Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 00:59, контрольная работа
Каждое действие в организации связано с проявлением власти, которой пользуются как руководители так и исполнители. Власть проявляется через каналы власти, к которым относится: власть принуждения, влияния, компетенции, информации, должностного поведения, авторитета, власть награждать. Когда индивидуум оказывает влияние на поведение членов группы без использования принудительных форм власти, речь идёт о проявлении лидерства. Организация придаёт большое значение лидерству из-за необходимости выбирать и выдвигать на руководящие позиции индивидуумов, наиболее подходящих для управленческих функций.
Введение
Каждое
действие в организации связано
с проявлением власти, которой
пользуются как руководители так и
исполнители. Власть проявляется через
каналы власти, к которым относится: власть
принуждения, влияния, компетенции, информации,
должностного поведения, авторитета, власть
награждать. Когда индивидуум оказывает
влияние на поведение членов группы без
использования принудительных форм власти,
речь идёт о проявлении лидерства. Организация
придаёт большое значение лидерству из-за
необходимости выбирать и выдвигать на
руководящие позиции индивидуумов, наиболее
подходящих для управленческих функций.
Природа лидерства проявляется как личностными
качествами человека, так и средой, в которой
осуществляется деятельность компании.
Для эффективного управления компанией
необходимо изучение всех этих вопросов.
Понятие лидерства.
Лидерство – это процесс влияния на индивидуумов или групп лиц для достижения поставленных целей. Лидерство является важнейшим фактором в системе управления организационным управлением. Лидерство представляет собой исторически сложившуюся социальную потребность людей в организации их совместной деятельности.
Лидер
– это лицо, которое может оказывать
реальное влияние на поведение работников.
Формальный руководитель не всегда является
лидером. На выдвижение лидера оказывают
влияние объективные и
Процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности называется формальным лидерством. Однако в своём влиянии на людей официальный руководитель не может полагаться только на занимаемую должность и связанные с ней полномочия. Процесс влияния на основе авторитета, доверия, уважения, способностей или других ресурсов, необходимых людям, получил название неформального лидерства. Идеальным для менеджмента является гармоничное сочетание обеих основ лидерства.
Стиль
лидерства – это совокупность
характерных приёмов и методов,
используемых руководителем для
оказания влияния на подчинённых
в процессе управления. Стиль включает
степень делегирование
Невзирая на то, что лидерству уделялось много внимания и все признавали важность этой темы, оно во многом по-прежнему является «черным ящиком», или необъяснимым понятием. Известно, что лидерство существует и оказывает огромное влияние на человеческое поведение, но его внутренние механизмы и конкретные параметры не получили точного выражения.
Есть несколько определённых теоретических положений, касающихся лидерства. Первое стоит на том, что лидерами не становятся, а рождаются. Это так называемая теория «великой личности», утверждающая, что некоторые индивиды рождаются с определёнными чертами, позволяющие им стать лидерами, независимо от ситуации и исторического периода. Этот взгляд вылился в то, что получило название теории лидерских черт. Теория черт в основном связана с выяснением личностных особенностей лидера. Например, во Франции считается что важнейшим качеством руководителей больших фирм является развитый интеллект что отражено в объявлениях о приёме на работу, где почти никогда не упоминается о мотивации и энергичности как о необходимых для занятия должности менеджера качествах. Интеллект для них важнее, чем способность к действиям. Они не придают большого значения навыкам межличностных контактов и коммуникаций, рассматриваемым в других странах как необходимые признаки организатора деятельности компании.
Некоторые
специалисты считают, что внимание
к факторам эффективности деятельности
менеджеров преувеличено и что лидеры
не могут сильно влиять на результаты
деятельности организации по следующим
причинам.
Во-первых, организации сами оказывают
воздействие, ограничивающее число типов
поведения и снижающее влияние личностных
особенностей людей при осуществлении
ими организаторских и лидерских функций.
Во-вторых, другие члены организации ограничивают
поведение лидеров через нормы и ожидания,
которые являются мощными ограничителями
для любого действия. Наконец, ключевое
влияние на успех или неудачу организации
оказывает внешняя среда.
В качестве контраргумента приводится мнение о том, что внимание к роли лидеров основано на потребности усилить связь отдельных работников с успехами организации и её неудачами. Опыт и здравый смысл показывают, что, лидеры имеют сильное влияние на результаты деятельности организации. Например, смена руководителей может серьёзно повлиять на оценку фирмы акционерами. Одно из исследований этой проблемы показало, что объявление о замене менеджеров высшего звена увеличивало краткосрочную стоимость акций небольших фирм, если новый менеджер нанимался на стороне. Однако более важным являлся тот факт, что менеджеры высшего звена могут иметь значительное влияние на выполнение задач фирмы. И будь то прежний руководитель или новый, необходимо, чтобы он был лидером, а не статистом.
Природа
лидерства определяется не только личностными
характеристиками руководителя, но и
средой, в которой осуществляется
деятельность компании. Необходимо разделить
менеджеров и лидеров, так как их влияние
на деятельность организации и коллектива
далеко не однозначна.
Теории лидерства.
Ранние теории лидерских черт, восходящие ещё к Древней Греции и Риму, утверждали что, индивид рождается либо с качествами, необходимыми для лидера, либо без них. Считается, что знаменитые исторические личности имели естественные способности подняться над любой ситуацией и стать лидером.
Со временем под влиянием бихевиористской школы, исследователи согласились с тем фактом, что лидерские качества могут быть не только врожденными, но и приобретенными в результате научения или жизненно опыта. Внимание переключилось на поиск универсальных качеств, присущих лидерам. В результате исследований оказалось, что единственной постоянной характеристикой оказался интеллект.
