Лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 09:41, контрольная работа

Описание

Лидерство - это феномен, который нельзя обозначить какой-то одной универсальной формулой. Это искусство, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают этим от природы, другие обучаются, а третьи так никогда этого и не постигают. Одни лидеры динамичны, обаятельны, способны воодушевить других, другие спокойны, сдержанны в речах и поведении. Однако и те, и другие могут действовать с равной эффективностью – внушать к себе доверие и добиваться намеченных результатов.
«Посмотрите на кучку суетливых муравьев у вас под ногами. Похоже, у них нет босса, который приказывал бы, что они должны делать. Они действуют по заложенной в них природой программе, повинуясь инстинкту. Загоните людей в глубокую яму и поставьте перед ними задачу хотя бы столь простую: выбраться из ямы. Они тотчас же начнут мешать друг другу, и это будет продолжаться до тех пор, пока среди нас не появится лидер... Мы не муравьи. Мы сложные создания, каждый со своим разумом, и поэтому нам нужен лидер, который поможет нам достичь поставленных целей». Диана Трейси «Менеджмент с точки здравого смысла».
Именно поэтому в любой совместной деятельности людей, во всякой человеческой группе – от самой большой до самой маленькой, от самой эфемерной до самой стабильной – всегда есть те, кто командует, и те, кто подчиняется, те, кто отдает приказы, и те, кто им повинуется, те, кто принимает решения, и те, кто их исполняет. Эта «командная» деятельность, построенная на возможности и способности одних навязывать свою волю другим и побуждать действовать согласно их желанию, и есть лидерство.

Содержание

1 Понятие лидерства
2 Личность в политической структуре
3 Теории лидерства
4 Индивидуальное лидерство, типологизация политических лидеров
5 Функции политического лидерства
6 Политическое лидерство в России
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Лидерство.doc

— 86.00 Кб (Скачать документ)

     4. Индивидуальное лидерство, типологизация политических лидеров

     Индивидуальное  политическое лидерство в государственном  масштабе представляет собой:

     во-первых, «дистанционное лидерство» (лидер и  его последователи не имеют прямых контактов, их отношения опосредуются массовыми коммуникациями, организациями и людьми, обслуживающими политическую машину);

     во-вторых, многоролевое лидерство (лидер ориентируется  не только на ожидания своего непосредственного  окружения, но и на ожидания бюрократической  исполнительной иерархии, широких масс населения, и его задача состоит в том, чтобы поддерживать эти противоречивые роли в определенном равновесии);

     в-третьих, корпоративное лидерство (основная роль в выработке политики, тех или иных практических решений принадлежит «пирамиде лидера». Лидер нередко только озвучивает то, что наработано этой «пирамидой»).

     Эффективность политического лидера напрямую зависит  от его «способностей-возможностей».

     Для изучения природы и понимания  существа лидерства большое значение имеет типологизация политических лидеров. В этой связи следует рассмотреть типологии, построенные:

     - на предложенной М.Вебером классификации авторитета лиц, осуществляющих власть. В основе этой теории лежит анализ мотивации людей, которые готовы признать того или иного человека лидером и идти за ним. В этой связи выделяется лидерство:

     - «традиционное», представляющее собой тип безальтернативного принятия лидера по принципу: «Так делали наши отцы и деды, так делаем мы» (привычка подчинения племенным вождям, монархам и т.д.);

     - «легальное», или «бюрократическое», представляющее собой лидерство должности и кресла, а не конкретного персонажа;

     - «харизматическое», представляющее собой личностный тип лидерства, всецело зависящий от личностных качеств лидера и его способности повести за собой массы на крутых поворотах истории;

- на различиях в стилях лидерства (лидерство бывает авторитарным, ориентированным на единоличное принятие решений, и демократическим, ориентированным на индуцирование активности и инициативы последователей);

- по характеру деятельности (лидерство бывает универсальным, когда качества лидера проявляются постоянно, и ситуационным, когда эти качества проявляются только при определенных обстоятельствах);

- по содержанию активности (различают лидера-вдохновителя, разрабатывающего и предлагающего программу действий, и лидера-исполнителя, организующего выполнение уже заданной программы. При этом оба типа могут совмещаться в одном лице);

- по отношению к существующей социальной системе (различают лидера-функционалиста, способствующего развитию системы, и лидера-«дисфункционалиста», ставящего целью ее разрушение, лидера-конформиста, принимающего господствующие в обществе нормы и ценности, и лидера-нонконформиста, стремящегося их изменить) и др.

     Заслуживает внимания и типологизация лидеров, предложенная английским социологом Маргарет Дж.Херманн. Обобщив наиболее часто повторяющиеся проявления лидерства в разных общественных условиях и ситуациях, она выделяет четыре наиболее репрезентативных типа: «лидеров-знаменосцев», «лидеров-служителей», «лидеров-торговцев» и «лидеров-пожарников».

     Типы  лидеров можно также классифицировать с помощью других парных понятий-противоположностей. В качестве «пар антагонистов» можно типологизировать лидеров как лидеров:

     - идеологов и прагматиков;

     - реформаторов и революционеров;

     - агентов-охранителей и нонконформистов-разрушителей;

     - реалистов и авантюристов;

     - догматиков и романтиков;

     - авторитаристов и демократов  и т.д.

