Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 23:54, реферат
Основателем классической школы управления считается французский горный инженер Анри Файоль, который внес огромный вклад в науку управления. Не случайно американцы называют А. Файоля отцом менеджмента.
Именно Анри Файоль соединил идеи функциональной администрации Тейлора и старый принцип единоначалия (существующий «со времен царя Гороха»), в результате чего получил новую схему управления, которая и легла затем в основу современной теории организации.
Часть 1
1) Личности в истории менеджмента: Анри Файоль………....…..3
2) Личность А. Файоля…………………………………...………...3
3) Управление как администрирование…………………...………4
4) Тейлор и Файоль………………………………………...……….4
5) Функции управления………………………………………...…..5
6) Четырнадцать принципов Анри Файлоля………………...……6
7) Заключение………………………………………………….…..10
Часть 2 Тест……………………………………………………..…..12
8) Список литературы………………………………………..……14
Содержание.
Часть 1
Часть 2 Тест……………………………………………………..…..
Основателем классической школы управления считается французский горный инженер Анри Файоль, который внес огромный вклад в науку управления. Не случайно американцы называют А. Файоля отцом менеджмента.
Именно Анри Файоль соединил идеи функциональной администрации Тейлора и старый принцип единоначалия (существующий «со времен царя Гороха»), в результате чего получил новую схему управления, которая и легла затем в основу современной теории организации. Файоля называют отцом современной теории менеджмента за то, что он был первым, кто поднялся над уровнем заводского цеха, обобщил принципы и искусство управления администрации в целом. Кроме того, его считают самым выдающимся европейцем, внесшим свой вклад в основание «классической» школы менеджмента.
Подобно американцу Ф. Тейлору, А. Файоль был по социальному положению и менеджером по интересам и личным качествам. Подобно Г.Эмерсону, Файоль являл собой личность неординарную, творческую, с разнообразными интересами и широкой эрудицией. Его, как и Эмерсона, больше притягивали философские и общенаучные аспекты менеджмента, осмысление его исторической и социальной роли в развитии современного общества, общие принципы организации и управления персоналом.
Файоль является автором книг по борьбе с пожарами на угольных шахтах, исследованию геологических формаций угольных месторождений, а также по искусству администрирования. В течение 30 лет он возглавлял крупную горнодобывающую и металлургическую компанию во Франции. Приняв ее в крайне неблагополучном экономическом состоянии, фактически на грани банкротства, Файоль к 1918 году вывел фирму в число самых могучих и процветающих предприятий.
В своей главной книге
«Общая промышленная администрация» (1916)
Файоль обобщил управленческий опыт
и создал логически стройную систематическую
теорию менеджмента. Своей практикой
в качестве эффективного лидера и
своими работами, написанными живым
и в то же время академически изящным
стилем, Файоль доказал, что управлению
можно научиться только в том
случае, если теория строго сформулирована.
Именно поэтому, выйдя в отставку,
он посвятил свое время популяризации
теории администрирования: выступал на
различных конференциях и симпозиумах,
создал французский Центр
Файоль намерено употребляет
термин «администрирование» вместо
«менеджмент». Дело не только в том,
что «менеджмент» - специфически американский
термин, а слово «администрирование»
Напротив, для более отсталой
в тот период Франции, страны, где
долгое время были сильны административные
институты феодализма, управление неизбежно
носило иной оттенок. Термин «администрация»
в европейские языки пришел из
латыни, на которой изъяснялись древние
римляне, славившиеся жесткой
Другая причина заключается
в том, что административная деятельность
составляла у Файоля только часть
управления. Само по себе управление являлось
значительно более широкой
У Файоля же администрирование образует лишь одну из шести функций управления и по степени важности стоит после пяти других видов деятельности: технической, коммерческой, финансовой, страховой и учетной. Администрирование воздействует только на коллектив предприятия, не оказывая никакого влияния на материальные и экономические факторы производства.
В идеях Тейлора Файоля больше сходств, чем различий. И не удивительно, поскольку оба они принадлежат к одной школе менеджмента. И
Тейлор, и Файоль решительно выступали против сложившейся системы подготовки руководящих кадров, против излишнего развития у них инженерно - технических навыков в ущерб собственно управленческим. Файоль полагал, что чем выше должностной ранг руководителя, тем меньше ему необходимы технические знания и больше организационные. Поэтому руководителей надо учить администрированию, а не инженерным дисциплинам. Тейлор пришел к тому же выводу по иным причинам: инженеров учат общим принципам организации, хотя и недостаточно, но их совсем не учат управлять людьми. Выпусками технических вузов нужна как минимум годичная стажировка на предприятии, где они могли бы общаться с теми, кем завтра должны руководить.
