Мативация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 06:52, контрольная работа

Описание

С точки зрения гуманистической психологии люди - в высшей степени

сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных

потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно

отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с

инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма,

трактующих людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей

среды.

Работа состоит из  1 файл

Минский Институт Управления.docx

— 81.19 Кб (Скачать документ)

С точки зрения гуманистической  психологии люди - в высшей степени

сознательные и  разумные создания без доминирующих бессознательных

потребностей и  конфликтов. В этом гуманистическое  направление существенно

отличается от психоанализа, который представляет человека как  существо с

инстинктивными и  интрапсихическими конфликтами, и  сторонников бихевиоризма,

трактующих людей  практически как послушных и  пассивных жертв сил окружающей

среды.

Сторонниками гуманистических  взглядов, рассматривающих людей, как  активных

творцов собственной  жизни, обладающих свободой выбирать и  развивать стиль

жизни, который ограничен  только физическими или социальными  воздействиями

можно назвать таких  видных теоретиков, как Фром, Олпорт, Келли и Роджерс,

однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся

представитель гуманистической  теории личности. Его теория самоактуализации

личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает

основные темы и  положения, характерные для гуманистического направления.

В настоящее время  ни у кого не вызывает сомнения, что  самым важным ресурсом

любой компании являются её сотрудники. Однако далеко не все  руководители

понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, сколь  эффективным

окажется труд сотрудников, зависит успех любой компании. Задача менеджеров

состоит в том, чтобы  максимально эффективно использовать возможности

персонала. Какими бы сильными не были решения руководителей, эффект от них

может быть получен  только тогда, когда они удачно воплощены  в дела

сотрудниками компании. А это может произойти только в случае, если работники

заинтересованы в  результатах своего труда. Для этого  необходимо человека кок-

то мотивировать, побудить к действию. Понятно, что  основным мотивирующим

фактором является заработная плата, однако, существует множество и других

факторов, заставляющих человека работать.

На сегодняшний  день имеется колоссальное количество способов воздействия на

мотивацию конкретного  человека, причем диапазон их постоянно  растет.

Более того, тот фактор, который сегодня мотивирует конкретного  человека к

интенсивному труду, завтра может способствовать «отключению» того же самого

человека. Никто точно  не может сказать, как детально действует  механизм

мотивации, какой  силы должен быть мотивирующей фактор и когда он сработает,

не говоря уже  о том, почему он срабатывает.

При всей широте методов, с помощью которых можно мотивировать работников,

руководитель компании должен сам выбирать, каким образом  стимулировать

каждого работника  для выполнения главной задачи —  выживания фирмы в жесткой

конкурентной борьбе.

Мотивацию, анализируемую как процесс, можно представить в виде ряда

последовательных  этапов.

     Первый — возникновение потребностей. Человек ощущает, что ему чего-то не

хватает. Он решает предпринять  какие-то действия. Потребности бывают самые

различные, в частности: физиологические; психологические; социальные.

     Второй этап — поиск путей обеспечение потребности, которую можно

удовлетворить, подавить или просто не замечать.

     Третий этап — определение целей (направлений) действия. Определяется, что

именно и какими средствами нужно сделать, обеспечить потребность. Здесь

выявляется, что нужно  получить, чтобы устранить потребность, чтобы получить то,

что желательно, в  какой мере можно добиться того, что необходимо и то, что

реально получить, способно устранить потребность.

     Четвертый этап — реализация действия. Человек затрачивает усилия, чтобы

осуществить действия, которые открывают ему возможность  приобретения того

необходимого, что  нужно для устранения потребности. Поскольку процесс работы

оказывает влияние  на мотивацию, то на этом этапе может  происходить

корректировка целей.

     Пятый этап — получение вознаграждения за реализацию действия. Проделав

необходимую работу, человек получает то, что он может  использовать для

устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемое для него.

Здесь выявляется, насколько  выполнение действий обеспечило желаемый результат.

В зависимости от этого происходит изменение мотивации  к действию.

     Шестой этап — ликвидация потребности. Человек или прекращает деятельность

до возникновения  новой потребности, или продолжает искать возможности и

осуществлять действия по устранению потребности.

  • Возникновение потребностей
  • Поиск путей устранения потребностей
  • Определение направления действия
  • Реализация действия
  • Осуществление действия за получение вознаграждения
  • Устранение потребностей

Мотивационный процесс.

Очень непросто выявить, какие мотивы являются ведущими в  мотивационном

процессе конкретного  человека в конкретных условиях. Знание логики процесса

мотивации не обеспечивает решающих преимуществ в управлении данным процессом.

