Личности в истории менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 23:54, реферат

Описание

Основателем классической школы управления считается французский горный инженер Анри Файоль, который внес огромный вклад в науку управления. Не случайно американцы называют А. Файоля отцом менеджмента.
Именно Анри Файоль соединил идеи функциональной администрации Тейлора и старый принцип единоначалия (существующий «со времен царя Гороха»), в результате чего получил новую схему управления, которая и легла затем в основу современной теории организации.

Содержание

Часть 1
1) Личности в истории менеджмента: Анри Файоль………....…..3
2) Личность А. Файоля…………………………………...………...3
3) Управление как администрирование…………………...………4
4) Тейлор и Файоль………………………………………...……….4
5) Функции управления………………………………………...…..5
6) Четырнадцать принципов Анри Файлоля………………...……6
7) Заключение………………………………………………….…..10
Часть 2 Тест……………………………………………………..…..12
8) Список литературы………………………………………..……14

Работа состоит из  1 файл

реферат и Тест теория менеджмента.docx

— 46.58 Кб (Скачать документ)

Содержание.

 

 

Часть 1

  1. Личности в истории менеджмента: Анри Файоль………....…..3
  2. Личность А. Файоля…………………………………...………...3
  3. Управление как администрирование…………………...………4
  4. Тейлор и Файоль………………………………………...……….4
  5. Функции управления………………………………………...…..5
  6. Четырнадцать принципов Анри Файлоля………………...……6
  7. Заключение………………………………………………….…..10

Часть 2 Тест……………………………………………………..…..12

  1. Список литературы………………………………………..……14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Личности в истории менеджмента: Анри Файоль.

 

Основателем классической школы  управления считается французский  горный инженер Анри Файоль, который  внес огромный вклад в науку управления. Не случайно американцы называют А. Файоля отцом менеджмента.

Именно Анри Файоль соединил идеи функциональной администрации  Тейлора и старый принцип единоначалия (существующий «со времен царя Гороха»), в результате чего получил новую  схему управления, которая и легла  затем в основу современной теории организации. Файоля называют отцом  современной теории менеджмента  за то, что он был первым, кто поднялся над уровнем заводского цеха, обобщил  принципы и искусство управления администрации в целом. Кроме  того, его считают самым выдающимся европейцем, внесшим свой вклад в  основание «классической» школы  менеджмента. 

 

    1. Личность А. Файоля

 

 

Подобно американцу Ф. Тейлору, А. Файоль был по социальному положению  и менеджером по интересам и личным качествам. Подобно Г.Эмерсону, Файоль являл собой личность неординарную, творческую, с разнообразными  интересами и широкой эрудицией. Его, как и Эмерсона, больше притягивали философские и общенаучные аспекты менеджмента, осмысление его исторической и социальной  роли в развитии современного общества, общие принципы организации и управления персоналом.

Файоль является автором  книг по борьбе с пожарами на угольных шахтах, исследованию геологических  формаций угольных месторождений, а  также по искусству администрирования. В течение 30 лет он возглавлял крупную горнодобывающую и металлургическую компанию во Франции. Приняв ее в крайне неблагополучном экономическом состоянии, фактически на грани банкротства, Файоль к 1918 году вывел фирму в число самых могучих и процветающих предприятий.

В своей главной книге  «Общая промышленная администрация» (1916) Файоль обобщил управленческий опыт и создал логически стройную систематическую  теорию менеджмента. Своей практикой  в качестве эффективного лидера и  своими работами, написанными живым  и в то же время академически изящным  стилем, Файоль доказал, что управлению можно научиться только в том  случае, если теория строго сформулирована. Именно поэтому, выйдя в отставку, он посвятил свое время популяризации  теории администрирования: выступал на различных конференциях и симпозиумах, создал французский Центр административных исследований и пытался применить  свои идеи в реорганизации государственного и общественного управления. Они  освещены в другой его книге  «Административная  теория государства» (1923).

    1. Управление как администрирование.

 

 

Файоль намерено употребляет  термин «администрирование» вместо «менеджмент». Дело не только в том, что «менеджмент» - специфически американский термин, а слово «администрирование» привычнее французам. Хотя и в этом содержится известная доля истины. Менеджмент порожден развитой рыночной экономикой, он возник в сфере частного предпринимательства, а не государственного, или некоммерческого управления. Его появление в XX веке символизировало ослабление роли государства в регулировании экономики.

