Лидерство в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 00:55, контрольная работа

Описание

Организации, добивающиеся успеха, отличаются главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Основные представления о лидерстве ……………………………...……4
Характерные черты лидера в менеджменте………………………………6
Стиль лидерства. Классификация ……………………………………...…8
Шаги по формированию системы лидерства………………..………….11
Заключение…………………………………………………………………….…12
Список литературы…………………………………………………………...….13

Работа состоит из  1 файл

К.Р._13-вар13_(Лидерство в менеджменте).doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Брянский государственный  технический университет»

 

 

Кафедра «Экономика, организация  производства, управление»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Профессиональные навыки менеджера»

Тема: «Лидерство в менеджменте»

 

Вариант-13

 

№ зачетной книжки

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент группы

 

Проверил: к.т.н., доц. Демиденко А.И.

 

 

 

Дата отправки работы___________

 

Брянск 2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

  1. Основные представления о лидерстве ……………………………...……4
  2. Характерные черты лидера в менеджменте………………………………6
  3. Стиль лидерства. Классификация ……………………………………...…8
  4. Шаги по формированию системы лидерства………………..………….11

Заключение…………………………………………………………………….…12

Список литературы…………………………………………………………...….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Организации, добивающиеся успеха, отличаются главным образом  тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В  современном русском языке под  руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

Быть менеджером и  быть лидером в организации - это  не одно и тоже. Менеджер в своем  влиянии на работу подчиненных и  построении с ними отношении, прежде всего, использует и полагается на должностную  основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников. В отличии собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные представления о лидерстве

Лидерство (англ. Leader) - управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.

Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.

Считается, что идеальным  для лидерства является сочетание  двух основ власти: личностной и  организационной.

Лидер — существенное звено социальной группы. Как только на свет появляется какая-либо человеческая общность, в ее структуре рождается свой лидер. По мере разрастания функций группы и расширения ее сфер деятельности складьюается иерархия лидеров. Тут начинают действовать и «формальные», и «неформальные» лидеры. Первые получают полномочия руководить людьми из рук вышестоящей инстанции, вторые становятся лидерами по признанию окружающих. Подлинным лидером, способным вести за собою людей, становится тот, кто обретает у людей всеобщее признание.

 Окружающие воспринимают  такого лидера по четырем моделям: 
1. «Один из нас». Предполагается, что образ жизни лидера идентичен образу жизни любого члена социальной группы. Лидер, как и все, радуется, переживает, негодует и страдает: жизнь приносит ему и приятное, и неприятное. 
2. «Лучший из нас». Имеется в виду, что лидер является примером для всей группы как человек и как профессионал. В связи с этим поведение лидера становится предметом подражания. 
3. «Воплощение добродетелей». Считается, что лидер является носителем общечеловеческих норм морали. Лидер разделяет с группой ее социальные ценности и готов их отстаивать. 
4. «Оправдание наших ожиданий». Люди надеются на постоянство поведенческих действий лидера независимо от меняющейся обстановки. Они хотят, чтобы лидер всегда был верен слову, не допускал отклонений от одобренного группой курса поведения.

В целом лидерство  руководителя признается последователями  тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом.

 Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:

  • видение ситуации в целом;
  • способность к коммуникациям;
  • доверие сотрудников;
  • гибкость при принятии решений.

Таким образом, следует  сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей.

 

 

 

 

 

 

 

2. Характерные черты  лидера в менеджменте

В деятельности на первом плане должна стоять ориентация на человека. В этом и состоит подлинная сущность лидерства. Не каждому руководителю (менеджеру) дано стать лидером

Среди лидеров нет  и не должно быть традиционной иерархии: лидер-начальник — лидер-подчиненный. Иерархия здесь задается системой ответственности — у одних лидеров она более широкая, у других более узкая. Лидер с большей ответственностью не может дать указание лидеру с меньшей ответственностью, он может лишь помочь ему понять, как надо действовать, как выйти из тупика.

Лидерство - ключевой метод менеджмента - это глубоко понимал Деминг, разработавший основные представления о лидерстве в современном понимании.