Здесь немаловажным фактором является не очевидность мотивов. Можно

догадываться, какие  мотивы преобладают, но в конкретном виде их вычленить

достаточно трудно.

    

Функции мативации

Основные  функции мотивации

Основными функциями  мотивации являются:

•  побуждение к  действию,

•  направление  деятельности,

•  контроль и  поддержание поведения.

Побуждение к действию. Мотивы - это то, что заставляет человека действовать или является стимулом к действию. В этом смысле человек, активно действующий для достижения определенной цели, которая позволит ему удовлетворить какую-либо потребность, будет рассматриваться как мотивированный, а пассивный, равнодушный или  бездействующий - как немотивированный или обладающий низкой мотивацией. 

Направление деятельности. Люди постоянно принимают решения  о том, как они будут достигать  своих целей. Например, голодный человек  может сделать выбор между  тем, чтобы пообедать дома, на работе или перекусить на улице. Человек, испытывающий чувство одиночества, может выбирать между разными друзьями или разными  компаниями. Работник, стремящийся  произвести благоприятное впечатление  на своего руководителя, также может  выбирать разные варианты: работать особенно усердно над важной задачей, оказать  руководителю какую-то услугу или польстить  ему. Все эти действия имеют нечто  общее - они представляют собой некоторые  выборы, которые направляют усилия человека на достижение определенной цели, позволяющей удовлетворить  соответствующую потребность.

Контроль и поддержание  поведения, направленного на достижение цели, выражается в определенной настойчивости  в достижении этой цели. Мотивация  делает человека пристрастным, заинтересованным. Так человек, поведение которого определяется денежной мотивацией, стремящийся  к зарабатыванию денег, в разных ситуациях и при разных обстоятельствах  будет действовать в соответствии с этой доминантой. Поставленные перед  ним задачи или открывающиеся  возможности он будет рассматривать  преимущественно с точки зрения возможности зарабатывания денег.

Высокая отдача от работников возможна лишь в том случае, если они будут заинтересованы в конечном результате и будут положительно относиться к выполняемой работе. Это возможно лишь тогда, когда процесс  работы и конечные ее результаты позволяют  человеку удовлетворить важнейшие  из его потребностей. То есть тогда, когда он имеет высокий уровень  трудовой мотивации. Руководителю, желающему  воздействовать на трудовую мотивацию  подчиненных, в этой работе необходимо сделать пять шагов для того, чтобы  добиться желаемого результата:

Шаг 1. Оценка потребностей работников, определяющих их рабочее  поведение, отношение к работе и  к рабочим заданиям.

Шаг 2. Определение  тех факторов, которые влияют на трудовую мотивацию работников, определяя  их отношение к работе, степень  заинтересованности в конечных результатах  и готовность работать с полной отдачей.

Шаг 3. Выработка таких  мер воздействия, построение такой  мотивирующей рабочей среды, которая  способствует высокой заинтересованности в конечных результатах, позитивному  отношению к выполняемой работе и к организации.

Шаг 4. Воздействие  на трудовую мотивацию с учетом индивидуальных особенностей работника.

Шаг 5. Оценка эффективности  выбранных мер воздействия и  их корректировка в случае необходимости. 

Современная теория мативации

Современные теории мотивации.

Современные теории мотивации разделяются на содержательные и процессуальные. 

 

Содержательные теории мотивации основываются на выявлении  потребностей людей и их роли в  мотивации.

  • теория иерархии потребностей Маслоу
  • теория «мотивационной гигиены» (двухфакторная модель) Герцберга
  • теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда
  • теория потребностей Маслоу

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных  потребностей, но полагал также, что  эти потребности можно разделить  на пять основных категорий:

  1. Физиологические потребности являющиеся необходимыми для выживания - потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.
  2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем - потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.
  3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности - чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.
  4. Потребности в уважении - потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.
  5. Потребности самовыражения - потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Система потребностей Маслоу – иерархическая, то есть потребности  нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение  человека прежде, чем на мотивации  начнут сказываться потребности  более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек  будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для  него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность  более низкого уровня.

Поскольку с развитием  человека как личности расширяются  его потенциальные возможности, потребность в самовыражении  никогда не может быть полностью  удовлетворена. Поэтому и процесс  мотивации поведения через потребности  бесконечен.

Например, человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу и только после еды  будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться  к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно  стремиться к уважению со стороны  окружающих. Только после того, как  человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его  потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и  важнейшие потребности могут  круто измениться.

Информация о работе Мативация