Лидерство. Авторитет руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 16:52, реферат

Описание

Основные отличительные черты лидера и руководителя, которые официально утвердились в советской науке и были выделены Б.Д.Парыгиным.

Черты эти следующие:

1) лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель же представляет официальные отношения в группе как некоей социальной организации;

2) лидерство существует в условиях микросреды, то есть сфера его деятельности – в основном малая группа, руководство – элемент макросреды, сфера деятельности руководителя – более широкая социальная система;

3) лидерство возникает стихийно, в результате деятельности членов группы; назначение руководителя вышестоящими структурами стихийным не является;

4) по сравнению с руководством лидерство менее стабильно и в большей степени зависит от настроения в группе;

5) руководство подчиненными обеспечивается определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

6) процесс принятия решения руководителем сложен и опосредован множеством обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает решения непосредственно сам.

Содержание

Введение………………………………………………………………3

2. Основа лидерства – авторитет…………………………………….....4

3. Критерии эффективности руководства……………………………...6

4. Качества и черты личности лидера……………………………….….7

5. Влияние руководителя на коллектив……………………………….10

6. Лидерство и современность…………………………………………16

7. Вывод………………………………………………………………….17

8. Список использованной литературы………………………………..19

Работа состоит из  1 файл

лидерство.docx

— 42.08 Кб (Скачать документ)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

     ЗАПОРОЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ АКАДЕМИЯ 

     Факультет Экономики и Управления

     Кафедра Экономики Предприятия 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ

     с дисциплины «Менеджмент»

     На  тему: «Лидерство. Авторитет руководителя» 
 
 
 
 

     Подготовила  Рыбак Юлия, 3 курс, ЭП-08-1д

     Проверила Остапова Г.М. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2010г.

     СОДЕРЖАНИЕ 

     1. Введение………………………………………………………………3

     2. Основа лидерства – авторитет…………………………………….....4

    3. Критерии эффективности руководства……………………………...6

    4. Качества  и черты личности лидера……………………………….….7

    5. Влияние руководителя на коллектив……………………………….10

    6. Лидерство и современность…………………………………………16

    7. Вывод………………………………………………………………….17

    8. Список использованной литературы………………………………..19 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. ВВЕДЕНИЕ
 

     Проблемы  лидерства являются ключевыми для  достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается  как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто  успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой – лидерство – это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношениях типа «лидер – последователи», чем «начальник – подчиненный».

     Лидерство предполагает наличие ясной, достижимой цели и  авторитета, который может координировать деятельность других для достижения этой цели.

     Лидер (ведущий) –  член группы с наивысшим социометрическим статусом, наиболее авторитетная личность, за которым признается центральная  роль при принятии групповых решений  и организации совместной деятельности.

     Восприятие  лидера: «Один из нас», «Подобный  большинству», «Лучший из нас».

     В психологии приняты различные классификации:

     1.      По содержанию деятельности (лидер-организатор, лидер-программист, лидер-исполнитель).

     2.      По сфере проявления активности (лидер универсальный, лидер ситуативный).

     3.      По направленности деятельности (эмоциональный лидер, деловой лидер) и т.д.

     Руководитель  формальный статус (закрепленный юридически, назначенный); лидер неформальный (реально  признаваемым коллективом).

     Процесс влияния  на людей с позиции занимаемой в организации должности называется руководством. Процесс влияния через способности и умения, или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.  

     Основные  отличительные черты лидера и  руководителя, которые официально утвердились  в советской науке и были выделены Б.Д.Парыгиным.

     Черты эти следующие:

     1)     лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель же представляет официальные отношения в группе как некоей социальной организации;

     2)     лидерство существует в условиях микросреды, то есть сфера его деятельности – в основном малая группа, руководство – элемент макросреды, сфера деятельности руководителя – более широкая социальная система;

     3)     лидерство возникает стихийно, в результате деятельности членов группы; назначение руководителя вышестоящими структурами стихийным не является;

     4)     по сравнению с руководством лидерство менее стабильно и в большей степени зависит от настроения в группе;

     5)     руководство подчиненными обеспечивается определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

     6)     процесс принятия решения руководителем сложен и опосредован множеством обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает решения непосредственно сам. 

  1. ОСНОВА  ЛИДЕРСТВА – АВТОРИТЕТ
 

     Отвечая на вопрос – что такое авторитет? – возникает другой вопрос -  в чем различие между авторитетом и властью?

     Понятие «власть» – это способность подчинить  других людей своим желанием, а  понятие «авторитет» – качество, позволяющее им охотно принять право  лидера давать указания. Авторитет  опирается на такой социально-психологический  феномен как доверие. Отсюда следование коллектива за лидером.

     Можно сделать вывод, что руководитель, пользующийся авторитетом  у подчиненных, является их лидером, так как пользуется их доверием.

     В деловых отношениях авторитет обычно берет начало из ряда источников: харизмы, природных качеств, традиции, роли, функции, статуса, правового положения, знаний и пр.

     Различают несколько типов авторитета: авторитет квалификации, авторитет положения, харизматический, традиционный, юридический (правовой).

     В общем смысле, авторитета ― это власть, основанная на уважительном, хорошем и преданном отношении к ее обладателю со стороны подчиненных. Она основывается на близости целей. Это власть, которая в организации приходит снизу – от подчиненных.

     Власть  ― это воздействие, целенаправленный перенос движения и информации от одного участника в межличностном общении и взаимодействии к другому и оказывают влияние на поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, принуждения.

     Анализ литературы показывает, что в отличие от собственного управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а неподчиненных. Соответственно отношения  «начальник – подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер –  последователь».

     Лучшая  ситуация, когда руководитель обладает и должностной, и личной властью. Однако в большинстве ситуаций достичь  этого очень трудно.

     По  мнению А.В.Петровского черты лидера не являются исходными и тем более  единственными детерминантами лидерства, потому что не столько лидер создает  ситуацию доминирования в группе, сколько группа порождает, выбирает, приемлет, культивирует и т.п. определенный тип лидера. Социально-психологический  облик группы первичен, черты ее лидера вторичны.

     П.Херси и К.Вланшаром создана «теория жизненного цикла», где лидер может менять свое поведение в зависимости от зрелости индивида или группы. Определить степень зрелости, согласно «теории жизненного цикла», можно по следующим четырем субъективным критериям: стремление к достижениям; способности нести ответственность; уровень образования; опыт прошлой работы. Отсюда П.Херси и К.Вланшаром выводятся четыре лидерских стиля управления:

     1)     «Указующий», который уместен в случае, когда у подчиненных низкий уровень зрелости, вследствие чего руководитель должен больше ориентироваться на задачу и меньше на взаимоотношения между людьми;

     2)     «Поддерживающий» предполагает ориентацию и на задачу и на людей. Подчиненные обладают средним уровнем зрелости. Они хотели бы принять ответственность, но пока не могут этого сделать. Лидер выбирает ориентир на задачу, дает конкретные указания, инструкции, поддерживая в то же время желания, энтузиазм, инициативность последователей.

     3)     «Участвующий» характеризуется умеренно высокой степенью зрелости подчиненных. Они уже  могут, но не хотят отвечать за выполнение задачи. Лидер  ориентирован более на людей и менее на задачу. Он может повысить мотивацию своих подчиненных, привлекая их к принятию решений, оказывая помощь и не навязывая при этом своих указаний.

     4)     «Делегирующий» – характеризуется высокой степенью зрелости. Подчиненные могут и желают нести ответственность. Со стороны лидера наблюдается низкая  ориентированность и на задачу и на людей.

     Критики в лице Р.Блейка, Дж.Моутона, С.Граеффа подчеркивали отсутствие последовательного метода измерения уровня зрелости, упрощенное деление стилей и неясность в отношении того, смогут ли руководители на практике вести себя с такой же гибкостью, как того требует модель. 

  1. КРИТЕРИИ  ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДСТВА
 

     Критерием эффективности руководства является степень авторитета руководителя. Выделяют три формы авторитета руководителя: 1) формальный авторитет; обусловлен тем набором властных полномочий, прав, которые дает руководителю занимаемый им пост. Формальный, должностной авторитет руководителя способен обеспечить не более 65% влияния руководителя на своих подчиненных, 100% отдачу от работника руководитель может получить, лишь опираясь еще дополнительно и на свой психологический авторитет, который состоит из 2) морального и 3) функционального авторитета.

     Моральный авторитет зависит от нравственных качеств руководителя. Функциональный авторитет определяется: 1) компетентностью  руководителя; 2) его деловыми качествами; 3) его отношением к своей профессиональной деятельности. Низкий функциональный авторитет руководителя приводит, как правило, к потере его влияния на подчиненных, что вызывает в качестве компенсаторной агрессивную реакцию со стороны руководителя по отношению к подчиненным, ухудшение психологического климата и результатов деятельности коллектива.

     Результатом эффективной работы руководителя является состояние, когда каждый член коллектива предъявляет к себе требования на фоне общего сознательного принятия определенных ценностей и задач. Задача руководителя - эффективное использование собственных, индивидуальных и групповых ресурсов. От руководителя ждут положительных усилий по социально-психологическому формированию трудового коллектива из определенной совокупности работающих индивидов. 

  1. КАЧЕСТВА  И ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ ЛИДЕРА
 

     Изучение  личностных психологических качеств, обусловливающих успех руководства, позволило выделить следующие необходимые  качества и черты личности:

  • доминантность — умение влиять на подчиненных;
  • уверенность в себе;
  • эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость — умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку;
  • креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект;
  • стремление к достижению цели и предприимчивость, способность пойти на риск — разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем;
  • ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям;
  • независимость, самостоятельность в принятии решений;
  • гибкость поведения в изменяющихся ситуациях;
  • общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.

     Наличие у лидера четких личных ценностей  и разумных личных целей крайне важно  для успеха в деловой деятельности, карьере и личной жизни.

Информация о работе Лидерство. Авторитет руководителя