Напротив, для более отсталой в тот период Франции, страны, где  долгое время были сильны административные институты феодализма, управление неизбежно  носило иной оттенок. Термин «администрация»  в европейские языки пришел из латыни, на которой изъяснялись древние  римляне, славившиеся жесткой централизацией управления. Поэтому он означает деятельность государственных органов, осуществляющих функции управления. Термин «администрация»  относится к высшей части управленческой иерархии, руководящему персоналу учреждения. В нем мало от бизнеса и коммерции, зато много от бюрократии и командования.

Другая причина заключается  в том, что административная деятельность составляла у Файоля только часть  управления. Само по себе управление являлось значительно более широкой сферой. Управлять, по Файолю, означало вести  предприятие к определенной цели, извлекая максимум из имеющихся в  распоряжение ресурсов. Но вести к  цели - значит, маневрировать на рынке  сбыта продукции, следить за конъюнктурой и рекламой, наращивать технические  мощности и контролировать оборот капиталов.

У Файоля же администрирование  образует лишь одну из шести функций  управления и по степени важности стоит после пяти других видов деятельности: технической, коммерческой, финансовой, страховой и учетной. Администрирование воздействует только на коллектив предприятия, не оказывая никакого влияния на материальные и экономические факторы производства.  

 

    1. Тейлор и Файоль.

 

В идеях Тейлора Файоля больше сходств, чем различий. И не удивительно, поскольку оба они  принадлежат к одной школе  менеджмента. И 

Тейлор, и Файоль решительно выступали против сложившейся системы  подготовки руководящих кадров, против излишнего развития у них инженерно - технических  навыков в ущерб собственно управленческим. Файоль полагал, что чем выше должностной ранг руководителя, тем меньше ему необходимы технические знания и больше организационные. Поэтому руководителей надо учить администрированию, а не инженерным дисциплинам. Тейлор пришел к тому же выводу по иным причинам: инженеров учат общим принципам организации, хотя и недостаточно, но их совсем не учат управлять людьми. Выпусками технических вузов нужна как минимум годичная стажировка на предприятии, где они могли бы общаться с теми, кем завтра должны руководить.

Некоторые исследователи  полагают, что Файоль, находясь на посту  высшего руководителя, смотрел на администрацию сверху вниз, что давало ему более широкий обзор проблем  управления. Тейлор же, будучи техническим  специалистом, вынужден был взирать  на руководство снизу вверх. Подобной позиции придерживается, частности, Д. М. Гвишиани. Но и Тейлор в конце своей карьеры занимал высшие руководящие посты. Он не был чужд широких взглядов на управление. Дело, видимо, в другом. Для Файоля руководитель - это, прежде всего функционер. Хотя административные функции, согласно его подходу, существуют на любом уровне, даже у рабочих. Но чем выше уровень организационной иерархии, тем выше административная ответственность и власть, тем чаще руководитель выступает в роли администратора и функционера. Для Тейлора же руководитель никогда не был бюрократом, он всегда оставался «достигающим индивидом», человеком, способным принимать рискованные решения. Собственно говоря, понятие «бюрократия» французского происхождения, оно выражает власть должностных лиц, но не предпринимателей или бизнесменов.  

 

 

 

    1. Функции управления.

 

 

В теории администрирования  Файоля две части. Первая связана  с пониманием функций управления, вторая с пониманием его принципов. У Файоля функция определяет сферу  деятельности, ответственности и  компетенции управленца. Она отвечает на вопрос, что делает руководитель? Напротив, принцип отвечает на вопрос, как руководитель делает это?

Файоль выделяет пять функций  администрации: предвидение, организация, распределение, координирование и  контроль. Исторически они означали важный шаг вперед. Еще недавно  Адам Смит, подчеркивая значение управления, никак не дифференцировал управленческие функции. Единственной функцией предпринимателя  оставалась инвестиция капитала в приобретение рабочей силы и оборудования. Тейлор продвинулся дальше и вел функцию  планирования. Он назначил специальное  плановое бюро. В качестве самостоятельных  действий управленца он называл контроль и организацию, но не ставил их в  число предвидение и координирование  в качестве самостоятельных видов  деятельности, но он никогда не говорил  ни на управления, и тем более  в таком систематизированном  виде, как у Файоля.

Файоль не просто перечислил основные функции, он заложил основы особого направления в менеджменте  структурного функционального подхода. Функциональным его нужно считать  потому, что управленческие функции несущий элемент всего каркаса управления, исходная клеточка организационной иерархии. Структурным же подход Файоля является потому, что функции определяют структуру организации, а не выступают неким довеском к ней. У Тейлора одна функция (планирования) одно структурное подразделение (плановое бюро). У Файоля  5 функций и целая система функциональных служб, которые составляют мозговой штаб компании. Новое построение получило название линейно- штабной структуры. Оно и сегодня преобладает в менеджменте.

