Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 16:52, реферат
Основные отличительные черты лидера и руководителя, которые официально утвердились в советской науке и были выделены Б.Д.Парыгиным.
Черты эти следующие:
1) лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель же представляет официальные отношения в группе как некоей социальной организации;
2) лидерство существует в условиях микросреды, то есть сфера его деятельности – в основном малая группа, руководство – элемент макросреды, сфера деятельности руководителя – более широкая социальная система;
3) лидерство возникает стихийно, в результате деятельности членов группы; назначение руководителя вышестоящими структурами стихийным не является;
4) по сравнению с руководством лидерство менее стабильно и в большей степени зависит от настроения в группе;
5) руководство подчиненными обеспечивается определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;
6) процесс принятия решения руководителем сложен и опосредован множеством обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает решения непосредственно сам.
Введение………………………………………………………………3
2. Основа лидерства – авторитет…………………………………….....4
3. Критерии эффективности руководства……………………………...6
4. Качества и черты личности лидера……………………………….….7
5. Влияние руководителя на коллектив……………………………….10
6. Лидерство и современность…………………………………………16
7. Вывод………………………………………………………………….17
8. Список использованной литературы………………………………..19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ЗАПОРОЖСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ АКАДЕМИЯ
Факультет Экономики и Управления
Кафедра
Экономики Предприятия
РЕФЕРАТ
с дисциплины «Менеджмент»
На
тему: «Лидерство. Авторитет руководителя»
Подготовила Рыбак Юлия, 3 курс, ЭП-08-1д
Проверила
Остапова Г.М.
2010г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Введение…………………………………………………………
2. Основа лидерства – авторитет…………………………………….....4
3. Критерии эффективности руководства……………………………...6
4. Качества
и черты личности лидера…………………
5. Влияние руководителя на коллектив……………………………….10
6. Лидерство и
современность…………………………………………
7. Вывод…………………………………………………………………
8. Список использованной
литературы………………………………..19
Проблемы
лидерства являются ключевыми для
достижения организационной эффективности.
С одной стороны, лидерство рассматривается
как наличие определенного
Лидерство предполагает наличие ясной, достижимой цели и авторитета, который может координировать деятельность других для достижения этой цели.
Лидер (ведущий) – член группы с наивысшим социометрическим статусом, наиболее авторитетная личность, за которым признается центральная роль при принятии групповых решений и организации совместной деятельности.
Восприятие лидера: «Один из нас», «Подобный большинству», «Лучший из нас».
В
психологии приняты различные
1. По содержанию деятельности (лидер-организатор, лидер-программист, лидер-исполнитель).
2. По сфере проявления активности (лидер универсальный, лидер ситуативный).
3. По направленности деятельности (эмоциональный лидер, деловой лидер) и т.д.
Руководитель формальный статус (закрепленный юридически, назначенный); лидер неформальный (реально признаваемым коллективом).
Процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности называется руководством. Процесс влияния через способности и умения, или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.
Основные отличительные черты лидера и руководителя, которые официально утвердились в советской науке и были выделены Б.Д.Парыгиным.
Черты эти следующие:
1) лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель же представляет официальные отношения в группе как некоей социальной организации;
2) лидерство существует в условиях микросреды, то есть сфера его деятельности – в основном малая группа, руководство – элемент макросреды, сфера деятельности руководителя – более широкая социальная система;
3) лидерство возникает стихийно, в результате деятельности членов группы; назначение руководителя вышестоящими структурами стихийным не является;
4) по сравнению с руководством лидерство менее стабильно и в большей степени зависит от настроения в группе;
5) руководство подчиненными обеспечивается определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;
6)
процесс принятия решения руководителем
сложен и опосредован множеством обстоятельств,
не обязательно коренящихся в данной группе,
в то время как лидер принимает решения
непосредственно сам.
Отвечая на вопрос – что такое авторитет? – возникает другой вопрос - в чем различие между авторитетом и властью?
Понятие
«власть» – это способность подчинить
других людей своим желанием, а
понятие «авторитет» –
Можно сделать вывод, что руководитель, пользующийся авторитетом у подчиненных, является их лидером, так как пользуется их доверием.
