Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:05, реферат
Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.
Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.
Введение….……………………………………………………….2
Типы и функции лидеров………..………………… ……….…3
Основы лидерства…………………………………………………7
Стили лидерства и руководства……………………………….9
Теория лидерских качеств…………………………………….11
Заключение………….……………………………………………13
6. Список литературы …..………………………………………..15
6. Список литературы
…..………………………………………..15
Введение
Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе.
Начиная с 70- х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще больше, о чем свидетельствует появление работ Дж. Мак - Грегора Бернса, Р.Такера, Б.Келлермана, Дж. Пейджа.
До недавнего времени в нашей стране не было условий для формирования лидеров и спроса на них, а следовательно, не было исследования проблем, связанных с лидерством. В связи с этим большинство работ в области исследования лидерства принадлежит западным ученым.
Однако в настоящее время появляются труды российских ученых, затрагивающие проблемы лидерства. ( Например, книга Р.Л.Кричевского “Если вы - руководитель” об элементах психологии менеджмента в повседневной работе руководителя и лидера в организации, а по технологии лидерства - коллективная работа авторов московского центра политических исследований “Никколо М “ “Имидж лидера”.)
Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:
-
наличием довольно скупых
-
низким уровнем
Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.
Руководитель
должен уметь ставить задачи, определять
средства достижения цели и методы
контроля. Успешное руководство в
значительной мере зависит от умения
руководителя управлять мнением коллектива.
Лидера можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели.
Лидерство- это всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от соотношения личных качеств лидера с качествами тех, на кого он пытается оказать влияние, и с ситуацией, в которой находится данная группа.
Подходит ли
человек для роли лидера, зависит
прежде всего от признания за ним
другими людьми качеств превосходства,
т.е. качеств, которые внушают им
веру в него и побуждают их признать
его влияние на себя. Более высокий интеллект,
подготовка или опыт могут явиться частичным
основанием для лидерства. Обычно большое
значение имеет склонность к доминированию,
а именно стремление проявлять инициативу
в межличностных отношениях, направлять
внимание других, предлагать решения.
ТИПЫ ЛИДЕРОВ:
За ним идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело. Умеет убеждать, склонен поощрять, а если и приходить выразить свое неодобрение, то делает это, не задевая это, не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше. Именно такие люди оказываются на виду в любом неформальном коллективе.
Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Без лидера на одна группа существовать не может. Многие считают, что все проблемы решаются, если менеджеру удается совместить в своей деятельности функции лидера и руководителя. Но эти функции на практике часто не только не совмещаются, но и противоположны. Руководитель может лишь частично брать на себя функции лидера. Если для лидера нравственные категории стоят на первом плане, то руководитель занят главным образом функциями контроля и распределения.
Феномен лидерства
возникает в проблемных ситуациях,
с которыми сталкивается группа в
своем поведении. В зависимости
от того, какими моральными принципами
(положительными или отрицательными)
руководствуются неформальные лидеры,
они могут быть позитивными или негативными.
В производственном коллективе негативные неформальные лидеры могут выступать в качестве:
Это влияние значительно в том случае, если ощущаются слабость позиций формальных лидеров, их недостаточный авторитет и др.
Неформальных
лидеров условно можно
Деловой лидер
пользуется признанием в коллективе
за высокий квалификационный уровень,
успешное выполнение возложенного на
него обязанностей. Он берет на себя инициативу
в решении проблемной ситуации в соответствии
с групповыми целями и обладает соответствующими
знаниями, информацией, навыками и методами.
С деловым лидером (руки группы) хорошо
работается, он может организовать дело,
наладить нужные деловые взаимосвязи,
обеспечить успех дела.
К информационному лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.
Эмоциональный
лидер (сердце группы) – это человек,
к которому каждый член группы обратиться
за сочувствием и состраданием. Эмоциональный
лидер обладает такими морально-психологическими
качествами, которые вызывают чувство
симпатии, желания подражать и т.д. Он берет
на себя функции группового настроения
в проблемных ситуациях, стремится предупредить
и уладить конфликты, сгладить и разрядить
эмоциональное напряжение, возникающее
у членов группы, и тем самым способствовать
достижению групповых целей и повышению
эффективности групповой деятельности.
В то же время эмоциональный лидер под
влиянием неудач и трудностей может стать
зачинщиком паники, недовольства, асоциального
поведения и т.д.
Рассматривая основные задачи, функции и роли, которые выполняются неформальными лидерами в общем процессе регуляции группового поведения, можно выделить следующие:
Рассматривая меру влияния лидера на группу, необходимо отметить, что она не является величиной постоянной и при определенных обстоятельствах лидерской возможности могут возрастать, а при других, наоборот, снижаться.
С позиций групповой деятельности функции неформального лидера сводятся к двум основным: установка и поддержание целей, обычаев, традиций, групповых норм поведении, как положительных (доброжелательность, ответственность, взаимопонимание, производительность, положительность, сдержанность), так и отрицательных (агрессивность, обособленность, стяжательство), мотивация поведения членов группы в соответствии с групповыми нормами.
Зависимость
социометрического статуса
Среди основных
факторов, определяющая возможность
стать лидером неформальной организации,
обычно выделяют: возраст, должностное
положение, профессиональную компетентность,
расположение рабочего места, отзывчивость
и другие профессиональные и личные качества.
Основы лидерства
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой стороны лидерство- это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.
Лидерство представляет собой тип управленческого взаимодействия лидеров с последователями, основаны на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти, направленных на побуждении людей к достижению общих целей. Лидерство является функции лидера, последователей и ситуационных переменных.
Лидерство можно также определить как определенный тип отношений в процессе социального взаимодействия в организации, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Лидер- это личность, способная объединять людей ради достижения какой либо цели. Лидерство является одним из важных и эффективных механизмов реализации власти в группе, вопрос степени, силы влияния, зависящий от соотношения личных качеств лидера с качествами тех, на кого он оказывает влияние, и ситуацией, в которой находится данная группа.
Основой лидерства
является специфический тип отношений
управления, или лидерский тип. Это
отношения « лидер-
Успех к лидерам приходит во многом при наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений, таких, как способность создавать образ будущего состояния организации и доводить его до последователей; умение наделять последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели; умение признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские.