Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является описать лидерство как элемент эффективной системы управления.
Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
1.Описание понятий и содержания лидерства.
2.Раскрыть сущность основных типологий лидерства.
3.Отражение роли лидера в управлении персоналом.
4.Выявление роли лидера в управлении организационной культурой.
Введение 3
1 Основы лидерства 4
1.1 Понятие и содержание лидерства 4
1.2 Типология лидерства 6
2 Роль лидера в управлении организацией 9
2.1 Роль лидера в управлении персоналом 9
2.2 Роль лидера в управлении организационной культурой 12
Заключение 17
Глоссарий
Список литературы 18
Приложения
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
«ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
Кафедра
гуманитарных и социально-
Курсовая работа по основам менеджмента:
«ЛИДЕРСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ
Подготовила студентка 38 группы социально-гуманитарного факультета Борисевич Светлана Павловна | |
Руководитель Степанов А.А |
Великие Луки, 2012
Содержание
Введение
1 Основы лидерства
1.1 Понятие и содержание лидерства
1.2 Типология лидерства
2 Роль лидера в управлении
организацией
2.1
Роль лидера в управлении
2.2
Роль лидера в управлении
Заключение
Глоссарий
Список литературы
Приложения
Введение
Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.
Я выбрала эту тему, так как она очень актуальна в наше время, лидерство проявляется в любых организованных группах, стремящихся к общей цели. Лидерство проявляется всегда и везде, где группе людей приходиться решать какие – либо проблемы, затрагивающие интересы всех или большинства членов группы.
Целью данной курсовой работы является описать лидерство как элемент эффективной системы управления.
Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
Работа состоит из введения, основной части из двух глав, заключения, глоссария, списка литературы и приложений.
В курсовой работе использованы литературные источники посвященные лидерству, его роли в организации и типологии.
1 Основы лидерства
1.1 Понятие и содержание лидерства
Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.
Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.
Лидерство определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей (Шрисхайн); или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей (Рой Стогдилл).
Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.
Явление лидерства кроется в самой природе человека и общества. Феномен, во многом схожий с лидерством встречается в среде животных, ведущих стадный образ жизни. С стае всегда выделяется наиболее сильная, быстрая, умная особь – вожак, руководящий стаей в соответствие с ее неписанными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и биологически запраграммированны.
Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры.
Быть менеджером и быть лидером в организации – это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе психологического воздействия. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Собственно отношения «начальник – подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление заменяются отношениями «лидер – последователь». [5, c.120]
Лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Оно – суть неформальное руководство. «Руководство, - пишет, в частности, Р. Л. Кричевский, - феномен, имеющий место в системе формальных (или, как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство – феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль руководителя заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет… Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический» [5, c. 125].
Таким образом, в современных условиях эффективное лидерство – это не железная или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.
1.2 Типология лидерства
Первым предложившим вариант типологии лидерства был древнегреческий философ Платон. Типология Платона давно стала историей, но современные исследователи активно используют принцип выделения лидеров на основе выполняемых им функций.
Один из вариантов такой типологии: а) по содержанию деятельности; б) по стилю деятельности; в) по характеру деятельности.
По содержанию различают:
По характеру деятельности существуют:
По стилю деятельности:
Кроме этой типологии, нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой.
Согласно этому
выделяют следующие типы
Восприятия лидера разными членами организации могут не совпадать или накладываться друг на друга. Так, например, один сотрудник может оценивать лидера как «одного из нас», другой же воспринимает его как «воплощение добродетели» или «оправдание наших ожиданий» и т.п.
Таким образом, в настоящее время существует множество типологий лидерства. Существуют различные основания для классификация и сравнения лидеров, а, следовательно, и различных типологий лидерства.
Лидер может быть |
Основание для типологии |
Формальный (официальный) Неформальный (обладать общепринятым авторитетом, но не занимать официальных позиций) |
Сфера взаимоотношений |
Универсальный лидер (лидер в любой обстановке) Ситуативный лидер (лидер в определенной ситуации) |
Характер деятельности |
Авторитарный лидер Демократический лидер «невмешивающийся» лидер |
По стилю руководства |
Лидер – вдохновитель Лидер – исполнитель Смешанный |
По содержанию |
Один из нас Лучший и нас Воплощение добродетелей Оправдание наших надежд |
Восприятие группой |
Таблица 1. Типология лидерства
2 Роль лидера в управлении организацией
2.1 Роль лидера в управление персоналом
Любая организация – это совокупность стабильных социальных групп. Формирование этих групп осуществляется как на основе структурных и функциональных особенностей организации, так и на основе общности черт и интересов людей, которые собираются в группы для решения общих проблем.
Деятельность этой группы может быть направлена в одном направление, но может также быть направлена на противоположные цели, что приведет к неэффективному использованию организационных ресурсов, в результате чего снизиться степень эффективности коллективной работы.
Компетентный формальный руководитель способен организовать деятельность формальных групп. Неформальный лидер способен создать и управлять неформальными группами. И только формальный лидер, владеющий искусством эффективного лидерства, может оптимально управлять как формальными, так и неформальными группами.
В каждой группе существуют проблемы, связанные с развитием группы, изменением взаимоотношений между ее членами, а также мотивацией, настроением, отношением и положением всех членов группы. Решение всех этих проблем определяет эффективность решения задач, стоящих перед группой.
Лидер может осуществлять свою деятельность с учетом всех особенностей группы или игнорировать их. В последнем случае он отказывается от наиболее эффективного решения поставленных перед ним задач.
Информация о работе Лидерство как элемент эффективной системы управления