управленческого решения);
  • высоким уровнем рисков, имеющих значение не только для самого руководителя, но и для подчиненного ему коллектива, а также организации в целом;
  • повышенной ответственностью субъекта управления за последствия принимаемых решений. В случае негативных последствий речь идет об ответственности не только административной (иногда и уголовной), но главным образом моральной;
  • положением, при котором субъект управления является одновременно руководителем и подчиненным;
  • особыми (повышенными) требованиями, предъявляемыми к уровню профессионализма субъекта управления, — к знаниям, навыкам, уровню образования и качеству воспитания, а также к нравственным и деловым качествам руководителя;
  • наличием значительного конфликтного потенциала во взаимодействии руководителя и подчиненного, руководителя и коллектива, между руководителями, между различными организациями. Этот потенциал требует нейтрализации, а ситуации конфликта — гармонизации и разрешения без ущерба для участвующих сторон;
  • весьма высокой интенсивностью контактов субъекта управления с другими людьми. Каждый из подобного рода контактов требует от руководителя внимания, определенного психического напряжения и больших затрат энергии;
  • определяющим влиянием, которое оказывают на содержание решений личные качества и интересы лиц, принимающих это решение;
  • конкурентным характером взаимодействия интересов представителей различных звеньев и уровней управления деятельностью организации, которые в большинстве случаев не совпадают;
  • уникальностью управленческих ситуаций. Каждая управленческая ситуация существенно отличается от всех других, несмотря на то, что существуют и так называемые типовые и стандартные ситуации. Неповторимость реальной, даже стандартной, ситуации определяется уникальностью ее участников, каждый раз новым сочетанием условий и факторов, имеющих значение для ее разрешения. Успешное разрешение любой управленческой ситуации предполагает использование руководителем своего творческого потенциала.        

Для характеристики профессии  менеджера важными являются также  следующие основания общей классификации  профессий:

  • содержание труда (по предмету, цели, средствам, способам, условиям), т.е. характеристика объекта труда;
  • характер требований к психике человека, т.е. характеристика субъекта труда.

 
По объекту труда профессию  менеджера следует отнести к  числу профессий, ориентированных  на взаимодействие «человек- человек». Вместе с тем менеджер может руководить и группой людей, профессионально ориентированных на взаимодействие «человек - живая природа» (инженеры, механики), «человек - знаковая система» (редакторы, чертежники), «человек - художественный образ» (артисты, телеведущие). 
         По целям профессия менеджера - преобразующая, причем объектом преобразования выступает социальная реальность (различные ее аспекты). 
         По средствам труда менеджер относится преимущественно к числу профессий умственного труда, используются при необходимости средства обработки информации - вычислительная и организационная техника. 
         По условиям труда профессия менеджера относится, скорее, к числу профессий, связанных с работой в микроклимате, близкому к комфортному. Нередко в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей. 
         Профессия менеджера требует высококвалифицированного труда и длительной дорогостоящей подготовки кадров. 
 
Это профессия, требующая наиболее высокой степени активности и уровня ответственности человека, а также требующая сочетания у человека многих качеств, прежде всего коммуникативных и организационных. 
По мере повышения уровня должностного положения менеджера характер требований к психофизическим особенностям человека изменяются от относительной профессиональной пригодности (отсутствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией, опытом) до абсолютной профессиональной пригодности, для которой необходимы определенные природные данные (качества лидера, организаторские способности и т.д.). 
Труд менеджера с повышением его должностного положения изменяется также от самостоятельного (в пределах задачи предоставляется простор для самостоятельного выбора приемов работы) до свободного творческого труда (характерен для «топ-менеджеров» - работник самостоятельно выбирает не только приемы деятельности, но и задания). 
Важная особенность профессии менеджера заключается в том, что он может руководить работой групп людей, профессия которых связана с иными:

  • целями (гностическими профессиями - эксперт, ревизор; изыскательскими - научный работник);
  • объектами (взаимодействие «человек - живая природа» - инженер, механик и др.; «человек- человек»- врач, учитель, продавец и др.);
  • средствами (ручного труда - представители ремесел; машинно-ручного труда - машинист, водитель; с применением автоматизированных систем - оператор);
  • условиями - с работой в необычных условиях (пожарный, водолаз), с экстренными и экстремальными ситуациями (сотрудники МВД, МЧС и др.);
  • степенью квалификации (профессии с простым квалифицированным трудом, профессии, не требующие специальной подготовки);
  • характером труда (автоматический труд - строго регламентированный, с однотипными мелкими операциями в течение дня, задания и приемы однообразны, в частности рабочий-сборщик; полуавтоматический труд - действия не всегда строго регламентированы, перечень заданий и приемов однообразен, но возможно разнообразие в ритме и стиле, в частности машинистка; шаблонный исполнительский труд - задания и приемы разнообразны, но строго оговорены инструкциями, в частности швея).

Таким образом, формирование личности в процессе управления позволит решить огромное количество проблем, обеспечив максимальную производительность, ответственное и творческое отношение к делу, дисциплину, соблюдение законности и т.д., но проявляться это должно не на долгосрочной перспективе, а каждодневно.

