Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 16:52, реферат
Основные отличительные черты лидера и руководителя, которые официально утвердились в советской науке и были выделены Б.Д.Парыгиным.
Черты эти следующие:
1) лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель же представляет официальные отношения в группе как некоей социальной организации;
2) лидерство существует в условиях микросреды, то есть сфера его деятельности – в основном малая группа, руководство – элемент макросреды, сфера деятельности руководителя – более широкая социальная система;
3) лидерство возникает стихийно, в результате деятельности членов группы; назначение руководителя вышестоящими структурами стихийным не является;
4) по сравнению с руководством лидерство менее стабильно и в большей степени зависит от настроения в группе;
5) руководство подчиненными обеспечивается определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;
6) процесс принятия решения руководителем сложен и опосредован множеством обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает решения непосредственно сам.
Введение………………………………………………………………3
2. Основа лидерства – авторитет…………………………………….....4
3. Критерии эффективности руководства……………………………...6
4. Качества и черты личности лидера……………………………….….7
5. Влияние руководителя на коллектив……………………………….10
6. Лидерство и современность…………………………………………16
7. Вывод………………………………………………………………….17
8. Список использованной литературы………………………………..19
Руководитель,
прежде всего, является специалистом в
области организации
Авторитет
руководителя способствует и формированию
доверия в коллективе. В организации
доверие проявляется и
Сохранение авторитета требует от руководителя постоянного самоконтроля за каждым своим действием, полной самоотдачи.
Руководитель всегда обязан быть на гребне растущих требований времени. Сегодня нельзя оставаться авторитетным, опираясь лишь на ранее накопленный опыт.
Можно со всей уверенностью сказать, что без авторитета нет достойного руководителя.
Увеличению
авторитета руководителей и использованию
потенциальных возможностей подчиненных
способствуют знания по психологии управления,
навыки и умения их практического
использования.
Воспитание лидера и его
самовоспитание предполагают тренировку
умения вести за собой людей,
устанавливать отношения с
Лидер должен соответствовать требованиям времени, и не только он, но и его окружение, которое способно его понять и поддержать. Немало лидеров-реформаторов не смогли проявить себя, не встретив поддержки. Лидер должен быть главой своей группы, проводником идеи, которая может завладеть умами общества или его значительной, ведущей части. Но и общество должно готовить себе лидеров. Воспитание элиты - важная общественная задача. Обучение хозяйственному управлению (менеджменту) создает условия для подготовки людей, способных занять в государстве видные политические посты. Это и передача знаний, опыта анализировать ситуации, и развитие управленческих навыков и качеств, и воспитание ответственности, и обучение различным стилям управления, общения с людьми, умению изменять стиль и приемы руководства, Лидер (или будущий лидер) должен научиться принимать решения, избегать крайних, безвыходных ситуаций либо, напротив, создавать неизбежную, но выгодную совокупность обстоятельств. Он должен уметь, как говорил У. Черчилль, извлекать пользу из самых невыгодных положений. Особое искусство лидера - обращать в союзников скрытых и даже явных противников.
Лидер не может и не должен
бояться рисковать, ждать
В итоге можно сделать выводы:
- руководитель, пользующийся авторитетом у подчиненных, является их лидером, так как пользуется их доверием;
- лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношениях типа «лидер – последователь», чем «начальник – подчиненный»;
- лидерство является одним из самых эффективных и важных механизмов реализации власти в группе;
- лучший вариант, когда руководитель одновременно является и лидером.
Лидерский потенциал руководителя – это особое интегральное качество, которое обеспечивает и определяет эффективность осуществления деятельности руководителя в данных объективных условиях, чтобы завоевать авторитет у подчиненных через свой личностный ресурс и деловой ресурс, а отсюда, как следствие, через личностные и профессионально важные качества.
Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя. Мнение о том, что с получением определенного поста руководитель автоматически приобретает авторитет, ошибочно.
Авторитет - это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими
способностями, нововведениями, умением работать с людьми. Для того чтобы
авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он
должен объединить в себе лидерские и руководящие функции.
Завоевание авторитета в коллективе, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему
исследователям не удалось разработать и обосновать единую теорию
«завоевания авторитета».