Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 09:22, контрольная работа
Механизм управления – это совокупность мотивов деятельности, активности персонала, которую определяют как саму возможность, так и эффективность управления, от которых зависит восприятие воздействия.
В практическом отношении механизм управления – это видение и понимание менеджером ценностей и мотивов, стимулов и установок, опасений и устремлений, в соответствии с которыми управляемые им люди воспринимают его решения и реализуют их в своей практической деятельности.
- наличие
четкого разделения труда и
компетенции (прав и
- использование
административной власти в
- рациональный подбор и расстановку кадров с учетом деловых и личностных качеств работников.
Важная
особенность разделения труда управленческих
органов в том, что они строят
свою деятельность по функциональному
признаку, т. е. занимаются точно определенным
делом. Так, крупное предприятие
имеет в своем составе планово-
Разделения
труда и компетенции не ограничиваются
лишь органами управления, а доводятся
до каждого исполнителя, способствуя
повышению его ответственности
в решении стоящих перед ним
задач. При совершенствовании
Организаторская
работа, направлена на реализацию принятых
решений, включает подбор и расстановку
кадров, постановку конкретных задач
каждому исполнителю; определение
их функций, прав, ответственности; необходимый
инструктаж работников; планирование
и организацию их труда; согласовании
работ во времени и в пространстве;
контроль исполнения. Для эффективного
выполнения указанных процедур в
рамках функции организации необходим
набор специальных методов и
способов их осуществления. Эти организационные
инструменты воздействия
Некоторые из них, например методы подбора и расстановки кадров, организационное планирование, доведение заданий до исполнителей, инструктаж, контроль исполнения, применяются в ходе текущей организаторской работы, а другие – организационный анализ и диагностика, организационное проектирование, обобщение передового организационного опыта – используется при решении задач организационного развития, т.е. при совершенствовании системы управления предприятием. Распорядительное воздействие на предприятиях проявляется в форме приказов и распоряжений. Объем распорядительной диагностики находится в прямой зависимости от качества кадров управляющие системы и степени инициативы и умения менеджеров. Чем более четко на предприятии применяется организационное воздействия во всех его формах, тем меньше будет применятся распорядительное воздействие. Распорядительное воздействие заключается в постоянном оперативном обеспечении четкой работы звеньев управления. При помощи распорядительного воздействия устраняются отклонения от нормального функционирования всех подразделений управления предприятием. Значительная роль в системе менеджмента принадлежит социально-психологическим методам управления. Необходимость их обусловлена сущностью самого понятия менеджмента как координации деятельности людей в процессе производства. Управление в значительной степени зависит не только от объективных, но и от субъективных факторов, в частности социально-психологических.
Целью социально-психологических
методов управления является создание
в производственном коллективе такой
ситуации, которая бы ориентировала
каждого работника на раскрытие
всех своих потенциальных
Результативность
деятельности производственных коллективов
(и личности) в значительной степени
зависит от состава коллектива, созданной
в нем психологической
Главной
движущей силой в любом органе
или звене управления выступают
сами работники, т.е. менеджеры, специалисты,
технические исполнители. Они же
и являются носителями разнообразных
управленческих отношений, складывающихся
на различных уровнях и в
Социально-психологический аспект регулирования управленческих отношений – важный фактор эффективности и качества деятельности аппарата управления. Многообразие и сложность социальных отношений в производственных коллективах требует тщательного анализа в целях их регулирования и вскрытия социальных резервов повышения эффективности производства. Недооценка единства экономических и социальных аспектов деятельности коллектива приводит в ряде случаев к высокой текучести кадров, нарушения трудовой дисциплины, созданию кадровой морально-психологической атмосферы. Социально-психологические методы управления используются при решении следующих задач:
- подбор
и расстановка кадров (изучения
привлекательности трудовых
- формирование
производственного коллектива
- регулирование
межличностных отношений в
- повышение
эффективности индивидуального
и коллективного
- повышение
результативности
- укрепление трудовой дисциплины (выявления причин нарушений, разработка мероприятий по профилактике нарушений дисциплины);
- рационализация
трудовых процессов
Для практического
решения указанных задач на крупных
предприятиях должны создаваться специальные
социально-психологические
Для социологов объектом исследования должны является малые социальные группы (первичные трудовые коллективы и их взаимоотношения, а для психологов – личность и межличностные отношения). В ряде случаев эффективна совместная работа социологов и психологов, что позволяет подходить комплексно к изучению возникших производственных ситуаций.
Социально-психологические
методы управления требуют, чтобы во
главе коллектива были люди достаточно
гибкие, умеющие использовать разнообразные
методы управления. Успех деятельности
руководителя зависит от того, насколько
правильно применяет он различные
формы социально-
В качестве основных форм такого воздействия можно рекомендовать планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, экономическое соревнование, критику и самокритику, постоянно действующие производственные совещания, которые выступают как метод и как форма участия трудящихся в управлении, различного рода ритуалы и обряды. Не следует противопоставлять методы управления при решении конкретных производственных ситуаций.
Наибольший
эффект может быть достигнуть только
при комплексном использовании
экономических, организационно-правовых,
и социально-психологических
2.2. Формы действия и использования механизма управления
Любая организация является сложной социальной системой, состоящей из двух элементов — управляющего и управляемого. Будучи подсистемой организации в целом, управляющий элемент одновременно сам представляет весьма сложное образование, которое мы будем называть системой управления.
Она характеризуется определенной конфигурацией структуры, степенью централизации или децентрализации, формализации и регламентации, стабильностью или изменчивостью, открытостью или закрытостью (восприимчивостью или невосприимчивостью к внешним влияниям).
Структурно система управления
состоит из управляющей и управляемой
подсистем, (границы между ними весьма
условны), в единстве образующих субъект
управления, а также механизма
их взаимодействия, включающего совокупность
полномочий, принципов, методов, правил,
норм, процедур, регламентирующих порядок
осуществления управленческих действий
по отношению к объекту
Под управляющей подсистемой
Во главе управляющей
В состав управляющей подсистемы включаются также механизмы ее воздействия на управляемую — планирование, контроль, стимулирование, координация.
К управляемой подсистеме относятся элементы, которые воспринимают управляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение того объекта, на который оно направлено.
Объект управления представляет собой все те элементы организации, которые, воспринимая управленческое воздействие, подчиняют ему свое функционирование и развитие. В качестве объекта можно рассматривать рядовых исполнителей, процесс, отношения. Обычно управляющая подсистема по масштабу меньше управляемой и сложность ее ниже; но она более активна, динамична. Управляемая же подсистема, наоборот, обладает большой инерционностью, на преодоление которой обычно требуется немалая энергия. Эта система преломляет управленческие решения в соответствии со своей спецификой, что во многом обусловливает эффективность их реализации.
Нужно иметь в виду, что объект управления отличается от субъекта не сам по себе как таковой (субстанциально), а выполняемыми функциями. Поэтому, например, одно и то же лицо в разных ситуациях может быть и тем и другим. Обычно субъект управления по масштабу меньше объекта и сложность его ниже, но он более активен и динамичен; объект же, наоборот, инертен.
Если управление имеет официальный характер, то его субъект организационно и юридически оформляется в виде должности (совокупности должностей), образующих подразделение управления. В противном случае субъектом может быть отдельный человек, или группа людей, не связанных формально с теми или иными должностями. Главное здесь состоит в том, что субъект управления генерирует решения, регламентирующие функционирование объекта управления.
От субъекта управления необходимо
отличать субъектов управленческой
деятельности — живых людей, в
которых персонифицируются