Некоторые исследователи
полагают, что Файоль, находясь на посту
высшего руководителя, смотрел на
администрацию сверху вниз, что давало
ему более широкий обзор
В теории администрирования Файоля две части. Первая связана с пониманием функций управления, вторая с пониманием его принципов. У Файоля функция определяет сферу деятельности, ответственности и компетенции управленца. Она отвечает на вопрос, что делает руководитель? Напротив, принцип отвечает на вопрос, как руководитель делает это?
Файоль выделяет пять функций
администрации: предвидение, организация,
распределение, координирование и
контроль. Исторически они означали
важный шаг вперед. Еще недавно
Адам Смит, подчеркивая значение управления,
никак не дифференцировал управленческие
функции. Единственной функцией предпринимателя
оставалась инвестиция капитала в приобретение
рабочей силы и оборудования. Тейлор
продвинулся дальше и вел функцию
планирования. Он назначил специальное
плановое бюро. В качестве самостоятельных
действий управленца он называл контроль
и организацию, но не ставил их в
число предвидение и
Файоль не просто перечислил
основные функции, он заложил основы
особого направления в
Современное определение управления включает все “файолевские” функции. Процессом управления принято считать сознательный, планируемый, направляемый, координируемый и организуемый процесс.
Разработанная Файолем концептуальная модель функций оказалась настолько плодотворной, что дала жизнь многим современным школам и направлениям. В частности, школа управленческих процессов позаимствовала у Файоля функции планирования и организации, развив их дальше. После. Второй мировой войны получил распространение подход, основанный на идее разделения функций управления. Его называют делегированием полномочий.
Дальнейшее развитие функциональных идей Файоля шло таким образом, что они получали новую интерпретацию. Старое понимание управленческих функций и организационной структуры изменилось. Иначе трактуется ныне термин «администрирование». Согласно Д. Макфарланду, администрация определяет главные цели и политику фирмы, а управление обеспечивает выполнение операций. И хотя функции администрации и управление взаимно пересекаются, их выполнением не обязательно должны заниматься одни и те же люди. Вместе с тем, на любом уровне одно и то же лицо может делить свое рабочее время между выполнением функций администратора и управляющего.
Анри Файлоль разработал общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировал свои знаменитые 14 принципов управления.
Принципы управления по А.Файолю
1. Разделение труда |
Повышение количества и качества производства при затрате тех же условий. Это достигается за счет сокращения числа целей. Результатом является специализация функций и разделений власти. |
2. Полномочия и ответственность |
Делегирование полномочий каждому работающему, а там где есть полномочия, возникает и ответственность. |
3. Дисциплина |
Дисциплина предполагает
выполнение условий соглашения между
рабочими и руководством, применение
санкций к нарушителям |
4. Единство распорядительства, или единоначалие |
Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником |
5. Единство руководства и направления действий |
Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану |
6. Подчинение частных, личных интересов общим |
Интересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации большего масштаба вплоть до интересов государства в целом. |
7. Вознаграждение |
Получение работниками справедливого вознаграждения на работу. |
8. Централизация |
Правильное соотношение между централизацией и децентрализацией с целью достижения лучших результатов |
9. Иерархия или скалярная цепь |
Иерархия, или скалярная цепь, — это ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими. Ошибкой является уклонение без нужды от иерархии, но гораздо большая ошибка — сохранение ее, когда это может наносить ущерб организации. ("цепь начальников") |
10. Порядок |
Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте. |
11. Справедливость |
Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи |
12. Стабильность персонала(постоянство состава) |
Высокая текучесть кадров является причиной и следствием плохого состояния дел. Посредственный руководитель, который дорожит своим местом, безусловно предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место. |
13. Инициатива |
Инициатива — это разработка
плана и успешная его реализация.
Свобода предложений и |
14. Корпоративный дух (единение персонала) |
Гармония, единение персонала — большая сила в организации. |
Если функции управления
в большей степени
Группировка принципов Файоля
|
|
|
|
|
|
1) Разделение труда. Это естественное явление. Его целью является повышение количества и качества производства при затрате тех же усилий. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должно быть направлено внимание и действие. Причем разделение труда применимо не только к техническим работам. Результатом его является специализация функций и разделение власти.
2) Власть (полномочная) и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть санкции - награды или кары, - сопровождающие ее действия. Где есть полномочия, возникает и ответственность.
3) Дисциплина - это по существу повиновение, усердие, деятельность, манера держать себя, движение. Дисциплина предполагает выполнение и уважение достигнутых соглашений между организацией и ее работниками.
4) Единство распорядительства, или единоначалие. Работнику может давать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник.
5) Единство руководства, направления. Один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна бытьобъединена единым планом и иметь одного руководителя.