Математические методы и модели принятия решений в коммерческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 01:15, курсовая работа

Описание

В работе проведены следующие исследования и разработки:
1. были рассмотрены основные математические методы и модели принятия решений в коммерческой деятельности и определена их значимость в решении экономической проблемы; 2) определили модель при помощи которой будет принято необходимое решение.3) на реальных данных осуществили расчет модели, были сделаны выводы и предложения по улучшению функционирования ЗАО«МеталлИзделиеПлюс».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В КАММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………………………………6

2. МОДЕЛИ ТЕОРИИ ИГР В УСЛОВИЯХ ПОЛНОЙ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ…………………………….………………………………11
3.ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МОДЕЛИ ТЕОРИИ ИГР
(НА ПРИМЕРЕ НА ЗАО«МеталлИзделиеПлюс»)…………….............................. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….…......28

Работа состоит из  1 файл

Готовое.docx

— 815.09 Кб (Скачать документ)

    "Байесовский  подход", базирующийся на известной  теореме Байеса- используется при  решение задачи в условиях  неопределенности (когда то или  иное действие или оба действия  приводят к множеству возможных  частных исходов, но вероятности  этих исходов неизвестны)

         Различные экономико-математические методы создаются и изучаются еще и потому, что проводить непосредственные  эксперименты с экономикой очень сложно, дорого и часто просто  невозможно, поскольку это может быть связано с большими  ущербами.

    В современных условиях даже опытный  руководитель не  всегда оказывается  в состоянии обнаружить и объективно сопоставить преимущества и недостатки различных вариантов решений, поэтому  управление с использованием моделей  может снизить уровень вредных  последствий.

         Вся совокупность действий, связанных с построением,  анализом и другими операциями, проводимыми с моделями,  называется моделированием, алгоритм которого представлен на рис. 1.1. Последовательность моделирования представляет собой итерационную процедуру, которая предусматривает и позволяет провести коррекцию после каждого этапа и вернуться к любому из предшествующих, а затем продолжить анализ. Можно выделить несколько основных этапов алгоритма экономико-математического моделирования. Все начинается с замысла. Затем на первом этапе выявляется проблема,  формулируются цели и задачи исследования, проводится качественное  описание экономического процесса или объекта. На втором этапе определяются методы решения, строится математическая модель изучаемого объекта, выбираются или разрабатываются методы исследования, программируются модели на компьютере,  подготавливается исходная информация. Далее проверяется  пригодность машинной модели на основе правильности получаемых с ее помощью результатов и оценивается их устойчивость. На  третьем, основном, этапе экономико-математического  моделирования проводится исследование по модели, реализованной в виде компьютерных программ, проводятся расчеты, обрабатываются и анализируются полученные результаты и, наконец,  принимается оптимальное решение. [9, с. 20]

 

    

    Рис. 1.1. Алгоритм моделирования задач коммерческой деятельности

  1. МОДЕЛИ ТЕОРИИ ИГР В УСЛОВИЯХ ПОЛНОЙ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИМ

        В коммерческой деятельности  приходится принимать  решения, учитывая множество факторов различной природы. Причем специфика коммерческой деятельности такова, что учитываемые при принятии решений факторы нередко обладают так называемым свойством неопределенности, поскольку нельзя заранее

определить  точно, каково будет значение того или  иного фактора или показателя. Отсюда следует, что и результат  принятия  решения также будет  обладать свойством неопределенности.  Например, объем продажи в значительной степени зависит от спроса населения  на тот или иной товар. Спрос, как  известно, является величиной случайной, следовательно, его значение имеет  некоторый разброс и является точно неопределенным.

