Лидерство в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 22:08, курсовая работа

Описание

Влияние - поведение одного лица, которое вносит изменения в поведение другого. Влиять на других людей можно через просьбу, пожелание, угрозу, шантаж, приказ, мнение, идею и т.д. Возможность влиять появляется в том случае, если одно лицо находится в определённой зависимости от другого. Эти отношения зависимости определяются как властные отношения. Руководитель имеет возможность влиять на других потому, что он наделён властью. Но руководитель должен быть способным оказывать влияние на своих подчиненных, эффективно ими управлять в целях выполнения ими поставленных задач.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....1

1. Понятие и сущность лидерства………………………………………….......3

2. Отличие лидера от менеджера……………………………………………….7

3. Современные модели лидерства…………………………………………......8

4. Лидерские качества менеджера, имидж менеджера………………………15

5. Руководитель в системе управления…………………………………….....20

5.1. Личные способности руководителя, как фактор его успешной

деятельности в системе управления……………………………………........20

5.2. Личностные черты руководителя………………………………………..25

5.3. Менеджерские характеристики руководителя……………………….....26

5.4. Баланс рабочего времени руководителя………………………………...27

5.5. Оценка эффективности работы руководителя………………………….28

6. Стили руководства………………………………………………………….30

7. Памятка лидера……………………………………………………………...33

Практическая работа…………………………………………………………..35

Заключение……………………………………………………………...……..40

Приложение А…………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Лидерство в менеджменте.doc

— 254.50 Кб (Скачать документ)

5.4. Баланс рабочего времени руководителя.

   Одна  из первостепенных задач каждого  руководителя – научится планировать свой рабочий день, выработать умение следовать намеченному плану, экономить время.

   Советы  руководителю, которые экономят время:

  • требуйте от себя и подчинённых точного и конкретного изложения вопроса по существу;
  • умейте слушать;
  • заранее составляйте распорядок дня;
  • никогда не нужно откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, даже если эта работа вам не нравится;
  • поставьте своей целью выполнить все задуманные вами работы в строго намеренные сроки;
  • не упускайте из виду мелочи;
  • приступайте к делу сразу же, если вы знаете, что надо делать;
  • цените время и своё и чужое;
  • не увязывайте в телефонных разговорах;
  • научитесь говорить нет, если вы не научитесь этому, то окажитесь вовлечёнными в такие дела, которыми вы никогда не занялись бы по своей воле.

5.5. Оценка эффективности работы руководителя.

   Задача  оценки руководителей и специалистов по результатам труда состоит:

  • в выявлении соответствия работника занимаемой должности;
  • в определении трудового вклада в условиях коллективной оплаты труда с целью увязки общей эффективности труда работника и уровня его должностного оклада;
  • в обеспеченности повышения индивидуальной отдачи от работников их чёткой ориентации на конечный результат;  
  • в привязке деятельности специалистов и руководителей к главной цели отдела, предприятия или фирмы.

   При оценке деятельности руководителей возникает  немало проблем:

  • как оценивать итоги производства;
  • как оценивать вклад функций управления в эти итоги;
  • как оценивать долю конкретного работника в этом вкладе.

   Труд  руководителя оценивается, прежде всего, по результатам работы подчинённого ему подразделения. Показатели этой оценки:

  • выполнение планового задания по объёму и важнейшей номенклатуре;
  • производительность труда;
  • качество продукции.
 
 

 

Таблица №2  (приложение Б.2). 

   Потенциальные ограничения, которые могут возникнуть:

  • неумение управлять собой;
  • размытые личные ценности;
  • нечёткие личные цели;
  • остановка саморазвития;
  • недостаточность навыка решать проблему;
  • недостаток творческого подхода;
  • неумение влиять на людей;
  • недостаточное понимание особенностей управленческого труда;
  • слабые навыки руководства;
  • неумение обучать;
  • низкая способность формировать коллектив.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    6. Стили руководства.

   Любой лидер, в большей или меньшей  степени, является руководителем, следовательно, у него имеется определённый стиль руководства.

   Слово «стиль» греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении  «почерк». Отсюда можно считать, что стиль руководства – своего рода «почерк» в действиях менеджера.