 

 

 

 

1.2. Лидерство и стиль управления. Понятие персонализации управления.

Лидером может быть каждый, которого признает коллектив в качестве такового. Лидерство - это способность  убеждать людей в своих способностях управлять. Лидерство построено  на добровольном признании за человеком  возможностей понимать интересы других людей и управлять ими в  соответствии с этими интересами. Лучший вариант лидерства заключается в совпадении менеджера и лидера в одном лице. Гармония формального и неформального лидерства в значительной мере зависит от мотивации лидерства. Если говорить о личности менеджера, то его лидерство определяется следующими факторами: образованием, культурой, профессиональной квалификацией, жизненным опытом, отношением к работе, отношением к людям, жизненной позицией (оптимизм, уверенность и пр.), самоорганизацией. Стиль управления - это многокомпонентная характеристика управления, отражающая общую атмосферу управленческой деятельности, возникающую из позиции менеджера относительно целей, средств и возможностей их достижения, отношения к персоналу, системы ценностей и деловой активности. Выделяют три вида стиля управления: автократический, либеральный и демократический.      1) Авторитарный (директивный). Для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений, жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания. Отсутствие интереса к работнику как к личности.         2) Демократический (коллегиальный). Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, с учетом мнения и инициатив сотрудников. Выполнение принятых решений контролируется и руководителем и самим сотрудником.       3) Либеральный (попустительский). С одной стороны максимально демократический, с другой стороны минимум контроля.   Отмечаю, что стиль управления надо формировать. Это результат усилий, а не характера и условий. Отношение к человеку является определяющим в лидерстве и стиле управления.      Персонализация- это максимально возможный учет индивидуальных способностей, интересов и возможностей персонала, опора на персону. Персонализация управления возможна до определенного предела, за которым это положительное явление может перерасти в отрицательное - манипулирование сознанием человека. А это, в свою очередь, ведет к снижению эффективности управления, потому что не может человек работать эффективно, если видит, что менеджер манипулирует его сознанием. Манипулирование сознанием — это неоправданное использование таких качеств в человеке, как энтузиазм, патриотизм, стремление к уважению и признанию, творчество, самопожертвование. Манипулирование — это подмена целей, стремление к тайным, скрытым, иногда порочным целям, это двуличное отношение, двойные мерки, скрытые мотивы. Существует диапазон возможного и необходимого в учете индивидуальных особенностей персонала как с позиций нравственных принципов управления, так и относительно эффективности управления. Кроме того, сама тенденция персонализации управления может быть различной: либо ярко выраженная логистическая кривая с четкой выраженностью точки падения эффективности управления при дальнейших попытках усиления персонализации управления или тенденция более сглаженного варианта, при котором эффективность управления может быть приемлемой при неразвитости персонализации управления и постепенно увеличиваться при усилении персонализации управления, отодвигая верхнюю границу в диапазоне возможного учета персональных особенностей человека в коллективе. Все зависит от менеджера, его лидерства, доверия его профессионализму и доброжелательству; все зависит от коллектива, психологической атмосферы в нем, открытости, доверчивых отношений, удовлетворенности стилем управления.       В условиях современного управления организацией менеджер должен обладать рядом необходимых ему качеств, как личных так и профессиональных. 
К профессиональным относят те, которые характеризуют любого грамотного специалиста. Обладание ими является лишь предпосылкой успешного выполнения служебных обязанностей. 
Такими качествами являются:

  • высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии;
  • широта взглядов, эрудиция, глубокое знание не только своей, но и смежных сфер деятельности;
  • стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;
  • поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим в овладении ими, их обучение;
  • умение рационально использовать время, планировать свою работу. 

Личностные качества менеджера  также мало чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались. Здесь можно упомянуть:

  • высокие моральные стандарты;
  • физическое и психологическое здоровье;
  • внутренняя и внешняя культура, справедливость, честность;
  • отзывчивость, заботливость, доброжелательность к людям;
  • оптимизм, уверенность в себе.

 
Но обладание ими — тоже всего  лишь предпосылка успешного руководства, ибо менеджером делают человека не профессиональные или личностные, а  деловые качества, к которым необходимо отнести:

  • умение организовать деятельность подчиненных, обеспечить ее всем необходимым, ставить и распределять задания, координировать и контролировать их выполнение;
  • доминантность, честолюбие, высокий уровень притязаний, стремление к независимости, власти, лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность;
  • контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения (специалисты полагают, что 80 процентов знаний менеджера должны составлять знания о человеке);
  • инициативность, оперативность в решении проблем, способность сконцентрироваться на главном;
  • умение управлять собой, своим поведением, отношениями с окружающими;
  • стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск и увлекать за собой подчиненных.

Работа менеджера в  первую очередь заключается в  работе с людьми и поэтому требует  огромного количества, как профессиональных, так и личностных качеств. Менеджер должен принадлежать к группе своих  подчиненных и быть их лидером, причем не просто номинальным руководителем, а настоящим лидером.

Информация о работе Личность менеджера: персонализация управления