В целом не удалось обнаружить общие для лидеров черты и доже понять какие из качеств важнее. Теория лидерских черт , как и концепция черт личности, привела к прогрессу в описание феномена лидерства. Этот подход существует до сих пор, но теперь основное внимание уделяется не личным качествам, а навыкам связанным с работой.
Групповая
теория лидерства. Групповые теории
лидерства основываются на идеях социальной
психологии, в частности на классической
теории обмена. Для достижения групповых
целей должен существовать положительный
обмен между лидером и его последователями.
Теории обмена предполагают, что члены
группы вносят определённый вклад за свой
счёт, а получают выгоды за счёт всех группы
или других её членов. Взаимодействие
продолжается потому, что члены группы
находят социальный обмен взаимно полезным.
Лидерство – это процесс обмена между
лидером и последователями.
Ситуационная теория лидерства. Эта модель охватывает стиль лидерства в благоприятной ситуации. Ситуация благоприятна для лидера если высоки следующие показатели:
- взаимодействие
между лидером и членами
- степень структурирования задачи;
- позиционная власть лидера, определяемая
его формальными полномочиями.
В
очень благоприятных условиях, когда
у лидера есть власть, неформальная
поддержка и достаточно чётко
определённая задача, группа готова быть
ведомой и ожидает
Теория лидерства
«путь – цель». Эта теория является
широко признанной теорией которая развивалась
в рамках концепции теории ожидания. Она
пытается объяснить влияние, которое оказывает
поведение лидера на мотивацию его подчиненных,
их удовлетворённость и деятельность
Существует четыре основных типа лидерства:
1. Директивное лидерство. Этот стиль похож на авторитарный. Подчинённые точно знает, чего от них ждут, и лидер даёт чёткие указания. Подчинённые не принимают участия в принятии решений.
2. Поддерживающее лидерство. Лидер дружелюбен и доступен, выказывает подлинную заботу о подчиненных.
3. Лидерство, основанное на вовлечении подчинённых в принятие решений. Лидер просит у подчинённых совета и учитывает их, однако решение принимает сам.
4.
Лидерство, ориентированное на достижения.
Лидер ставит перед подчиненными сложные
задачи и демонстрирует уверенность, что
они смогут их разрешить и сработать эффективно.
Поведение лидера будет приемлемо для
подчиненных при условии, что подчиненные
рассматривают такое поведение как непосредственный
источник удовлетворения или как инструмент
для будущего удовлетворения.
Теории харизматического лидера. Это возврат к старому пониманию лидера как человека, который силой своих личных способностей может оказывать глубокое и необычайное влияние на последователей. Теория предсказывает, что харизматический лидер, оказывая воздействие на своих подчинённых, может добиться от них деятельности, превосходящей все ожидания, а также преданности лидеру и его миссии. К ситуациям благоприятным для появления харизматического лидерства, относятся кризисы, требующие серьёзных изменений, и глубокое недовольство подчинённых положением дел в организации.
Теория преобразующего лидерства. Определение харизматических характеристик лидеров может оказаться особенно важным в условиях преобразования традиционных способов реализации лидерства в организации для адаптации к драматическим изменениям. Именно этот процесс изменений стал объектом изучения харизматического лидерства. Преобразующим лидерам присущи следующие качества:
- Они считают себя носителями перемен;
-
Они обладают смелостью и
- Они верят в людей;
-
Ими движут фундаментальные
- Они всю жизнь учатся;
-Они
способны справиться со
-
Они обладают видением
Теории
социального научения. Теория социального
научения позволила сформулировать общую
концептуальную основу для описания организационного
поведения, она может помочь в создании
непрерывного взаимодействия между лидером,
окружением и поведением.
В данном случае подчиненные играют активную
роль и вмести с лидером концентрирует
внимание на своем поведении и поведении
других, на факторах окружающей среды
и своих опосредующих суждениях. Можно
привести следующие примеры такого подхода:
- Лидер знакомится с макро- и микропеременными, контролирующими его поведение.
-
Лидер и подчинённые ищут
-
Лидер и подчиненные совместно
пытаются найти способы
При
таком подходе лидер и
Заменители лидерства. Вследствие неудовлетворённости развитием теории лидерства и исследований, объясняющих и прогнозирующих влияние поведения лидера на результаты деятельности, была подвергнута сомнению и значимость лидерства как такового. Существует понятие, что существуют так называемые заменители лидерства, которые делают лидера не просто не нужным, но даже лишним, а также нейтрализаторы, которые не позволяют лидеру использовать определённые формы поведения или нейтрализуют его. Такими заменителями и нейтрализаторами могут стать подчинённые. Опыт, способности и тренированность подчинённого могут служить заменой для инструментального лидерства. Подчиненные которые не особенно заинтересованы в организационных поощрениях, будут нейтрализовывать попытки как поддерживающего, так и инструментального лидерства.
Профессионалы отличаются от не профессионалов тем, что для них внутреннее удовлетворение целями и значимостью работы служит своего рода организационным поощрениям и является надёжным заменителем поддержки со стороны лидера.
В
целом понятие заменителя позволяет
взглянуть на лидерство в более точной
перспективе и объясняет относительно
невысокую результативность исследований
по этой теме. В частности, ситуация в которой
находится лидер, может заменить или нейтрализовать
его поведение при воздействии на поведение
подчинённых и их удовлетворение. Не все
находятся под контролем лидеров, лидеры
не обладают мистической властью над людьми.
Определенную роль играет ситуация. В
тоже время лидеры оказывают воздействие
на ситуацию.
Информация о работе Лидерство и его влияние на организационное поведение