   Возникновение понятия «Стиль руководства» и его изучение можно связать с именем немецкого психолога К.Левина. Название и количество стилей руководства было разнообразным, что, как правило, связано с политическими процессами, происходившими в тридцатые - сороковые годы 20 века. Постепенно сложилось так, что классическими стали считаться деление на три стиля: авторитарный, демократический и либеральный.

   Авторитарный  стиль характеризуется тем, что руководитель в принятии решений всегда ориентируется на собственные цели, критерии и интересы, практически не советуется с трудовым коллективом, ограничивается узким кругом единомышленников. В проведении решений занимает жесткие позиции, активно используя методы административного и психологического воздействия на людей. Оппозицию не принимает, может уволить неугодных сотрудников. Всегда уверен в личной правоте, основывается на собственных знаниях и умениях, большом личном капитале и обширных внешних связях в государственных органах и предпринимательской среде. Такой руководитель относится к своим подчинённым исключительно недоверчиво. Наиболее часто он выражает своё отношение к подчинённым следующим образом:

  • Каждому человеку от природы присуще нежелание работать, а по этому он старается избегать затрат труда, где это только возможно.
  • Честолюбие присуще очень многим, люди стараются избегать прямой ответственности, предпочитают быть ведомыми.
  • Помимо всего вышесказанного каждый человек старается обеспечить себе полную безопасность.
  • Чтобы заставить каждого из членов коллектива работать на достижение единой цели, абсолютно необходимо применять различные меры принуждения, контроля, а также напоминать о возможности наказания.

   Руководитель  такого типа может привести свою фирму  к большому успеху, но также и к полному краху («единоличный хозяин»).

   Демократический стиль основан на сочетании принципа единоначалия и общественного самоуправления. Руководитель такого типа обычно избирается на собрании трудового коллектива или собственников и должен выражать интересы большинства. Как правило, он может удачно выявить, принять и реализовать стратегические цели развития предприятия, сочетая групповые интересы. Это хороший «политик», «дипломат», «стратег», «хитрая лиса», просчитывающий варианты на много шагов вперед, сочетающий методы убеждения и принуждения. Это доброжелательный и открытый человек, как правило, неподдающийся соблазнам: деньги, женщины и власть, т.к. они крайне раздражают завистников и способствуют росту оппозиции. В своей работе постоянно опирается на группу единомышленников в лице дирекции, правления, президиума, совета.

   Либеральный стиль заключается в том, что руководитель в принятии решений ориентируется на цели и интересы отдельных групп трудового коллектива, постоянно пытается маневрировать, чтобы соблюсти паритет интересов, часто занимает различные позиции сторон, «сталкивает» их между собой, пытается быть «добрым шефом», но иногда, невольно, становится марионеткой в руках подчинённых, которые фактически управляют предприятием. Преимущество либерального стиля заключается в групповом принятии управленческих решений, однако часто либеральный руководитель не имеет сильной воли, четкой цели, глубоких знаний, слишком увлечен своим хобби или семьей. Это достаточно неустойчивый стиль руководства.

   Смешанный стиль предусматривает сочетание перечисленных выше типов. Либеральный, авторитарный и демократический стиль могут преобладать у того или иного руководителя, но никогда не достигают абсолюта, так же как в природе нет чистых холериков, флегматиков, сангвиников и меланхоликов и перечисленные выше темпераменты всегда проявляются у человека в определённой пропорции с преобладанием одного из них.

Схема №1 (приложение Б.3).

Сильные и слабые стороны стилей руководства. Таблица №3 (приложение Б.4).

   Параметры взаимодействия с подчинёнными, в зависимости от стиля руководства. Таблица №4 (приложение Б.5).

   Нельзя  быть очень авторитарным руководителем, необходимо выслушивать подчинённых, их точки зрения. Возможно, совет подчинённого спасёт руководителя от необдуманного решения, которое может привести фирму к полному краху.