     5. Функции политического лидерства

     Функции политического лидерства представляют собой главные направления его деятельности. Их количество, равно как и объем, зависят от преобладающего типа культуры общества, политического режима, зрелости гражданского общества и т.д. Обычно выделяют функции:

     - интегративную – согласование и объединение интересов различных слоев населения на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов;

     - ориентационную – выработка политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных общественных групп;

     - инструменталистскую – лидер не только провозглашает программу, но и предлагает механизм ее осуществления;

     - мобилизационную – лидер может проводить преобразования в обществе лишь создав развитые стимулы деятельности для народных масс;

     - функцию социального арбитража и патронажа – лидер призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты гражданских свобод

     Статусно-ролевые функций лидерства, среди которых первостепенное значение имеют функции: программная, управленческая, мобилизующая, интегративная, коммуникативная, легитимирующая.

     Понятие группового лидерства, т.е. элиты, также трактуется в самых различных смыслах и значениях. Как:

    - лица, получившие наивысший индекс в области их деятельности (В.Парето)

    - наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть (Г.Моска)

    - лица, пользующиеся в обществе наибольшим престижем, богатством, статусом (Г.Лассуэлл)

    - люди, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массой безотносительно к своему статусу (Л.Боден)

    - люди, обладающие наивысшим чувством ответственности (Х.Ортега-и-Гассет)

    - творческое меньшинство, противостоящее нетворческому большинству (А.Тойнби) и др.

    6. Политическое лидерство  в России

     Отечественные реалии на сегодняшний день таковы, что рынок политических лидеров явно перенасыщен («затоварен») амбициозными политиками, мнящими себя не иначе как «Петрами I» и претендующими на самую высокую власть в системе, при явном дефиците действительно талантливых и ярких личностей, прирожденных политиков, ориентированных на то, чтобы «послужить» не себе, а Отечеству, политиков, воспринимающих власть не как награду в политической борьбе, а как бремя, тяжесть которого оправдывается лишь историческим честолюбием и желанием записаться на ленту отечественной истории в качестве тех, кто сделал для России что-то хорошее.

     Этот  дефицит не означает, что земля  российская оскудела политическими  талантами, а обусловливается только тем, что все еще не сформировался  и не действует отлаженный общественный механизм отбора и селекции «вождей» и народ пока что не научился выдвигать из своей среды достойных, а чаще всего выбирает тех, кого и без него назначили.

     Сказанное в равной мере касается и новой  политической элиты. В своем отношении  к этой категории первостепенное значение имеет понимание того, что  в нынешней России она на самом деле является элитой не новой, а старой. В том смысле, что в основной своей массе состоит из представителей прежней советской номенклатуры («крепких хозяйственников» и партийно-комсомольских вожаков), вовремя «подсуетившихся» и сменивших «пролетарские» лексические одежды на «демократические», но при этом прихвативших с собой в «капитализм» весь старый багаж с точки зрения традиций и образа жизни.

     А при этом существует богатейший мировой  и отечественный опыт, указывающий  на все «нормативные» качества и требования к лидеру, необходимые для эффективного руководства людьми (управления персоналом), которые могут быть востребованы в рамках публичной политики, на поприще активной общественной деятельности.

    Политические  лидеры, «люди года», «люди десятилетия» и т. п. — не что иное, как персонифицированные массовые желания, ожидания и эмоции. Нравственный образец в политике — это образ «желаемого я», каким хотелось бы быть, какого хотелось бы создать. В нем проявляется один из наиболее глубоких механизмов политической социализации личности, который, благодаря тоталитарной системе, был доведен до полного исчезновения. Не случайно эта система наиболее жестока именно к нестандартным, выдающимся личностям, которые могут стать образцами поведения. Если проследить кадровую политику в бывших компартиях, то увидим одну удивительную последовательность. Личности, которые приобрели такие качества и на которых возлагались определенные ожидания и надежды, рано или поздно были убраны из политической жизни.

    Политическое  лидерство подразумевает решения, зачастую оказывающие глубокое воздействие на события, а порой влияющие и на ход истории. В связи с этим лидерство обычно рассматривается в качестве общей концепции, включающей ряд факторов, которые, сочетаясь различным образом, позволяют определить природу лидерства. 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

1. О.З.Муштук. Политология. Учебное пособие. – М.: Маркет ДС. 2006
2. Круглов М.Б. Технология власти – М.: ИКК «Дека», 1997
3. Технологии  политической власти. Зарубежный опыт / В.Н.Иванов, В.Я.Матвиенко, В.И.Патрушев, И.В.Молодых – Киев.: Вища школа, 1994
4. Трейси Диана. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. Пер. с анг. М.: «Автор», 1993
5. Муштук О.З.Руководство  по изучению дисциплины «Политология», М.: МФПА,  2006
6. Г.Алмонд, Дж.Пауэлл, К.Стром, Р.Далтон. Сравнительная политология  сегодня. /Пер. с анг. – М.: Аспект Пресс. 2002
7. О.З.Муштук. Свобода  как осознанная необходимость –  М.: Обозреватель-Observer, 2001
8. А.С.Панарин. Политология  – М.: «Проспект. 1997
9. Голенкова З.Т. «Динамика социокультурной трансформации  в России». // «Социс». 1998
10. Даль Р. О  демократии /Пер. с анг. – М.: Аспект Пресс, 2000

Информация о работе Лидерство