Традиционное  лидерство

Лидерство по Демингу

Вождь

Подчеркнутое отсутствие вождизма

Харизма

Харизма, если и не вредит, то и не помогает, так как создает  барьер между лидером и членами  его команды

Директивность каждого  слова

Не нуждается в распоряжениях

Его все слушают

Слушает сам

Следит за тем, как  за ним «ухаживают»

Сам помогает людям

Подозрения, боязнь интриг

Доверяет людям

Все решает сам

Помогает людям самим  выйти на хорошие решения

Произвольно вмешивается  в любые процессы

На основании статистических методов умеет понять, что относится к вариабельности процессов

Преданность подчиненных

Активность, инициативность, готовность брать ответственность

Его боятся

Ему доверяют

Предполагается, что лидер  все знает лучше подчиненных, что, собственно, дает ему основания  для вмешательства в их деятельность

Подчеркивает, что не является самым компетентным лицом  в решении конкретных вопросов


 

Лидерство зачастую воспринимается как нежелательная дополнительная ответственность, новая нагрузка. Не все готовы брать на себя бремя  лидерства, так как оно требует работы мысли, активности, инициативности.

Менеджер, как  правило, всегда лидер. Лидер же не обязан быть менеджером. Лидерство встречается  как в формальных отношениях, так  и не в формальных… чего нельзя сказать о менеджменте.

Основные отличия менеджера от лидера

Менеджер

Лидер

1. Администратор

1. Инноватор

2. Поручает

2. Вдохновляет

3. Работает по целям  других

3. Работает по своим  целям

4. Использует доводы

4. Использует эмоции

5. Контролирует

5. Доверяет

6. Профессионален

6. Энтузиаст

7. Принимает решения

7. Превращает решения  в реальность

8. Делает дело правильно

8. Делает правильное  дело

9. Уважаем

9. Обожаем

10. План-основа действий

10. Видение-основа действий

11.Полагается на систему

11. Полагается на людей

12. Поддерживает движение

12. Дает импульс движению


 

Лидерство — очень  деликатное и хрупкое «растение», загубить можно в один момент, а  выращивать надо годами. И всего  одной ошибки достаточно, чтобы не просто откатиться назад, а вернуться  к гораздо менее удобному старту, чем тот, с которого все начиналось.

 

 

3. Стиль лидерства. Классификация

Стиль лидерства (руководства) – это устойчивая система способов, приемов, методов воздействия руководителя на коллектив, в которой проявляются личные качества руководителя и особенности коллектива.

Выделяют три основных стиля руководства:

  • авторитарный (директивный, автократический);
  • демократический (коллегиальный);
  • формальный (либеральный, анархический).

1. Авторитарный  стиль –  “ожидаю вклада и инициативы со стороны подчиненных”.

Менеджеры, которые пользуются этим стилем, склонны давать четкие инструкции, добиваться определенной инициативы от подчиненных и постоянно контролировать их действия. 
Преимущества стиля:

  • эффективность и своевременность;
  • понятно, кто является ответственным;
  • можно осуществлять полномочия власти без запугивания;
  • развивает людей, у которых недостаточно опыта;
  • дает больше гарантий принятия правильного решения.

Недостатки:

  • не способствует профессиональному росту образованных работников;
  • некоторым образованным работникам может не нравится или вызывать обиду;
  • может привести к текучести кадров, когда люди приобретут достаточный опыт работы.

Этот стиль подходит:

  • когда работник приобретает опыт и компетенцию;
  • когда работник в определенной мере понимает свою работу;
  • когда работника необходимо направлять и содействовать ему.

2. Демократический стиль –“ Давайте всё решать вместе!” 
Менеджеры с таким стилем поощряют работников к участию в решении производственных вопросов, а также к развитию их способностей. 
Преимущества:

  • способствует привлечению к решению производственных вопросов;
  • есть возможность для профессионального роста работников;
  • поддерживает определенное время чувство удовлетворения у людей.

Недостатки:

  • забирает у менеджера много времени;
  • тот, кто не справляется со своими обязанностями, может саботировать цели организации  в которой работает;
  • изменения становятся источником конфликта в организации, и работники могут пытаться не допускать изменений;
  • решение большинства не всегда наилучше отвечает интересам организации.

Информация о работе Лидерство в менеджменте