7. Памятка лидера. 2

  • Поставить задачу коллективу; изложить её с воодушевлением и постоянно напоминать о ней. 
  • Планировать работу, определять скорость её выполнения и разрабатывать обязанности, чтобы обеспечить преданность делу отдельных людей и  целых коллективов.
  • После консультаций ставить конкретные цели для каждого работника, регулярно - не менее одного раза в год - обсуждать с каждым его успехи.
  • Делегировать принятие решений; советоваться с людьми.
  • Выражать понимание ценности работы каждого члена коллектива; объяснять свои решения, чтобы помочь людям претворять их в жизнь; ежемесячно информировать о состоянии дел и политике.
  • Обучать и развивать людей; поддерживать установленные правила и процедуры, показывать пример тем, кто нарушает их.
  • Там где намечаются объединения и праздники поощрять их; присутствовать на собраниях и говорить об убеждениях людей – в интересах задачи, коллектива и индивидуума.
  • Заботиться о благополучии членов коллектива, улучшать условия труда, реагировать на жалобы и уделять внимание функциям.
  • Никогда не забывать, что ваше мнение вовсе не всегда хорошо, есть и другие мнения, отнюдь не худшие.
  • Следить за процессом работы; извлекать уроки из успехов и ошибок, регулярно обходить рабочие места, наблюдать, слушать, хвалить. 
  • Вы должны выработать привычку: все, с чем вы сталкиваетесь, рассматривать с точки зрения пользы вашего дела.
  • Выполнять обещания в срок. Если не смогли выполнить - не оправдывайтесь, а определите новый срок и сдержите слово, пусть с опозданием.
  • Быть внимательным и объективным к «бесполезным» предложениям.
  • Отклонять ненужные предложения, но тактично и вежливо.
  • Будучи уверенным, в себе, избегать быть самоуверенным, самоуверенность - предпосылка использования не лучших приемов и методов в работе.
  • Чтобы эффективно подчинять, надо уметь подчиняться, хотя бы обстоятельствам.
  • Воспитывать подчинённых ненавязчиво, но верно, поощрять их плодотворный труд и инициативу.
  • Руководствоваться в работе тремя «не»: не раздражаться, не теряться, не распыляться.
  • Быть терпимым к недостаткам людей, если эти недостатки не мешают вашей работе.
  • Хвалить не на людях, поощрять с глазу на глаз.
  • Уметь слушать, иметь бесконечное терпение.
  • Предоставлять сотрудникам максимум свободы для достижения целей предприятия.
 

Практическая работа.

Особенности поведения лидера (на примере ОАО «Динур»).

   Моя практическая работа осуществлялась на предприятии: Первоуральский динасовый завод (ОАО  «Динур»). Россия, Свердловская область, г. Первоуральск.

   Мной  были проведены тесты, с помощью  которых был опрошен лидер: начальник ОТК, Светлана В.

   Содержание  практической работы.

Тест  №1 «Способны ли вы влиять на других?».3

   Каждый  из нас, как известно, подвержен влиянию  других людей, нередко и сам старается  повлиять на них в желаемом направлении. Предлагаем проверить, какой силой внушения наделены вы. Каждый, в силу своей профессии, должен обладать этим качеством. Если вы хотите узнать, способны ли вы оказывать влияние на других, убеждать их, примите участие в этом психологическом тесте.

   Отвечайте на вопросы «да» или «нет».

  1. Выбрали бы вы профессию актёра или политика?
  2. Раздражают ли вас люди, которые экстравагантно одеваются или ведут себя?
  3. Способны ли вы поделиться с другим человеком своими личными переживаниями?
  4. Реагируете ли вы немедленно на малейшее проявление неподобающего к вам отношения?
  5. Задевают ли вас успехи других в той области, в какой хотелось бы достичь успехов вам?
  6. Готовы ли вы взять на себя очень трудное дело только для того, чтобы показать, что оно вам под силу?
  7. Могли бы вы пожертвовать всем ради совершения чего-то исключительного?
  8. Хотите ли вы, чтобы вас всегда окружал один и тот же круг друзей?
  9. Придерживаетесь ли вы в своей жизни строго расписанного по часам распорядка?
  10. Любите ли вы переставлять мебель в квартире?
  11. Нравится ли вам делать привычное дело каждый раз по-новому?
  12. Любите ли вы подтрунивать над теми, у кого слишком большое самомнение?
  13. Можете ли вы сказать своему начальнику или тому, кто считается общепризнанным авторитетом, что он не прав?

   Теперь  подсчитайте балы.

  да нет
1. 5 0
2. 0 5
3. 5 0
4. 5 0
5. 5 0
6. 5 0
7. 5 0
8. 0 5
9. 0 5
10. 5 0
11. 5 0
12. 5 0
13. 5 0

Информация о работе Лидерство в менеджменте