         Неопределенность значений различных  факторов приводит к тому, что  рекомендации по решению проблемы не могут быть столь же четкими и однозначными, как в случаях полной  определенности. В процессе поиска решений появляются возможные варианты решений. Поэтому принятие решения состоит в  выборе наилучшего варианта из имеющихся. [9, с. 191]

            Для решения любой проблемы независимо от ее характера  существенным является вопрос: кто должен отвечать за решение проблемы? Другими словами, должно существовать некое  ответственное лицо, принимающее решение. Это может быть директор, бухгалтер, коммерсант, заведующий секцией, продавец и т.д. На предприятии ЗАО «МеталлИзделиеПлюс» ответственным за решение проблемы выступает менеджер, перед которым стоит задача в определении оптимального количества производства контейнеров 0,75 м. куб., так как при их не реализации предприятие вынуждено их  хранить на складе и нести убытки, что весьма отрицательно влияет на финансовое состояние фирмы.

          В настоящее время многие решения в коммерческой  деятельности — заказ на поставку того или иного вида товаров,  заключение договоров с поставщиками, управление движением  товаров — все же не оптимальны. Принятие решений в этом случае является искусством и в сильной степени зависит от  субъективных качеств лица, принимающего решение.

          При этом, несмотря на отсутствие полной определенности, необходимо проводить количественный анализ и на его основе принимать то или иное, но обоснованное  решение. В настоящее время разработаны специальные  математические методы, предназначенные для обоснования решений в  условиях неопределенности. В некоторых, наиболее простых, случаях эти методы позволяют найти множество решений и выбрать из них оптимальное. В более сложных случаях эти методы дают вспомогательный материал, позволяющий глубже разобраться в сущности явлений и оценить каждое из возможных решений с различных точек зрения, взвесить его преимущества и  недостатки и в конечном счете принять если не единственно правильное,   то по крайней мере близкое к оптимальному решение.

Следует заметить, что при выборе решения в условиях  неопределенности всегда неизбежен элемент произвола, а,  следовательно, и риска. Недостаточность информации всегда опасна, и за нее приходится платить. Поэтому в условиях сложной  ситуации необходимо представить варианты решения и их  последствий в такой форме, чтобы сделать произвол выбора менее  сильным, а риск — минимальным. Задачами принятия решений в условиях полной или  частичной неопределенности занимается теория игр и статистических решений.

        В коммерческой деятельности приходится принимать  решения в условиях противодействия другой стороны, которая может преследовать противоположные или иные цели, добиваться  других путей достижения цели, препятствовать теми или иными  действиями или состояниями внешней среды достижению  намеченной цели. Причем эти противодействия противоположной  стороны могут носить пассивный или активный характер. В таких случаях приходится учитывать возможные варианты поведения противоположной стороны, ответные действия, возможную реакцию и соответственно исходы.

        Возможные варианты поведения обеих сторон и их исходов для каждого сочетания альтернатив и состояний можно  представить в виде математической модели, которая называется игрой. Если в качестве противоположности выступает неактивная, пассивная сторона, которая явно активно не противодействует достижению намеченной цели, то такие игры называются играми с «природой». Такой стороной в данной ситуации является  неизвестность поведения клиентов.

Теория  игр — это математическая теория конфликтных  ситуаций. Основными ограничениями этой теории являются  предположение о полной «идеальной» разумности противника и принятие при разрешении конфликта наиболее осторожного решения. Менеджер при решении проблемы воспользовался игровой моделью в условиях полной коммерческой неопределенности, которая наиболее позволяет выбрать оптимальный вариант производства. [9, с. 192] 

    

  1. ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МОДЕЛИ ТЕОРИИ ИГР НА ЗАО «МеталлИзделиеПлюс»

           Предприятие     ЗАО «МеталлИзделиеПлюс» осуществляет свою деятельность на основании устава,  работает на белорусском рынке с 1995 года, смогло зарекомендовать себя как один из лучших производителей, чей профиль изготовление металлоконструкций.

          ЗАО «МеталлИзделиеПлюс» предлагает, для организаций и частных лиц изготовление и монтаж любых металлоконструкций строительного и промышленного назначения, в т.ч. нестандартных конструкций и индивидуальных конструкций по чертежам заказчика. При необходимости осуществим монтаж изготовленных конструкций и оборудования. По желанию заказчика окажем услуги по проектированию конструкций и оборудования, требующих изготовления.

         Управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

    Принятие  решений – составная часть  любой управленческой функции.