В деловых отношениях авторитет обычно берет начало из ряда источников: харизмы, природных качеств, традиции, роли, функции, статуса, правового положения, знаний и пр.
Различают несколько типов авторитета: авторитет квалификации, авторитет положения, харизматический, традиционный, юридический (правовой).
В общем смысле, авторитета ― это власть, основанная на уважительном, хорошем и преданном отношении к ее обладателю со стороны подчиненных. Она основывается на близости целей. Это власть, которая в организации приходит снизу – от подчиненных.
Власть ― это воздействие, целенаправленный перенос движения и информации от одного участника в межличностном общении и взаимодействии к другому и оказывают влияние на поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, принуждения.
Анализ литературы
показывает, что в отличие от собственного
управления лидерство предполагает
наличие в организации
Лучшая ситуация, когда руководитель обладает и должностной, и личной властью. Однако в большинстве ситуаций достичь этого очень трудно.
По мнению А.В.Петровского черты лидера не являются исходными и тем более единственными детерминантами лидерства, потому что не столько лидер создает ситуацию доминирования в группе, сколько группа порождает, выбирает, приемлет, культивирует и т.п. определенный тип лидера. Социально-психологический облик группы первичен, черты ее лидера вторичны.
П.Херси и К.Вланшаром создана «теория жизненного цикла», где лидер может менять свое поведение в зависимости от зрелости индивида или группы. Определить степень зрелости, согласно «теории жизненного цикла», можно по следующим четырем субъективным критериям: стремление к достижениям; способности нести ответственность; уровень образования; опыт прошлой работы. Отсюда П.Херси и К.Вланшаром выводятся четыре лидерских стиля управления:
1) «Указующий», который уместен в случае, когда у подчиненных низкий уровень зрелости, вследствие чего руководитель должен больше ориентироваться на задачу и меньше на взаимоотношения между людьми;
2) «Поддерживающий» предполагает ориентацию и на задачу и на людей. Подчиненные обладают средним уровнем зрелости. Они хотели бы принять ответственность, но пока не могут этого сделать. Лидер выбирает ориентир на задачу, дает конкретные указания, инструкции, поддерживая в то же время желания, энтузиазм, инициативность последователей.
3) «Участвующий» характеризуется умеренно высокой степенью зрелости подчиненных. Они уже могут, но не хотят отвечать за выполнение задачи. Лидер ориентирован более на людей и менее на задачу. Он может повысить мотивацию своих подчиненных, привлекая их к принятию решений, оказывая помощь и не навязывая при этом своих указаний.
4) «Делегирующий» – характеризуется высокой степенью зрелости. Подчиненные могут и желают нести ответственность. Со стороны лидера наблюдается низкая ориентированность и на задачу и на людей.
Критики
в лице Р.Блейка, Дж.Моутона, С.Граеффа
подчеркивали отсутствие последовательного
метода измерения уровня зрелости, упрощенное
деление стилей и неясность в отношении
того, смогут ли руководители на практике
вести себя с такой же гибкостью, как того
требует модель.
Критерием
эффективности руководства
Моральный авторитет зависит от нравственных качеств руководителя. Функциональный авторитет определяется: 1) компетентностью руководителя; 2) его деловыми качествами; 3) его отношением к своей профессиональной деятельности. Низкий функциональный авторитет руководителя приводит, как правило, к потере его влияния на подчиненных, что вызывает в качестве компенсаторной агрессивную реакцию со стороны руководителя по отношению к подчиненным, ухудшение психологического климата и результатов деятельности коллектива.
Результатом
эффективной работы руководителя является
состояние, когда каждый член коллектива
предъявляет к себе требования на фоне
общего сознательного принятия определенных
ценностей и задач. Задача руководителя
- эффективное использование собственных,
индивидуальных и групповых ресурсов.
От руководителя ждут положительных усилий
по социально-психологическому формированию
трудового коллектива из определенной
совокупности работающих индивидов.
Изучение
личностных психологических качеств,
обусловливающих успех
Наличие у лидера четких личных ценностей и разумных личных целей крайне важно для успеха в деловой деятельности, карьере и личной жизни.