Современное определение  управления включает все “файолевские” функции. Процессом управления принято считать сознательный, планируемый, направляемый, координируемый и организуемый процесс.

Разработанная Файолем концептуальная модель функций оказалась настолько  плодотворной, что дала жизнь многим современным школам и направлениям. В частности, школа управленческих процессов позаимствовала у Файоля функции планирования и организации, развив их дальше. После. Второй мировой  войны получил распространение  подход, основанный на идее разделения функций управления. Его называют делегированием полномочий.

Дальнейшее развитие функциональных идей Файоля шло таким образом, что  они получали новую интерпретацию. Старое понимание управленческих функций  и организационной структуры  изменилось. Иначе трактуется ныне термин «администрирование». Согласно Д. Макфарланду, администрация определяет главные цели и политику фирмы, а управление обеспечивает выполнение операций. И хотя функции администрации и управление взаимно пересекаются, их выполнением не обязательно должны заниматься одни и те же люди. Вместе с тем, на любом уровне одно и то же лицо может делить свое рабочее время между выполнением функций администратора и управляющего.

 

 

 

 

 

    1. Четырнадцать принципов Анри Файлоля.

Анри Файлоль разработал общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировал  свои знаменитые 14 принципов управления.

 

 

 

 

Принципы управления по А.Файолю

1. Разделение труда

Повышение количества и качества производства при затрате тех  же условий. Это достигается за счет сокращения числа целей. Результатом  является специализация функций  и разделений власти.

2. Полномочия и ответственность

Делегирование полномочий каждому  работающему, а там где есть полномочия, возникает и ответственность.

3. Дисциплина

Дисциплина предполагает выполнение условий соглашения между  рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины.

4. Единство распорядительства, или единоначалие

Получение распоряжений и  отчет только перед одним непосредственным начальником

5. Единство руководства и направления действий

Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому  плану

6. Подчинение частных, личных интересов общим

Интересы одного работника  или группы работников не должны преобладать  над интересами организации большего масштаба вплоть до интересов государства  в целом.

7. Вознаграждение

Получение работниками справедливого  вознаграждения на работу.

8. Централизация

Правильное соотношение  между централизацией и децентрализацией с целью достижения лучших результатов

9. Иерархия или скалярная цепь

Иерархия, или скалярная  цепь, — это ряд руководящих  должностей, начиная с высших и  кончая низшими. Ошибкой является уклонение  без нужды от иерархии, но гораздо  большая ошибка — сохранение ее, когда это может наносить ущерб  организации. ("цепь начальников")

10. Порядок

Рабочее место для каждого  работника и каждый работник на своем  месте.

11. Справедливость

Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи

12. Стабильность персонала(постоянство состава)

Высокая текучесть кадров является причиной и следствием плохого  состояния дел. Посредственный руководитель, который дорожит своим местом, безусловно предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

13. Инициатива

Инициатива — это разработка плана и успешная его реализация. Свобода предложений и осуществления  также относится к категории  инициативы.

14. Корпоративный дух (единение персонала)

Гармония, единение персонала  — большая сила в организации.


Если функции управления в большей степени ориентированы  на организационную структуру, то принципы управления Файоля больше направлены на поведение людей. Они конкретны  и выражают нормы организационного поведения.

Группировка принципов Файоля


  1. Структурные принципы
  1. Принципы процесса
  1. Принципы конечного результата
  • разделение труда;
  • единство цели и руководства;
  • соотношение централизации и децентрализации;
  • власть и ответственность;
  • цель.
  • справедливость;
  • дисциплина;
  • вознаграждение персонала;
  • единство команд;
  • подчинение главному интересу.
  • порядок;
  • стабильность;
  • инициатива;
  • корпоративный дух.

1)      Разделение труда. Это естественное явление. Его целью является повышение количества и качества производства при затрате тех же усилий. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должно быть направлено внимание и действие. Причем разделение труда применимо не только к техническим работам. Результатом его является специализация функций и разделение власти.

2)      Власть (полномочная) и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть санкции - награды или кары, - сопровождающие ее действия. Где есть полномочия, возникает и ответственность.

3)      Дисциплина - это по существу повиновение, усердие, деятельность, манера держать себя, движение. Дисциплина предполагает выполнение и уважение достигнутых соглашений между организацией и ее работниками.

4)      Единство распорядительства, или единоначалие. Работнику может давать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник.

5)      Единство руководства, направления. Один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна бытьобъединена единым планом и иметь одного руководителя.

Информация о работе Личности в истории менеджмента