    На  фирме ЗАО «МеталлИзделиеПлюс» подготовкой и принятием управленческих решений занимается непосредственно директор, но в силу своей занятости часть обязанностей возлагается на менеджера.

         Важнейшим резервом повышения эффективности производства является повышение качества принимаемых решений, которое достигается путем совершенствования процесса принятия решений.

              На фирме принятие решений проходит по следующим стадиям.

        Самая первая – это диагностика проблемы. На этом этапе происходит определение или диагноз проблемы. Она чаще всего определяется исходя и анализа  финансовых показателей  фирмы. Также проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Т.е. директор или менеджер узнает о проблеме потому, что не случается то, что должно было случиться. Затем при принятии определенных решений сглаживаются отклонения от нормы. Здесь главной целью является, правильное определить проблемы. На данном этапе перед менеджером стоит задача в определении оптимального количества производства контейнеров 0,75 м. куб., так как при их не реализации предприятие вынуждено их  хранить на складе и нести убытки, что весьма отрицательно влияет на финансовое состояние фирмы.

    Второй  стадией является - формулировка ограничений  и критериев принятия решений. Когда менеджер диагностирует проблему с целью принятия решения, он продумывает варианты, что можно с нею сделать. Многие возможные решения проблем организации не будут реалистичными, поскольку либо у руководителя, либо у организации недостаточно ресурсов для реализации принятых решений. Кроме того, причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы – такие, как законы, которые руководитель не властен изменить. Ограничения корректирующих действий сужают возможности в принятии решений. Перед тем, как переходить к следующему этапу процесса, менеджер определяет суть ограничений и только потом выявляет альтернативы, это необходимо для того, чтобы не потеряна массу времени и чтобы не выбрать нереалистичное направление действий, что только усугубит, а не разрешит существующую проблему.

    Ограничения варьируются и зависят от ситуации и конкретных руководителей, некоторые общие ограничения – это неадекватность средств; недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт; неспособность закупить ресурсы по приемлемым ценам; потребность в технологии, еще не разработанной или чересчур дорогой; исключительно острая конкуренция; законы или этические соображения. Как правило, для крупной организации существует меньше ограничений, чем для мелкой или одолеваемой множеством трудностей.

    Третий  этап - определение альтернатив. Менеджер, чаще всего совместно с руководством, выявляет все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы и, тем самым, дать организации достичь своих целей.

    Потом менеджер, как правило, ограничивает число вариантов выбора для серьезного рассмотрения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее желательными. Остаётся только та, которая удовлетворит определенному приемлемому минимальному стандарту. Менеджер проанализировав реализацию по контейнерам определил возможное количество выпуска в месяц: 50 шт., 60 шт., 65 шт.

    Следующий этап – оценка возможных альтернатив. При их выявлении необходима определенная предварительная оценка. Иногда сама проблема подсказывает менеджеру, что именно надо принять во внимание, а что - отбросить. Hо бывает, что чаще всего этот вопрос перерастает в самостоятельную проблему, т.е. только после составления списка всех идей, следует переходить к оценке каждой отдельной альтернативы. При оценке решений менеджер определяет достоинства и недостатки каждого из них и возможные общие последствия. Ясно, что любая альтернатива сопряжена с некоторыми отрицательными аспектами. При оценке возможных решений менеджер пытается спрогнозировать то, что произойдет в будущем. Будущее всегда неопределенно. Множество факторов, включая изменение внешнего окружения и невозможность реализации решения, может помешать воплощению намеченного. Поэтому важным моментом в оценке является определение вероятности осуществления каждого возможного решения в соответствии с намерениями. Если последствия какого-то решения благоприятны, но шанс его реализации невелик, оно может оказаться менее желательным вариантом выбора. [6, с.239]

    С целью более точного определения  наиболее выгодной  альтернативы менеджер воспользовался моделью теории игр, так как в коммерческой деятельности приходится принимать решения, учитывая множество факторов различной природы.

Информация о работе Математические методы и модели принятия решений в коммерческой деятельности